Получение взятки ст.311 УК Республики Казахстан

Вместе с престижем высшего образования падает и имидж преподавателей ВУЗов: только треть опрошенных (29%) не считают, что преподаватели не несут ответственности за утечку правильных ответов экзаменационных тестов, большинство же (63%) считают иначе.

Резюмируя, можно сказать, что взяточничество, коррупция для нашего общества – явление привычное. Будь то сфера высшего образования, сфера бизнеса или просто проезд на автомобиле по дорогам города, – взятка повсюду остается действенным и активно используемым методом решения возникших проблем. Основные причины этого неприятного положения, с точки зрения населения, - низкий уровень заработной платы, отсутствие должного контроля за работой служащих и неспособность правоохранительных органов справиться с проблемой, главным образом потому, что они сами погрязли в коррупции.

 

 

 

 

 

 

5. Примеры уголовных дел о взяточничестве.


       С начала года только органами финансовой полиции возбуждено 285 уголовных дел по преступлениям, отнесенным к категории преступлений против интересов государственной службы.

            Получение взятки занимает третье место в общем объеме выявленных коррупционных преступлений – 39 уголовных дел, первое и второе места занимают злоупотребление должностным положением и превышение власти или должностных полномочий.

            Так, 13 марта 2003 года к медицинской сестре врача-травматолога гр. Т. по месту проживания, в поликлинику №6 г. Астана, для открытия и получения больничного листа сроком на 10 суток, обратился гр. Таменов Ж.С. с целью выезда в г. Алматы. Гр. Т. в свою очередь представила его врачу-травматологу гр-ну Л. для прохождения осмотра. В ходе которого гр-ном Л. установлено, что у Таменова Ж.С. не имеется каких-либо повреждений или травм, в связи с чем, гр-н Л. предложил Таменову Ж.С., для получения больничного листа поставить ложный диагноз заболевания, связанного с растяжением ноги.

В ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками финансовой полиции, 13 марта 2003 года в 13 часов 30 минут в кабинете № 14 поликлиники №6 г. Астана после получения взятки  в виде денег  в сумме 2000 тенге от гр. Таменова Ж.С. были задержаны врач-травматолог гр. Л. и содействовавшая в ее получении медсестра гр. Т.

                Согласно заключения судебно-медицинской экспертизы №632 от 07.04.2003 года «данных за травму или заболевания медиальной боковой связки коленного сустава у гр. Таменова Ж.С. не выявлено».

Таким образом, гр-н Л., будучи должностным лицом получил через пособника в лице гр-ки Т. от Таменова Ж.С. взятку в виде денег в сумме 2000 тенге за незаконные действия в пользу последнего, выразившееся  в оформлении и выдаче больничного листа с постановкой ложного диагноза сроком на 10 суток, то есть совершил преступление, предусмотренное ст. 311 ч.2 УК Республики Казахстан.

Гр-ка Т. будучи пособником, содействовала должностному лицу гр-ну Л . в получении взятки в виде денег в сумме 2000 тенге от гр.Таменова Ж.С. за незаконные действия в пользу последнего, выразившееся в оформлении и выдаче больничного листа с постановкой ложного диагноза, сроком на 10 суток, то есть совершила преступление, предусмотренное ст.28 ч. 5, ст. 311 ч.2 УК Республики Казахстан.

            Интересен также состав лиц, осужденных за коррупционные преступления, где не один год преобладают сотрудники органов внутренних дел, вооруженных сил Министерства обороны, Акимы различных уровней, налоговой службы, судебных исполнителей и таможенных органов. То есть те, кто непосредственно должен осуществлять борьбу с нарушениями законности, поддерживать правопорядок в стране.

            К сожалению, нарушения законов допускаются и судьями, но самое опасное явление – это совершение судьей коррупционного преступления. К примеру с заявлением о вымогательстве взятки в размере 15 000 тенге судьей Атырауского городского суда №2 Бозтаевой А.З. обратилась гр-ка К-ова А. По данному факту Генеральной прокуратурой Республики Казахстан возбуждено уголовное дело по ст. 311 ч.4 УК РК.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для правоохранительных органов в настоящее время создается, образно говоря, поле тяготения: на одном полюсе его - жесткая необходимость хоть как-то сдер­живать нарастающий вал преступности, на другом - отсутствие надлежащей правовой базы и опыта работы в новых условиях.

Можно сколько угодно говорить о той опасности, которую представляют подобные махинации правоохранительных органов, но  профессиональный взгляд на вещи вынуждает нас признать: выбора не существует. Сама логика общественного развития  последних лет говорит сама за себя. Мы подошли к такому рубежу, когда попросту вынуждены предоставить спецслужбам дополнительные полномочия.

Своеобразный конфликт между необходимостью борьбы с наиболее тяжкими преступлениями, оправданностью применения "ударов ниже пояса" и идеями свободы и неприкосновенности граждан, с которыми должно считаться цивилизованное госу­дарство, необходимо разрешать компромиссом.

Закон о борьбе с организованной преступностью, принятый Парламентом РК, предоставляет по существу (в случае вступления его в силу) чрезвычайные полномочия спецслужбам в части ведения оперативных мероприятий. Предусматриваются, например, оперативное внедрение в государственные органы и общественные объединения, проведение контролируемых поставок и иных операций (в том числе с ценными бумагами), создание и использование специальных предприятий - ловушек. Правда, все это, по утверждению автора законопроекта, касается лишь борьбы с организованной преступностью. Однако само понятие организованной прес­тупности достаточно расплывчато, а деятельность спецслужб никогда не была юве­лирной и очень часто "режет по живому", нарушая конституционные права и свободы граждан. Особое внимание привлекает ст. 23 данного проекта "Оперативный экспе­римент". Здесь сказано: "Специализированные подразделения по борьбе с организо­ванной преступностью, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут использовать оперативный эксперимент по созданию или воспроизведению условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в принад­лежности к организованной группе, преступной организации, преступному сообществу, а также для обнаружения возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений, либо снижения их общественной опасности и возможного вреда".

Названная статья, в случае принятия Закона, по существу санкционирует про­вокационные действия оперативных служб. И эта проблема касается уже не только взятки. Провокации используются и весьма результативно при борьбе с незаконными валютными операциями, карманными кражами (особенно эффектно попадаются под­ростки), налоговыми и другими существующими и несуществующими преступлениями. И если к этому добавить "широту души" ст. 17 данного Закона, которая гласит, что не являются преступлением действия сотрудников спецслужб, хотя и подпадающие под признаки уголовного наказуемого, но совершенные при выполнении полученного задания, - очевидной становится та опасность, которую может представлять дея­тельность так называемых специальных подразделений.

При всей актуальности рассматриваемой темы проблема провокации не является ключевой в уголовном или ином законодательстве. Очевидно, что любые вопросы борьбы с преступностью должны однозначно отражаться в раз­личных отраслях законодательства. При проведении разработке различных законов требуются общие принципы и единый подход законодателя.














                     

Список используемой литературы.

1. Конституция   Республики   Казахстан  30 августа 1995г. Алматы

«Данекер» 2002г.

2.   «Уголовный  Кодекс  Республики Казахстан» введенный в действие с 1 января 1998г. Учебное   издание - Алматы: изд. «ӘдiлетПресс», 1997.

3.   Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан на 1 сентября 2002г. /Алматы 2002г.

4.  Энциклопедический   юридический  словарь.

5.   «Уголовно-процессуальное  право РК» Толеубекова Б.Х./ Алматы  1998г.

6.   Закон Республики Казахстан от 15.09.1994г. №154-XIII «Об оперативно-розыскной деятельности».

7.   Бюллетень Верховного Суда  РК от   1998г. №3.

8. Блажко П.К. « Совокупность правонарушений по советскому праву. Понятие и юридическое значение» Казань. 1988г.

9.Денисов Ю.А. «Общая теория правонарушения и ответственности.»/Л. 1983г.

10.  «Уголовное  право» особенная часть, учебник для ВУЗов/ М. 2000г. Инфра-М.

      11.Малеин Н.С. «Правонарушение: понятие, причины, ответственность» М.1995г.

12.Явич Л.С. «Сущность права» М., 1997г.

13.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А. «Правоохранительные органы» М. Издательство  БЕК, 1995.

14.Гуценко К.Ф. Ковалев М.А.«Правоохранительные органы. Тексты законов и иных правовых актов» М. Издательство БЕК, 1994.

15. Общественно-политический, научно-правовой журнал «Закон и время» №6, 2003г.

 


 


[1] См.: Бюллетень Верховного Суда РК , 1998, № 3.


[2] См.: Бюллетень Верховного Суда РК , 1998, № 3.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты