Правоохранительные и судебные органы Российской Федерации, их полномочия


Федеральный

Центр

Судебных

экспертиз


Министр юстиции



Правовая академия

Заместители министра

Коллегия министерства

Департаменты, управления, отделы

Управления Минюста в федеральных округах

Министерства, управления, отделы юстиции в субъектах Российской Федерации


Территориальные отделы уголовно-исполнеительной системы

Государственные нотариальные конторы


Государственные регистраторы недвижимости


Учреждения, исполняющие наказание (СИЗО, колонии, тюрьмы)

Учреждения судебной экспертизы

Схема 1 Органы и учреждения Министерства юстиции

Территориальные органы Министерства юстиции РФ включают министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, управления (отделы) юстиции в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в автономных округах и автономной области.

Территориальные органы создаются Министерством юстиции, которое утверждает положение о них, штатную численность и фонд оплаты труда. Руководители территориальных органов юстиции назначаются и освобождаются от должности Министром юстиции.

Руководители территориальных органов юстиции принимают и увольняют работников аппарата, распределяют обязанности между ними. Работа аппарата территориальных органов юстиции строится в соответствии с основными направлениями деятельности (функциями) Министерства юстиции. Кроме территориальных органов юстиции на местах создаются и функционируют учреждения юстиции, подчиненные Министерству юстиции непосредственно или по его поручению соответствующим территориальным органом Министерства юстиции РФ.


2.1 Функции Министерства юстиции

Функции Министерства юстиции потерпели существенные изменения. Отпала функция организационного руководства судами, изменилось содержание полномочий по обеспечению судебной деятельности. В сферу деятельности Министерства юстиции, согласно Концепции, были включены дополнительные полномочия, связанные с его участием в обеспечении правотворческой деятельности органов государственной власти, контролем за движением собственности, новыми подходами к функционированию системы исполнения уголовных наказаний и с решением ряда других вопросов.

Рассмотрим подробнее основные функции Министерства юстиции РФ.

Обеспечение нормотворческой деятельности органов государственной власти включает несколько направлений деятельности Министерства юстиции: экспертизу и координацию правотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти; юридическую оценку правовых актов субъектов РФ; учет и систематизацию действующего законодательства.

1. В соответствии с Положением Министерство юстиции координирует нормотворческую деятельность федеральных органов исполнительной власти, проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых этими органами на рассмотрение Президента и правительства РФ.

Координационная функция осуществляется Министерством юстиции в двух случаях: когда подготовка проекта правового акта поручена Министерству при участии других ведомств и когда проект готовится другими ведомствами, а Министерство принимает участие в его подготовке. Так, в соответствии с Графиков подготовки правовых актов Правительства РФ, необходимых для реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2001 год», одновременно с постановлением Правительства РФ от 30 марта 2001г. Должно быть подготовлены 46 проектов различных правовых актов, и в работе над каждым из них в той или иной форме предусматривается участие министерства юстиции.

Для осуществления координационной функции Министерство юстиции наделено правом запрашивать и получать необходимые материалы от органов государственной власти, привлекать для разработки проектов и их экспертизы научные и другие организации, ученых и специалистов, в том числе и на договорной основе, а также работников федеральных органов исполнительной власти.

Кроме того, Министерство юстиции имеет полномочия по собственной инициативе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проекты законодательных и иных нормативно правовых актов по вопросам собственной компетенции, а также предложения по реализации политики государства в сфере юстиции.

2. Юридическая экспертиза нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их соответствия Конституции РФ и федеральным законам – еще одна важная сторона обеспечения нормотворчества органов государственной власти регионов.

О неблагополучном положении с законностью правовых актов субъектов РФ свидетельствуют меры, которые в последнее время осуществлялись в сфере государственного строительства. Как отмечалось в Послании Президента Федеральному Собранию РФ от 3 апреля 2001 года, проводимые реформы, направленные на укрепление государственной власти, всех ее институтах на всех уровнях могут дать положительные результаты только при обеспечении четкой правовой дисциплины и ответственности на всех уровнях управления. Обязательное условие успеха стратегических преобразований – прежде всего, наведение порядка во взаимоотношениях между федеральным и региональным уровнями власти.

Оценивая сложившуюся ситуацию. Президент отметил, что в результате проделанной работы из более чем 3,5 тыс. незаконных правовых актов, принятых в субъектах РФ, 4/5 отменены или приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральными законами.

Свой вклад в укрепление законности вносит и реализация полномочий Министерства юстиции на этом участке. В случае несоответствия нормативного правового акта субъекта РФ конституции РФ или федеральному закону Министерство юстиции представляет мотивированное заключение в соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Отработан и дельнейший механизм ответственности. Согласно Федеральному закону от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в редакции от 29 июля 2001 года, в случае неустранения допущенных нарушений Конституции РФ и федеральных законов установлена ответственность вплоть до прекращения (роспуска) представительных органов власти или отрешения от должности высшего должностного лица субъекта РФ.

3. Государственный учет и систематизация действующего законодательства – функция, которая обеспечивает правотворческую деятельность не только самого Министерства юстиции, но и правовую информацию Президента, Правительства и иных федеральных органов исполнительной власти.

В этих целях на базе общеправового классификатора отраслей законодательства осуществляется государственный учет правовых актов федерального уровня: законов, указов Президента, Постановлений Правительства. Учет ведется на магнитных и бумажных носителях, каждый акт распределяется по предметам соответствующей отросли законодательства и путем внесения необходимых поправок и уточнений поддерживается в контрольном состоянии.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 10 августа 2001 года «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» и принятого в его развитие Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных актов субъектов РФ на Министерство юстиции возложена обязанность ведения этого регистра в целях обеспечения контроля за соответствием правовых актов субъектов российской Федерации Конституции РФ и федеральным законам, а также для получения гражданами и органами власти необходимой правовой информации.

Согласно установленному порядку высшее должностное лицо субъекта РФ обязано в 7-дневный срок после принятия правового акта законодательным или исполнительным органом власти направить его копию в министерство юстиции через соответствующий территориальный орган юстиции для его оценки и последующего включения в определенный раздел Федерального регистра.

К этому участку работы Министерства юстиции относится также подготовка к официальному изданию кодифицированных актов (кодексов), участие в работе по созданию Свода законов РФ, также осуществление обмена правовой информацией с иностранными гражданами.

Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти проводится министерством юстиции в тех случаях, когда они затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина; устанавливают правовой статус организации или имеют межведомственный характер, а также актов иных органов, в случаях, предусмотренных федеральным законодательством Российской Федерации.

Сейчас эта функция Министерства юстиции значительно расширена. В соответствии с Указом Президента от 20 марта 2001 года под контроль Министерства отнесены подлежащие регистрации нормативные правовые акты Пенсионного фонда РФ, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Фонда социального страхования, Государственной хлебной инспекции при Правительстве РФ.

Выполняя возложенные на него полномочия, Министерство юстиции проверяет полноту отбора ведомственных нормативных актов, подлежащих государственной регистрации; контролирует правильность и своевременность опубликования зарегистрированных им правовых актов; обобщает практику государственной регистрации и вносит Президенту и Правительству предложения об отмене или приостановлении нормативных правовых актов ведомств в случае их несоответствия действующему законодательству.

Государственная регистрация общественных объединений и религиозных организаций проводится Министерством юстиции и его территориальными органами в зависимости от статуса соответствующего объединения или организации.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях», в редакции от 19 июля 1988г., общероссийские и международные общественные объединения, отделения иностранных некоммерческих неправительственных объединений, а также иные юридические лица в случаях, предусмотренных законодательством, регистрируются Министерством юстиции. Государственная регистрация регионального или местного общественного объединения проводится органами юстиции соответствующего субъекта РФ.

Регистрирующий орган осуществляет контроль за соответствием деятельности общественных объединений уставным целям. Выполняя контрольные функции, министерство юстиции и его органы на местах вправе запрашивать у руководителей общественных объединений их распорядительные документы и направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях.

В случаях выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения действия, противоречащих их уставным целям, соответствующим органом юстиции может быть вынесено письменное предупреждение. После вынесения двух письменных предупреждений орган, зарегистрировавший общественной объединение, вправе подать заявление в суд о приостановлении его деятельности. В зависимости от характера допущенных нарушений на основании заявления прокуратура по решению суда общественное объединение может быть ликвидировано.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты