Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Учреждение образования «Барановичский государственный университет»

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

в сфере экономики и образования











курсовая работа

на тему

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг


Исполнитель:

слушатель группы №ПРз-208

Мокейчик О.А.







г. Барановичи, 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Ответственность в хозяйственных правоотношениях

1.1            Понятие ответственности в хозяйственных правоотношениях

1.2            Принципы и функции ответственности в хозяйственных правоотношения

1.3            Виды ответственности за нарушение законодательства, при осуществлении хозяйственной деятельности

Глава 2. Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

2.1           Гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

2.2           Административная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

2.3           Уголовная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. «О защите прав потребителей» под качеством товара (работы, услуги) понимается совокупность характеристик товара (работы, услуги), относящихся к его способности удовлетворить установленные и (или) предполагаемые потребности потребителя (безопасность, функциональная пригодность, эксплуатационные характеристики, надежность, экономические, информационные и эстетические требования и др.) [14].

Качество продукции, работ и услуг является одним из важнейших факторов успешной деятельности любой организации. В настоящее время во всем мире заметно усилились требования, предъявляемые потребителем к качеству продукции, работ, услуг. Ужесточение требований сопровождается осознанной всеми необходимостью постоянного повышения качества, без чего невозможно достижение и поддержание эффективной экономической деятельности.

Согласно указу президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 года «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)» в случаях выявления фактов неоднократной реализации на территории Беларусь продукции (выполнения работ, оказания услуг), представляющей опасность для жизни, здоровья, имущества граждан, окружающей среды (в том числе с истекшими сроками годности), без обязательных документов, удостоверяющих качество, предоставление потребителям недостоверной информации о потребительских свойствах продукции (работ и услуг) к юридическим лицам и предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством [16].

Согласно Конституции Республики Беларусь и ее 21 статье обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства.

Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий [10,с.7].

К сферам осуществления достойного уровня жизни населения тесным образом относиться и сфера качества продукции, работ, услуг.

Поэтому действующее законодательство Беларуси содержит ряд нормативных актов призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;

2) Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей»;

3) Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «О техническом нормировании и стандартизации», который определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

4) Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации».

5) Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2008 года и т.д. [8,с.178].

Цель курсовой работы: на основе анализа законодательства Респ. Беларусь исследовать проблемы к теме «Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг» и особенности их применения к правонарушителю, предложить пути их решения.

Задачи курсовой работы:

1) изучить и проанализировать литературу по изучаемой проблеме;

2) изучить и проанализировать нормативно-правовые документы по решаемой проблеме;

3) дать понятие ответственности в хозяйственных правоотношениях, а также ее принципам и функциям;

4) исследовать виды ответственности в области качества продукции, работ и услуг: гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг; административная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг; уголовная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг;

5) провести анализ темы курсовой работы «Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг»;

6) выделить особенности каждого из исследуемых видов ответственности в области качества продукции, работ, услуг.

Объект: общественные отношения, связанные с ответственностью субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг.

Предмет: законодательство Республики Беларусь, юридическая учебная литература, судебная практика об ответственности субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг.

В ходе работы использовались следующие методы: правовой анализ научной литературы и нормативно-правовых актов, анализ учебной литературы, методы систематизации и обобщения.

Для нормального развития хозяйственного оборота необходимо, чтобы его участники надлежащим образом выполняли свои обязанности и обязательства. Когда обязанности и обязательства не исполняются или исполняются ненадлежащим образом, говорят об их нарушении. Нарушение в таких случаях наносит вред не только заинтересованным лицам, но и всему обществу в целом, т.к. нарушения в одном звене ведут к закономерной дисфункции всего экономического механизма. В целях предотвращения подобных правонарушений и устранения их последствий устанавливается юридическая ответственность [2, с. 59].

Основным орудием борьбы с правонарушителем является ответственность [4, с. 174].

В настоящее время конкретного закона об ответственности за нарушения в области качества продукции, работ, услуг, в Республике Беларусь не существует и для изучения данного вопроса необходимо анализировать ряд нормативно - правовых документов. Качество продукции, работ, услуг важнейший показатель уровня развития страны ее экономической стабильности. Так как эта сфера очень важна в хозяйственных правоотношениях, то необходимо ужесточить меры по предотвращению в ней негативных проявлений и более четко и правильно организовать систему законодательства в данной области.

Поэтому в ходе курсовой работы мы исследуем ответственность в области качества продукции, работ и услуг, ее виды и особенности применения ее к правонарушителям.

При исследовании проблемы использовались труды следующих авторов: Вабищевич, С.С, Манькович, И.А., Гальцов, В.С., Радоман, А.В., Кацубо, СП., Мазур, О.А. и др.

ГЛАВА 1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ


1.1            Понятие ответственности в хозяйственных правоотношениях


Литературные источники содержат различные определения ответственности и единого определения ответственности до настоящего времени не существует. Одни трактуют ответственность как серьезность, важность чего-либо. Вторые - как необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственными за них; третьи - как обязанность, необходимость давать отчет в своих действиях и отвечать за их возможные последствия, за результат чего-либо [4, с. 175].

Ответственностью являются применения к правонарушителю установленных законом или договором санкций, вследствие чего он несет имущественные потери. Итак, понятие хозяйственно-правовой ответственности включает в себя и имущественные следствия применения санкций. В свою очередь хозяйственно-правовая санкция представляет определенную непосредственно законом или договором меру (масштаб, величину) ответственности правонарушителя. Это предельная величина имущественно-принудительного влияния на правонарушителя, который может применить к нему кредитор или соответствующий орган (суд, арбитражный, хозяйственный суд).

Хозяйственно-правовые санкции в своей сущности являются экономически-юридическими. Поэтому в законодательстве определения экономические и имущественные могут употребляться как тождественные. Термин "экономические" означает, что по смыслу хозяйственно-правовая ответственность есть экономической. Это отрицательное экономическое влияние на правонарушителя, чтобы стимулировать его выполнить обязательство.

Термин «имущественные санкции» является юридическим эквивалентом предыдущего термина и означает, что с точки зрения формы хозяйственно-правовая ответственность является юридической ответственностью. Эту ответственность применяют лишь в правовой форме, которой есть предусмотренные законом или договором имущественные (экономические по смыслу) санкции.

Возмещение убытков как вид ответственности разностороннее урегулировано законом. Во-первых, определены юридические основания его применения: "В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательства должником он обязан возместить кредитору причиненные им убытки" (ч. 1 ст. 203 ГК). Во-вторых, определены виды потерь кредитора, которые определяются как убытки. Это расхода кредитора; потеря или повреждения его имущества; доходы, которые он получил бы, если бы должник выполнил обязательство (ч. 2 ст. 203 ГК). Как правило, убытки не являются имущественной санкцией заранее определенного размера. Именно в этом заключается универсальность их применения. Тем не менее, трудности в обсчете их размера предопределяют сложность применения указанной санкции. В-третьих, законодатель применяет официальное толкование убытков и определенные способы определения их размера.

Возмещение убытков применяется как имущественная санкция, исходя из анализа соответствующих статей Гражданского кодекса и других законодательных актов в отношениях купли-продажи между хозяйствующими субъектами. Так, продавец обязан сообщить покупателя о всех права третьих лиц на проданную вещь: право арендатора, право залога и т.п.. Невыполнение этого правила дает право покупателю на расторжение договора и возмещение убытков (ст. 229 ГК). Если продавец продал вещь, но на нарушение договора не передает ее покупателю, последний имеет право требовать передачи проданной вещи и возмещение убытков, вызванных просрочкам выполнения (ст. 231 ГК), или отказаться от договора и требовать возмещения убытков. Аналогичные права имеет продавец в случае отказа покупателя принять проданную вещь или заплатить за нее установленную цену (ст. 232 ГК). Если проданная вещь ненадлежащего качества, покупатель как один из альтернативных вариантов может требовать расторжения договора и возмещение убытков (ст. 234 ГК);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты