Особенности административной системы Швеции
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. Административное право Швеции как правовая отрасль и наука
1.1 Правовая природа, сущность и характерные черты административного права Шведского государства
1.2 Система и источники административного права Швеции
ГЛАВА II. Объекты и субъекты административно–правовых отношений правового регулирования административного права Швеции
2.1 Понятие, характерные черты и система публичной администрации
2.2 Местное самоуправление как объект административно-правового регулирования
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы заключается в том, что знание основных положений административного права этой передовой европейской страны, выявление различий с Российской правовой системой позволит нам увидеть разнообразие и стройность административного права как одной из базисных отраслей мировой правовой системы. Кроме того, непосредственная актуальность темы определяется тем, что, изучив курс административного права, курсант должен представлять себе основные вопросы административного и управленческого устройства различных стран мира.
Степень изученности темы: проблематика административно-правовых систем зарубежных стран всегда представляла определенный интерес в научных кругах. При написании данной курсовой работы я использовал труды А.В. Высоцкого, К.С Бельского, О. Толмачева, Д.Н. Бахрах, Н.М. Тищенко, Спиридонова Л.Н.
Проблемой темы является: изучение становление и развитие административного права Швеции.
Объектом данной курсовой работы являются основы современной правовой системы Швеции, как передового европейского государства.
Предметом курсовой работы являются научные публикации, и публикации в СМИ относительно правовой системы и административно-правового управления в Швеции.
Целью моей курсовой работы является целостно-логическое исследование административного права Швеции.
Основные задачи моей курсовой работы:
- выявить правовая природа, сущность и характерные черты административного права Шведского государства
- показать систему организации управления и власти, их особенности и характерные черты.
- проанализировать имеющиеся публикации и акцентировать внимание читателя на особенностях Административной системы Швеции.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения курсовой работы:
1. Административное право одна из важнейших отраслей правовой системы Швеции, впитавшая в себя исторические традиции жизненного уклада Швеции.
2. Административное право Швеции изначально создалось как право контроля за администрацией, поэтому определяющим принципом стал принцип Законности.
3. Административное право Швеции определяет публичное и муниципальное управление как равнозначные объекты правового регулирования.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются работы правоведов по рассматриваемой мной проблеме в соответствии с поставленной целью и задачами.
Структура моей работы: введение, две главы, каждая из которых имеет в своем составе два параграфа, заключение. В конце курсовой работы приведён список литературы, использованной при её написании, включающий в себя 15 источников.
Первая глава затрагивает правовую природу, сущность и характерные черты административного права Шведского государства, а также характеризует систему и источники административного права Швеции. Здесь я раскрываю исторические и социальные особенности и признаки правовой системы и управленческих отношений, а также принципы построения административной системы Швеции, показана классификация и основные виды административно правовых источников. Второй параграф данной работы посвящен объектам правового регулирования административного права Швеции. Раскрыты: публичное, местное виды управления, их характеристики основные черты и соотношение. Отмечаю децентрализованные учреждения как органы управления специальной компетенции, а также другие особенности административной системы Швеции.
ГЛАВА I АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ШВЕЦИИ, КАК ПРАВОВАЯ ОТРАСЛЬ И НАУКА
1.1 правовая природа, сущность и характерные черты административного права Шведского государства
В настоящее время подавляющее большинство стран мира признают административное право одной из основных правовых отраслей. Однако определение, цели и задачи этой отрасли в различных странах формулируются неодинаково. Хотя можно выделить общие подходы к определению этой сравнительно молодой отрасли права. Общепризнанно, что административное право представляет собой систему правовых норм, регулирующих публичную административную деятельность и контроль за ней.
Административное право связано с регулированием административной, управленческой деятельности государства. Государственная управленческая деятельность появилась одновременно с возникновением публичной власти, поэтому даже на самых ранних этапах развития государственности принимались правовые нормы, регулировавшие отдельные вопросы управленческой деятельности. Но системное правовое регулирование государственного управления в Швеции появляется только в Средние века, а точнее - в период абсолютизма. Тогда государство подробно регламентировало жизнь подданных, определяло способы получения финансовых средств, устанавливало формы контроля за общественной нравственностью.
Нормы, регулировавшие управленческую деятельность государства, в странах Европы объединялись понятием «полицейское право» (от греческого «роliсе» - город)[1]. В то время государственная управленческая деятельность была наиболее активной в городах и потому представляла собой, прежде всего городское управление. Для полицейского права было характерно закрепление прав государства и установление обязательных предписаний для граждан. Таким образом, полицейское право формировалось как право для администрации. Научные знания о государственном управлении также начали систематизироваться в Западной Европе в период абсолютизма и развивались в рамках полицейских наук. Изучались государственные структуры, вырабатывались методы совершенствования их деятельности. Возникновение административного права связано с принципиально иным подходом - с признанием верховенства прав человека и гражданина, с идеями правового государства, с либеральными представлениями о целесообразности минимального государства в роли «ночного сторожа».
Необходимость ограничения государственной деятельности, которая должна осуществляться в жестких рамках права, была теоретически обоснована накануне буржуазных революций. К концу XVIII - началу XIX в. государство стало единственной всеохватывающей организацией, уникальной по масштабам властвования. В связи с этим формируются идеи необходимости особого правового статуса государства и его органов. Возникновение административного права как самостоятельной правовой отрасли обычно связывают с созданием в Швеции особых административных судов и, как следствие, - с появлением самостоятельной административной юстиции. Административное право изначально создалось как право контроля за администрацией, право защиты гражданина от произвола со стороны административных властей. Ведущим научным направлением в административном праве XIX в. стал нормативизм, основывавшийся на идеях позитивного права. Именно в рамках позитивизма формировались представления о государственном управлении как единой слаженной системе, а нормы административного права приобрели свойства взаимосвязанности, системности. Проводилась систематизация законодательства, разрабатывались законы о государственных служащих, о децентрализации и деконцентрации государственного аппарата. Формулировались такие принципы построения и деятельности администрации, как законность, централизация и децентрализация, концентрация и деконцентрация. Утверждалось представление о том, что государство должно действовать и регулировать дела частных лиц в интересах всего общества - в публичных интересах.[2] Задачами администрации признавались прежде всего поддержание порядка внутри страны и защита общества от нападения извне. К концу XIX в. сформировалась система административного права Швеции, характерные черты которой - четкая законодательная регламентация управленческих структур и процессов; формирование общих принципов публичного управления; развитый понятийный аппарат. Административно-правовая наука предваряла развитие законодательства и обобщала судебную практику, переходя от теории к практике, используя преимущественно дедуктивный метод (от общего к частному). Обострение социальных проблем шведского общества в конце XIX - начале XX в. привело в политику широкие социальные слои. Управление государством перестало быть делом исключительно элитарным. Введение всеобщего избирательного права, свободного от имущественных цензов, сделало представительные органы ненадежными и потенциально опасными для правящих кругов. Понадобилось найти дополнительные инструменты обеспечения стабильности государственной власти. Теоретической основой формирования новых подходов стала идея разделения политики и управления.
Обосновывалась необходимость самостоятельного изучения и правового регулирования как политической власти, представленной парламентом и другими представительными учреждениями, так и власти административной в лице правительственных учреждений. При этом подчеркивалось, что административная власть должна быть профессиональной, независимой от политических катаклизмов.
Утверждению этой теории способствовало также усложнение государственного управления, вызванное, прежде всего потребностями государственного вмешательства в экономическую и социальную сферы. Концентрация финансовой и экономической власти в обществе, появление монополий заставили пересмотреть традиционные представления о государстве - «ночном стороже» и начать поиски форм сотрудничества государства с другими публичными структурами. Необходимость изменения подходов шведского государства к управлению, в период буржуазных преобразований конца XIX – начала XX веков привела к новому этапу развития административного права и административно-правовой науки.
В результате ряда реформ, вместо служения аристократии административное право перешло на службу всему обществу и приобрело следующие характерные черты:
Во-первых, административное право относится к отраслям публичного права, поскольку регулирует публичную деятельность.
Деление права на частное и публичное, как известно, было заимствовано западными странами из римского права. Публичное право считается относящимся к пользе общества в целом и охраняющим публичные, общественные интересы. Хотя существует немало критериев выделения публичного и частного права, на современном этапе определяющим становится метод правового регулирования. Публичное право устанавливает обязательные предписания, предоставляя одним субъектам властные полномочия, а за другими закрепляя обязанность повиновения.
Во-вторых, административная деятельность как предмет правового регулирования обладает определенными сущностными характеристиками, то есть предполагает выполнение специальных функций:
- программирования - выработки конкретных программ действий;
- организации - определения структур и кадров для выполнения поставленных задач;
- распорядительства - выдачи конкретных властных предписаний;
- координации - гармонизации всех действий и усилий;
- контроля - проверки соответствия результатов поставленным целям.