Получение взятки ст.311 УК Республики Казахстан

Получение взятки ст.311 УК Республики Казахстан

                             

СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

стр.

Введение

3-4

1. Получение взятки

5-13

2. Вымогательство  взятки

13-17

3. Провокация  взятки

17-25

4. Опрос общественного мнения о проблеме коррупции и взяточничества

26-32

5. Примеры уголовных дел о взяточничестве.

33-34

Заключение

35-36

Список используемой литературы

37

 

                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 



Введение.


На  укрепление  и  охрану  демократического  образа  жизни в нашем  государстве  направлены  моральные,  правовые,  политические  и  другие  социальные  нормы  нашего  общества,  их  соблюдение  должно  быть  для  каждого  человека  естественной  потребностью,  непреложным  внутренним  законом.

Законность  и  дисциплина,  высокая нравственность – непременные  условия  совершенствования   общества.

Нарушения  правовых, нравственных  и  иных  норм, отклонения  от их  требований  приносят  существенный   ущерб  интересам  личности,  общества  и  государства,  вызывают  естественное  осуждение со  стороны  граждан.

Борьба с негативными  социальными  явлениями (правонарушениями)   ведется  в  нашей республике  на научной  основе,  фундамент  которой  был  заложен  еще  в  советское  время. Парламент  и  юридические  организации  постоянно   обращаются  к  проблемам   совершенствования  социальных  норм,  борьбы в частности с преступлениями в сфере экономической  деятельности, развития  законодательства  и  его эффективного  функционирования,  дальнейшей  разработке  и  конкретизации  тех  фундаментальных  положений,  которые  определяют  отношение  к различным  видам  правонарушений.

Изучение  природы,  видов,  причин,  тенденций   правонарушений и преступлений  играет  как  научную,  так и  практическую  роль.  Оно  должно служить  основой для  совершенствования   юридических  норм  и  практики   их  применения, для  дальнейшего  укрепления  системы  социального  контроля,  более  последовательной    реализации  мер  нравственного  и   правового  воспитания,  социальной  профилактике и ответственности.

В  нашем  государстве  все  эти  меры  направлены   на то,  чтобы   обеспечить  максимальное   удовлетворение  интересов  общества  и  граждан,  вернуть  каждого  оступившегося  в  среду  достойных  членов   общества,  способствовать  укреплению  законности  и  дисциплины,  нравственной и правовой основы  государственной  и  общественной  жизни.

Вопросы  о  причинах  правонарушений  и  мер  борьбы  с ними  отличаются   на  сегодня  острой актуальностью, т.к.  в  настоящее  время, на  момент  построения  демократического  государства  в  рыночной  экономике  развились в  большом  объеме  многие  негативные  явления,  являющиеся  по своему  содержанию  преступлениями.  

Борьба с негативными явлениями требует и комплексных исследований этой проблемы. Широкое развитие за последние годы криминологических, социально-гигиенических, этико-педагогических, социально-психологических исследований служит хорошей базой для создания общей теории правонарушений.

В данной работе предпринята попытка раскрыть содержание правонарушения, злоупотребление должностными полномочиями, осветить проблему определения понятия должностное лицо.

Актуальность темы очевидна, так как этот вид преступления представляет собой достаточно распространенную форму коррупции властных и управленческих структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Получение взятки

 

Получение взятки - получение долж­ностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного ха­рактера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попусти­тельство по службе  (ч. 1 ст. 311 УК).

Объективная сторона получения взятки, таким образом, за­ключается в получении должностным лицом незаконного имуще­ственного вознаграждения (взятки) за совершение в пользу взяткодателя действий (или бездействия) с использованием своего служебного положения.

Необходимым признаком данного преступления является его предмет — взятка.

В обобщенном виде взятка представляет незаконную выгоду имущественного характера. Новый УК  РК в отличие от предыдущего раскрывает содержание предмета взятки как денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

В постановлении Верховного Суда РК от 30 марта 1998 г. «О судебной практике по делам о взяточничестве» разъяснялась суть выгод иму­щественного характера как оказываемые виновному безвозмездно услуги, подлежащие оплате (как то: предоставление санаторных и туристических путевок, проездных билетов, производство ре­монтных, реставрационных, строительных и других работ). На практике наиболее часто предметами взятки являются деньги или ценные бумаги (в частности, акции), дорогостоящие вещи и техника (мебельные гарнитуры, импортная аудио- и видеотехни­ка, автомашины), антикварные и коллекционные предметы (мо­неты, марки и т.п.). При этом безвозмездность получения пред­мета взятки может быть полной либо виновный получает ценные вещи за бесценок, по значительно меньшей в сравнении с дейст­вительной цене. В приведенном Верховным Судом РК обзоре дел о взяточничестве отмечались такие формы получения взяток, как получение без оплаты туристических пу­тевок для поездок за рубеж или организация круизов, бесплатный ремонт гаража за освобождение от уголовной ответственности и  другое.

В настоящий период в условиях рыночной эконо­мики выявились новые формы взяточничества, например, за при­обретение в аренду или собственность помещений, офисов, квар­тир, земельных участков, за перевод денежных средств со счетов в наличные, за приватизацию предприятий, в частности в сфере торговли и обслуживания населения. Изменились и формы дачи взяток. За совершение должностными лицами действий в пользу взяткодателей им открывают счета в зарубежных банках, приоб­ретают на их имя или на имя близких им людей недвижимость как в Казахстане, так и за рубежом, организуют престижные выезды за рубеж в качестве «специалистов», «консультантов» и т.п. с выдачей крупных сумм в валюте и т.п.

Из анализа практики вытекают две основные формы получе­ния взяток — открытая и завуалированная. Первая состоит в непосредственном получении должностным лицом предмета взятки. Вторая облекается во внешне законные формы — совмес­тительство, разовые либо постоянные выплаты по договору, со­глашению, премии (если работа не выполняется или для получе­ния премий либо иных выплат нет оснований).[1]

В отдельных случаях как получение взятки может оцениваться предоставление незаконной имущественной выгоды не самому должностному лицу, а его близким. Состав преступления будет иметься в такой ситуации при двух условиях: а) вознаграждение (имущественная выгода) предоставляется близким виновного с его согласия и б) использование последним своего служебного положения в пользу «одаривающего».

Уголовный Кодекс говорит о получении должностным лицом взятки лично или через посредника. Следовательно, не исключа­ется состав данного преступления и в тех случаях, когда виновный получает взятку от взяткодателя не непосредственно, а через другое лицо (посредника). Необходимо лишь установить в этих случаях, что должностное лицо воспринимает получаемую через других лиц имущественную выгоду как взятку за совершение деяния с использованием служебного положения в пользу того, от кого получена взятка и  тех кого представляет взяткодатель.

В Уголовном Кодексе РК объективная сторона данного преступления опи­сывается как получение взятки за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц. Использование винов­ным служебного положения за взятку трактуется в УК РК трояко: как действия (бездействие), которые входят в служебные полномочия должностного лица, либо как способствование таким действиям (очевидно, других должностных лиц), либо как общее покровительство или попустительство по службе.

Первая форма, наиболее распространенная на практике, пред­ставляет собой совершение виновным за взятку действий, кото­рые находятся в пределах предоставленных ему прав и полномо­чий (для руководителя — прием на работу и увольнение, переме­щения по службе, взыскания и поощрения и т.п.), или несовер­шение (непроведение ревизий или инвентаризаций материальных ценностей, сокрытие недостач).

Вторая форма означает использование служебного положения в широком смысле слова, то есть связей с другими должностными лицами, не находящимися в его подчинении, возможность воз­действовать на них своим должностным авторитетом.  В упоминавшемся постанов­лении Верховного Суда РК от 30.03.98 г. по делам о взяточничестве указывалось, что субъектом этого преступления могут быть и те должностные лица, которые хотя и не обладали полномочиями для выполнения в интересах взяткодателей соот­ветствующих действий, но в силу должностного положения могли принять меры к совершению этих действий другими должност­ными лицами.

Представляется, что такая расширительная трактовка будет оправданной только при наличии между должностным лицом — взяткополучателем и другим лицом, от которого зависит решение вопроса в пользу взяткодателя, отношений, обусловленных имен­но служебным положением взяткополучателя. И только благодаря этому он имеет возможность воздействовать на тех, кто совершает нужные для взяткодателя действия. Поэтому использование лич­ных связей (дружбы, родственных отношений) взяткополучателем для обращения к другому должностному лицу, для которого за­нимаемое виновным положение не имеет никакого значения, должно, по нашему мнению, исключать признак использования служебных полномочий, а стало быть, и состав данного преступ­ления. На наш взгляд, такие действия при наличии других необ­ходимых признаков могут рассматриваться как мошенничество.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты