Правовая организация трудоустройства

3.4 Проблема незаконного получения пособия по безработице


Одной из государственных гарантий поддержки безработных граждан в организации трудоустройства является выплата пособия по безработице. Но, к сожалению, у некоторых недобросовестных граждан возникает желание воспользоваться этим правом с целью незаконного обогащения.

Граждане скрывают от службы занятости факты выхода на досрочную пению, некоторые имеют несколько трудовых книжек – с одной приходят на регистрацию в центр занятости, а по другой книжке работают, некоторые не извещают службу занятости о своем трудоустройстве, другие скрывают то, что они занимаются предпринимательской деятельностью. За обман службы занятости обязательно наступает ответственность, в том числе и уголовная, которая квалифицируется как мошенничество[46. С. 4-5].

Гражданами практикуются такие способы получения пособия по безработице обманным путем, как сокрытие факта занятости или факта, прекращающего право гражданина на получение пособия; предоставление справок, содержащих заведомо ложную информацию о размере среднего заработка, а также других документов с недостоверной информацией.

Предприятия и организации иногда выступают в роли вольного или невольного пособника в получении пособия обманным путем, когда производят запись в трудовую книжку о приеме на работу «задним числом».

Специалистами службы занятости населения ведется активная работа по выявлению лиц, скрывающих свою занятость и получающих пособие по безработице обманным путем. В работе по выявлению обманщиков центры занятости тесно сотрудничают с органами внутренних дел и прокуратурой. Проводятся совместные рейды по выявлению работающих граждан.

Также сотрудниками милиции проверяются сообщения граждан о фактах незаконного получения пособия по безработице, во многих центрах занятости работают «телефоны доверия»[52].

Работа по обнаружению фактов незаконного получения пособия производится не только во время регистрации граждан, но и на протяжении всего периода безработицы.

Информация, получаемая из органов налоговой службы, позволяет более эффективно выявлять граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и учредителей организаций, и незаконно претендующих на получение пособия по безработице.

Хорошие результаты приносит работа, заключающаяся в проверке предыдущих периодов безработицы граждан, обратившихся в центр занятости повторно, и периодов их трудовой деятельности, отраженных в трудовой книжке.

По официальным данным в Новосибирской области в результате проведенной в 2006 году работы было возвращено 93% незаконно полученного пособия. Большая часть незаконно полученных средств возвращается гражданами добровольно, но иногда приходится обращаться в суд. Судом было рассмотрено 54 уголовных дела, сумма удовлетворенных исков составила 168,1 тыс. руб. [52].

Становится очевидной необходимость в целях предотвращения фактов незаконного получения пособия специалистами службы занятости осуществлять тщательную проверку документов, которые предоставляют граждане при регистрации в качестве безработного. Целесообразно было бы проведение в центрах занятости индивидуальных и групповых консультаций граждан для их информирования об основных положениях законодательства о занятости, об уголовной ответственности за совершение мошенничества с целью получения пособия обманным путем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В настоящей выпускной квалификационной работе были рассмотрены вопросы правовой организации трудоустройства и занятости. На сегодняшний день этот вопрос является достаточно актуальным.

Как видно из анализа законодательства, посвященного этой сфере правового регулирования, законодатель этой проблеме уделял значительное внимание с самого начала перехода к рыночным отношениям, т.к. Закон, регулирующий вопросы занятости был принят одним из первых Верховным Советом РФ.

Правовой институт регулирования трудоустройства и занятости является неотъемлемой частью отрасли трудового права. Это, прежде всего, статья 37 Конституции РФ и основанные на ней законодательные акты: Трудовой кодекс РФ, Закон РФ "О занятости населения в РФ", Закон РФ "О коллективных договорах и соглашениях", а также ряд других законов, нормативные правовые акты, принимаемые Правительством РФ и другими федеральными органами государственного управления.

Единственный нормативный акт, который адекватно отражает требования современной действительности – это Трудовой кодекс РФ, вступивший в действие с 1 февраля 2002 года. Но на сегодняшний день проблема правового регулирования в области трудоустройства и занятости одним только Трудовым кодексом не решается. Необходимо разработка нового специального закона, регулирующего правоотношения в области занятости. Фактически, сегодня вся государственная структура, призванная осуществлять работу в сфере занятости, работает «вхолостую», растрачивая без всякой пользы бюджетные деньги. Реально найти работу через государственную службу занятости невозможно. Причиной этому является тот факт, что государством не проводится никакой работы по созданию реальных рабочих мест, на которых человек может получать достойную зарплату. В этой сфере практически отсутствует правовое регулирование. В настоящее время пока еще рано говорить о выделении правовых норм, регулирующих отношения в сфере организации трудоустройства в самостоятельную отрасль права, в частности, по причине их огромного массива и отраслевой разрозненности. Объединение же данных норм в межотраслевой институт, с чем в большей степени можно согласиться, предполагает то, что определенная часть этих норм все-таки включается в трудовое законодательство. Так, представляется, что общественные отношения, возникающие в процессе трудоустройства с участием государственных органов по вопросам занятости и имеющие своей целью заключение трудового договора (контракта), в значительной степени регулируются методами трудового права, что позволяет их отнести к предмету этой отрасли. Все это означает, что соответствующие нормы должны содержаться в Трудовом кодексе.

Примечательно, что трудовое законодательство ряда зарубежных стран развивается по пути расширения его сферы действия и, в частности, за счет включения в сферу его регулирования вопросов занятости и трудоустройства. Так, например, Трудовой кодекс Франции состоит из девяти книг, одной из которых является занятость и трудоустройство [45. С. 28-33].

Таким образом, принимая во внимание как современное состояние рынка труда в России, так и уровень правового регулирования отношений в сфере содействия занятости и трудоустройства, а также следуя предлагаемым концепциям построения проектов Трудового кодекса, представляется целесообразным включить в новый Трудовой кодекс следующие положения:

·                      указание на правоотношения в сфере содействия (обеспечения) занятости и трудоустройства как на элемент предмета трудового права;

·                      характеристика правового статуса всех участвующих в данных правоотношениях субъектов с закреплением прав граждан в указанной сфере, включая право на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, учитывая основные тенденции международно-правового регулирования труда, а также права граждан на трудоустройство;

·                      закрепление основных гарантий прав граждан в сфере занятости, к которым, в частности, относятся трудоустройство, переподготовка и повышение квалификации с участием органов по вопросам занятости, профориентация и др.;

·                      перечисление основных существующих и закрепленных различными нормативно-правовыми актами видов трудоустройства (в зависимости от категорий граждан, трудоустраиваемых) и формы трудоустройства (в зависимости статуса посреднического органа);

·                      определение роли негосударственных агентств по трудоустройству как посредников в трудоустройстве, а так же введение нормативного регулирования их деятельности;

·                      меры ответственности работодателей за нарушение законодательства в сфере занятости и трудоустройства, в том числе за проявление дискриминации, незаконных тестирований и ряд других


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Нормативно-правовые акты

1.     Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. - Приняты Генеральной Ассамблеей ООН. – 1993. – 20 декабря

2.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (в редакции от 21.07.2007 № 5-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря. - № 237

3.     Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая): [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 22 декабря 1995 года: введен в действие с 01 марта 1996 года]: По состоянию на 20 февраля 2007 года. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во. – (Кодексы и законы России). - 2007. - 430 с.

4.     Трудовой Кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой Федер. Собрания РФ 21 декабря 2001 года: введен в действие с 30 декабря 2001 года]: В редакции от 01.12.2007 № 309-ФЗ, с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П, Определением Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 № 213-О) // Российская газета. – 2001. – 31 декабря. - № 256

5.      Федеральный закон от 06.01.2007 № 2-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ" // Российская газета. – 2007. – 10 января. - № 1

6.     Федеральный закон от 18.07.2006 № 110-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в РФ" и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ". // Собрание законодательства РФ. – 2006. – 24 июля. – Ст. 3286

7.     Федеральный закон от 02.11.2004 № 127-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ" с посл. изм. // Российская газета. – 2004. – 05 ноября. - № 246

8.     Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 33 (часть 1). – Ст. 3431

9.     Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 № 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 123-ФЗ) // Российская газета. – 2001. – 10 августа. - № 153-154

10.            Федеральный закон от 30.03.1995 № 38-ФЗ "О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" // Российская газета. – 1995. – 12 апреля

11.           Закон от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ) // Российская газета. – 2007. – 24 октября

12.           Закон г. Москвы от 22.10.1997 № 44 (ред. от 19.05.2004) "О социальном партнерстве" (в ред. Законов г. Москвы от 19.02.2001 № 72, от 16.01.2002 № 3, от 19.05.2004 № 30) // Вестник Мэра и Правительства Москвы. – 2004. – 17 июня

13.           Указ Президента РФ от 16.12.1993 "О привлечении и использовании в РФ иностранной рабочей силы" // САПП. – 1993. – 20 декабря. - № 51. - Ст. 4934

14.           Постановление Правительства РФ от 24.10.2007 № 704 "О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства РФ по вопросам установления и распределения квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в РФ в целях осуществления трудовой деятельности" // Российская газета. – 2007. – 31 октября

15.           Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 № 797 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2007. - № 1 (2ч.).– Ст. 256

16.           Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 "О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в РФ" // Российская газета. – 2006. - 31 декабря

17.           Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 324 «Об утверждении Положения о федеральной службе по труду и занятости: (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 05.09.2007 г. № 559) // Собрание законодательства РФ. - 2004.– № 28. – Ст. 2901

18.           Постановление Правительства РФ от 24.03.2003 № 167 "О порядке предоставления гарантий материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их пребывания в РФ" // Российская газета. – 2003. – 27 марта

19.           Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 № 1158 "Об утверждении требований к Сертификату об отсутствии ВИЧ-инфекции, предъявляемому иностранными гражданами и лицами без гражданства при их обращении за визой на въезд в РФ на срок свыше трех месяцев" // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 49 – Ст. 4800

20.           Постановление Правительства Российской Федерации от 22.041997 № 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан»: (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 14.12.2006 г. № 768) // Российская газета. – 1997. – 15 мая. - № 93-94

21.            Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2007 № 680 "Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2008. - № 2

22.           Приказ Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.06.2007 № 450 "Об утверждении формы сведений о заключении работодателем трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в РФ для осуществления трудовой деятельности в порядке, требующем получения визы, представляемой работодателями в государственную инспекцию труда по субъекту РФ" // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. – 2007. - № 8

23.           Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 03.07.2006 № 513 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по труду и занятости по предоставлению государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – 2006. - № 39

24.           Приказ Министерства труда РФ от 15.07.2003 г. № 175 "Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников" // Российская газета. – 2003. – 22 августа. - № 166

25.                            Приказ Министерства внутренних дел России от 31.01.2003 № 72 "Об организации деятельности органов внутренних дел РФ по оформлению и выдаче приглашений на въезд в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, учету и хранению бланков приглашений" // Российская газета. - 2003. – 22 марта. - № 54


Официальные периодические издания

26.    Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 33. - С. 1913

27.    Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. – 1992. - № 30. – С. 1797

28.    Ведомости Верховного Совета РСФСР. - 1971. - № 50. - С. 1007

29.    Вестник Мэра и Правительства Москвы. - 2005. - № 3

30.    Вестник Администрации Санкт-Петербурга. - 1997. - № 11

31.    Собрание законодательства Российской Федерации. - 2006. - № 1.

- С. 10

32.    Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - С. 3802

33.    Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 48. - С. 4563


Научная литература

34.    Андрианова М.А. Трудовые отношения с участием иностранцев в системе международного частного и трудового права России: Дис ...канд. юрид. наук.- М.: Библиограф, 2002. – 78 с.

35.    Гусов К.Н., Толкунова В.Н. Трудовое право России: Учебник. - М.: Проспект, 2004. – 227 с.

36.    Киселев И.Я. Сравнительное и международное трудовое право: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 1999. – 224 с.

37.    Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федерации. Издание второе, дополненное / под ред. А.М. Куренного, С.П. Маврина, Е.Б. Хохлова. – М.: Издательский Дом "Городец", 2007. – 569 с.

38.    Кучма М.И., Орлова Е.Е. Правовое регулирование занятости населения: Учебное пособие. Часть II: Социальная поддержка безработных граждан в современных условиях. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 56 с.

39.    Сулейманова Г.В. Трудоустройство и занятость. Правовое регулирование. - М.: ПРИОР, 1999. – 131 с.


Статьи в периодических изданиях

40.           Аутплейсмент: сущность и целесообразность его проведения // Кадровик. Кадровый менеджмент. – 2008. - № 3. – С. 50-52

41.           Вопросы квотирования рабочих мест для инвалидов. // Иркутск: Исследовательский центр регионального законодательства. - 2004. - С. 79 – 84

42.           Горбачева Ж.А. Закрепление в новом Трудовом Кодексе России гарантий прав граждан в сфере содействия занятости и трудоустройства // Управление персоналом. - 2000. - № 7. – С. 21-29

43.           Горбачева Ж.А. Необходимость правового регулирования и основные черты трудоустройства // Вестник МГУ. Серия 11, Право. - 1997. - № 4. – С. 14-21

44.           Гефтер Ю., Гладков Н. Порядок трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - № 3. - 2008. – 25 декабря. – С. 31-37

45.           Занятость инвалидов в странах переходной экономики. Доклад Сводной группы МОТ: Пер. с англ. Е.А. Зотовой // Справочник кадровика. - № 2. - 2004. – С. 28-33

46.           Какие меры предпринимает служба занятости к тем безработным, которые обманным путем хотят получить пособие по безработице. По материалам пресс-службы Управления ФГСЗН // «Вести». – 2005. - № 55. – 02 августа. – С. 4-5

47.           Кузнецов Д.Л. Квотирование как основная форма трудоустройства инвалидов в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2001. - № 11. – С.108-113

48.           Нефедова О. Ресурсы для трудоустройства // Биржа труда. – 2004. - № 110. – С. 3

49.           Серегина Л.В. Квотирование рабочих мест для граждан, испытывающих трудности в поиске работы // Трудовое право. - 2007. - № 3. - С. 72-78


Материалы из всемирной сети ИНТЕРНЕТ

50.           Кулешова Е. На профессионалов спрос особый. - http://www.rhr.ru/index/jobmarket/russia/6045.html. - 09.07.2003

51.           Лжебезработные. - По данным контрольно-ревизионного отдела Управления Государственной службы занятости населения Новосибирской области. - http://www.vn.ru/07.02.2007/crime/84024/. – 17.01.2007

52.           Проект «Концепции действий на рынке труда на 2007-2010 годы». - Материалы с официального сайта Министерства здравоохранения и социального развития РФ. - http://www.minzdravsoc.ru.: источник http://www.ampoc.ru/rtk/koncepciya20072010.htm. - 27.03.2008


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты