Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

4. При рассмотрении требований потребителя о возмещении убытков, причиненных непредоставлением необходимой и достоверной информации о товаре (работе, услуге), следует исходить из предположения об отсутствии у потребителя специальных знаний о свойствах и характеристиках товара (работы, услуги).

5. При возникновении между потребителем и продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, исполнителем) спора о достоверности предоставленной информации о товаре (работе, услуге) продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель) обязан провести экспертизу достоверности информации за свой счет в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь. О месте и времени проведения экспертизы потребитель должен быть извещен в письменной форме. Потребитель вправе принять участие в проведении экспертизы лично или через своего представителя, а также оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Если в результате экспертизы будет установлено отсутствие нарушений со стороны продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю) расходы по проведению экспертизы (ст.16 закон «О защите прав потребителей») [14].

Возмещение вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги):

1. Вред, причиненный жизни, здоровью, наследственности или

имуществу потребителя вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре (работе, услуге), подлежит возмещению в полном объеме продавцом (изготовителем, исполнителем) независимо от его вины и от того, состоял потребитель с ним в договорных отношениях или нет.

2. Вред, причиненный вследствие недостатков товара (результата работы, услуги), подлежит возмещению, если он возник в течение установленных срока годности или срока службы товара (результата работы), а при отсутствии таковых - в течение десяти лет со дня производства товара (выполнения работы, оказания услуги).

3. Если в нарушение требований законодательства срок годности

или срок службы товара (результата работы) не установлены либо лицо, которому продан товар (для которого выполнена работа), не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы товара (результата работы) и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

4. Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подлежит возмещению продавцом или изготовителем товара по выбору потребителя.

5. Вред, причиненный вследствие недостатков работы или услуги, подлежит возмещению исполнителем (пример из судебной практики Приложение №1).

6. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, наследственности или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний изготовителя (исполнителя) выявить их особые свойства и характеристики или нет.

7. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие нарушения потребителем установленных правил использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки товара (результата работы) или действий третьих лиц либо непреодолимой силы (ст.17 настоящего закона).

Статья 26 данного закона рассматривает ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) за просрочку выполнения требований потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества [14].

Таким образом (в соответствии с ст.439 ГК Республики Беларусь), продавец обязан передать покупателю товар качество, которого соответствует договору купли-продажи, т.е. при продаже товара продавец фактически предоставляет гарантию на него [12, с.108].

За нарушение сроков, предусмотренных пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 22, пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24, статьей 25 настоящего Закона, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю.

В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 22, пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24, статьей 25 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные пунктами 1-3, 5-7 статьи 20 настоящего Закона [14].

Таким образом, гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, услуг, работ имеет следующий состав: вина правонарушителя, основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги, субъекты хозяйствования, которые должны возместить вред причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, сроки возмещения вреда.

2.2             Административная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг


Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Административным правонарушением (проступком) признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Согласно ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьями Особенной части КоАП Республики Беларусь. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП Республики Беларусь для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП Республики Беларусь.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 4.8 КоАП). Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением [11, c. 46].

Что же касается самих организаций и индивидуальных предпринимателей, то действующее законодательство предусматривает применение в отношении их экономической ответственности. Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденных Указом № 673, определяют экономическую ответственность как « установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения субъектами предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений». При этом в качестве основных мер указанной ответственности законодательство предусматривает штраф и взыскание имущества, денежных средств в соответствующий бюджет. Однако эти меры являются ничем иным, как административными взысканиями. При этом индивидуальный предприниматель как физическое лицо является субъектом административной ответственности [2, с.43].

Ответственность за административные правонарушения в области различных сфер хозяйственной деятельности рассредоточена в КоАП Республики Беларусь (особенной части). Отдельные составы административной ответственности содержатся, например, в гл. 10 (административные правонарушения против собственности), гл. 11 (административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности); гл. 12 (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности); гл. 13 (административные правонарушения против порядка налогообложения); гл. 14 (административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения); гл. 20 (административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов); гл. 21 (административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства и пользования жилыми помещениями); гл. 23 (административные правонарушения против порядка управления) и др.

Мерой административной ответственности является административное взыскание. За совершение административных правонарушений КоАП Республики Беларусь предусмотрены следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9)взыскание стоимости предмета административного правонарушения [11, c. 46].

Нормативные правовые акты, устанавливающие меры ответственности (а именно - административно – правовой ответственности) субъектов хозяйствования, можно условно разделить на две категории:

1. отраслевые нормативные правовые акты, регулирующие целый комплекс правоотношений, участниками которых являются субъекты хозяйствования, и содержащие санкции за нарушения установленных в них правил. Например, Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. N 255-З устанавливает в целом «основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования» (ст.1 Закона). В том числе указанный Закон содержит специальную главу, посвященную ответственности за нарушения правовых норм, регулирующих вопросы ценообразования;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты