Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Таким образом, можно сделать следующие выводы по данной главе:

1) ответственностью являются применения к правонарушителю установленных законом или договором санкций, вследствие чего он несет имущественные потери;

2) условиями хозяйственно-правовой ответственности являются:факт хозяйственного нарушения, противоправность поведения хозяйственного нарушителя, причинная связь между противоправным поведением нарушителя и причиненными пострадавшему убытками;

3) для применения имущественной ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие всех четырех условий, тогда как для применения неустойки (штрафа, пени) довольно лишь двух из них: факта хозяйственного правонарушения и противоправности поведения нарушителя;

4) функции ответственности: превентивная (предупредительная), пресекательная, штрафная, компенсационная;

5) принципы ответственности в хозяйственных правоотношениях: принцип законности, принцип неотвратимости ответственности, принцип полного возмещения вреда;

6) законодательством Республики Беларусь установлены следующие виды ответственности в хозяйственных правоотношениях: гражданско-правовая ответственность, административно-правовая ответственность, уголовно-правовая ответственность.

ГЛАВА 2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ, РАБОТ, УСЛУГ


2.1                          Гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг


Гражданская ответственность регулируется нормами гражданского кодекса Республики Беларусь, и оговаривается в договорах на поставку товаров.

Если недостатки товаров не были оговорены продавцом, покупатель в праве по своему выбору потребовать от продавца следующее: соразмерные уменьшения покупной цены, безвозмездного устранения недостаток в разумный срок, возмещения своих расходов на устранение недостатков.

В случаях существенного нарушения качества: -отказаться от исполнения договора купли-продажи, требовать возврата денежной суммы; -потребовать замены товара (если не установлен срок годности, требования м. б. представлены в течение 2 лет со дня передачи товара) [6] .

Основными формами гражданско-правовой ответственности является взыскание убытков (компенсация морального вреда) и неустойка.

Основополагающий принцип гражданско-правовой ответственности – полное возмещение всех причиненных убытков, восстановление должником имущественного состояния потерпевшего лица.

Основания гражданско-правовой ответственности:

1)                Противоправное поведение должника – его действия нарушающие нормы права и основанные на них субъектные права и интересы других лиц;

2)                Наличие вреда (убытков), возникшего у кредитора вследствие нарушения обязательств должником;

3)                Непосредственная причинная связь между нарушением обязательств должником и возникшими у кредитора убытками;

4)                Наличие вины в противоправном поведении: умысел или неосторожность.

Видами гражданско-правовой ответственности являются:

1)                Долевая – лицо отвечает лишь в пределах определенной доли в имуществе;

2)                Солидарная – один отвечает за всех, все за одного или в равных долях;

3)                Субсидиарная – дополнительная ответственность [8, с. 79].

В данной работе для решения поставленной проблемы нами были использованы следующие нормативно-правовые акты РБ:

1)                Гражданский кодекс Республики Беларусь;

2)                Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей».

На основе данных документов мы определили особенности применения гражданско-правовой ответственности в области качества продукции, услуг, работ.

Гражданский кодекс предусматривает основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги. Согласно ст. 964 настоящего кодекса вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе или услуге, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара, лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от их вины и от того, состоял потерпевший с ними в договорных отношениях или нет.

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются лишь в случаях приобретения товара, выполнения работы или оказания услуги в потребительских целях, а не для использования в предпринимательской деятельности (ст. 964 ГК Республики Беларусь).

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению по выбору потерпевшего продавцом или изготовителем товара.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем).

Вред, причиненный вследствие непредставления полной или достоверной информации о товаре, работе или услуге, подлежит возмещению лицами, указанными в пунктах 1 и 2 настоящей статьи (ст. 965 ГК).

Гражданский кодекс определяет сроки возмещения вреда, причиненного в результате недостатков товара, работы или услуги:

1) вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленных сроков годности товара, работы или услуги, а если срок годности в соответствии с законодательством не устанавливается, – в течение десяти лет со дня производства товара, выполнения работы или оказания услуги.

2) за пределами сроков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, вред подлежит возмещению, если:

а) в нарушение требований акта законодательства срок годности не установлен;

б) лицо, которому продан товар, для которого выполнена работа или оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий (ст.966 ГК).

Продавец или изготовитель товара, исполнитель работы или услуги освобождаются от ответственности в случае, если докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения (ст.967 ГК) [5].

Таким образом, ГК Республики Беларусь раскрывает вопросы применения и возникновения гражданско-правовой ответственности в хозяйственных правоотношениях. Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей» определяет гражданско-правовую ответственность субъектов хозяйствования в области качества продукции, услуг и работ.

Согласно статье 15 данного закона за нарушение прав потребителя продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором.

Убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или договором.

Уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтную организацию) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) освобождается от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошли вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, исключающим ответственность и предусмотренным настоящим Законом или иными законодательными актами. Продавец (поставщик) вправе потребовать замены товара ненадлежащего качества, возвращенного потребителем, от изготовителя или поставщика, реализовавшего ему такой товар, а также возмещения убытков, понесенных продавцом (поставщиком) в связи с восстановлением нарушенного права потребителя, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь или договором. При этом изготовитель или поставщик, реализовавший товар продавцу (поставщику), освобождаются от ответственности, если докажут, что недостатки товара возникли по причинам, возникшим после передачи товара продавцу (поставщику) (ст.15 закон «О защите прав потребителей»).

Гражданско-правовая ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге):

1. Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, - в разумный срок потребовать от продавца (исполнителя) расторжения договора и возврата уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы либо от изготовителя (поставщика, представителя) возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков.

При расторжении договора и (или) возврате потребителю уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы в соответствии с частью первой настоящего пункта потребитель обязан возвратить товар (результат работы, если это возможно исходя из его характера) продавцу (изготовителю, исполнителю).

Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.

2. Потребитель вправе предъявить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю), не предоставившему потребителю возможности получения необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), требования, предусмотренные пунктами 1-3, 5 и 6 статьи 20 и пунктами 1, 3 и 4 статьи 31 настоящего Закона, и за те недостатки товара (результата работы, услуги), возникшие после передачи товара (результата работы, услуги) потребителю, в отношении которых потребитель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

3. Если непредоставление (предоставление недостоверной или недостаточной) информации о товаре (работе, услуге) повлекло за собой причинение вреда жизни, здоровью, наследственности либо имуществу потребителя, он вправе предъявить продавцу (изготовителю, исполнителю) требования в соответствии со статьей 17 настоящего Закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты