Правовая организация трудоустройства

По данным Федеральной службы государственной статистики. - http://www.gks.ru/


1.2 Место трудоустройства в системе занятости


В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен, а принудительный труд запрещен. Каждый гражданин имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В целях реализации права граждан на труд государство прилагает усилия по их трудоустройству, правовое регулирование которого призвано обеспечить занятость населения в нашей стране.

Общие вопросы занятости и трудоустройства урегулированы Законом РФ от 19 апреля 1991г. «О занятости населения в Российской Федерации».

Понятия «занятость» и «трудоустройство» неразрывно связаны между собой как цель и средство ее достижения, причем каждое из них рассматривается в двух смысловых значениях: широком и узком.

Согласно ст.1 указанного Закона занятость в широком значении — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащих законодательству РФ, и приносящая, как правило, им заработок и иной трудовой доход.

В узком значении занятость представляет собой приносящую регулярный заработок и иной доход трудовую деятельность по любым основаниям (например, по найму, на основе членства, выборов и т. д.), период осуществления которой включается в трудовой стаж, дающий право на государственное социальное страхование (обеспечение пособиями, пенсиями и предоставление льгот для работающих граждан).

Виды занятости перечислены в ст. 2 Закона РФ «О занятости населения в РФ», согласно которой занятыми признаются следующие граждане:

1) работающие по трудовому договору (контракту), в том числе временно отсутствующие на работе по уважительным причинам (например, в связи с нетрудоспособностью, отпуском, приостановкой производства и т.д.), а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая временных и сезонных работников (за исключением участвующих в общественных работах);

2) выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, в том числе по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями, авторским договорам;

3) занимающиеся предпринимательской деятельностью;

4) избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;

5) занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;

6) члены производственных кооперативов (артелей);

7) проходящие военную службу, а также службу в органах внутренних дел;

8) обучающиеся на очных отделениях образовательных учреждений всех видов, а также проходящие обучение по направлению органов службы занятости;

9) являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и союзов), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.

Правовые мероприятия в области трудоустройства заключаются в правовом регулировании:

1)      гарантий реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов занятости;

2)      особенностей трудоустройства отдельных категорий граждан;

3)      круга субъектов отношений по трудоустройству и их правового статуса;

4)      контроля за соблюдением законодательства в этой области и видов ответственности за его нарушение.

Основные гарантии реализации права граждан на труд, профессиональную ориентацию, подготовку и повышение квалификации предусмотрены ст. 2 ТК РФ и ст. 12 Закона РФ «О занятости населения в РФ»:

- свобода выбора вида занятости (работа по трудовому договору, индивидуальная трудовая деятельность и иные);

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве со стороны государственных органов занятости;

- предоставление работодателями в соответствии с поданными заявками работы выпускникам учебных заведений;

- правовая защита от необоснованных отказов в приеме на работу и увольнения с работы;

- заключение срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых работах;

- компенсация материальных затрат в связи с направлением на работу в другую местность по предложению государственных органов занятости;

- бесплатное обучение новой профессии (специальности), повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии.

Важным элементом механизма обеспечения трудовой занятости является оказание гражданам помощи в поиске работы (подходящего вида занятости), т.е. трудоустройство. Представляется, что создание в России цивилизованного рынка труда, позволяющего гражданину оперативно найти подходящую работу с условиями труда, отвечающими требованиям безопасности и гигиены и достойной заработной платой, а работодателю - работников необходимой квалификации, невозможно без наличия эффективной системы трудоустройства. Итак, трудоустройство можно рассматривать как наиболее значимую гарантию государства в области занятости.


1.3 Правовой статус субъектов отношений по трудоустройству


Законом РФ «О занятости населения в РФ» установлен круг субъектов отношений по трудоустройству и их правовой статус.

Ими признаются:

1)      Государственная служба занятости населения (гл. 4 Закона), статус и деятельность которой раскрыты в части 2.1. Главы 2 настоящей выпускной квалификационной работы.

2)      Безработные и иные незанятые граждане, не зарегистрированные в органах занятости (ст. 3, 4 и гл. 2 Закона):

Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (далее - организации) в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации.

При этом безработные должны «отвечать требованиям», предусмотренным ст. 3 Закона «О занятости». Согласно им безработными могут быть признаны следующие граждане:

1)                трудоспособные в возрасте от 16 до 55 лет (женщины) либо до 60 лет (мужчины);

2)                зарегистрированные в органах занятости в целях поиска подходящей работы;

3)                не имеющие работы и заработка;

4)                ищущие работу и готовые приступить к ней;

5)                которые в течение 10 дней с момента регистрации не отказались от более чем одного варианта подходящей работы и не трудоустроены на такой работе;

6)                если им не назначена пенсия по старости либо за выслугу лет;

7)                инвалиды III группы — при наличии в индивидуальной программе реабилитации рекомендации о видах трудовой деятельности;

8)                не осужденные к лишению свободы или к исправительным работам;

9)                представившие документы, содержащие достоверные сведения об отсутствии работы и заработка, а также о других данных, имеющих значение для признания их безработными.

Граждане, не имеющие работы и заработка, приобретают статус безработных только после регистрации в органах занятости по месту жительства и принятия соответствующего решения этим органом.

Регистрация, перерегистрация граждан и снятие их с регистрационного учета в органах занятости производятся по правилам, определенным указанным Законом и Порядком регистрации безработных граждан, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. № 458.

3)      Работодатели (гл. 5 Закона).

В качестве работодателя могут выступать как физические, так и юридические лица.

Физическое лицо может выступать работодателем в трех случаях, когда оно:

-        осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

-        использует труд другого физического лица в целях отправления неких публичных функций, исполняемых на основании государственной регистрации и (или) лицензирования (например, в качестве частного нотариуса, адвоката);

-        использует труд другого физического лица в своем потребительском хозяйстве в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства в качестве, например, таких домашних работников, как няня, домашняя хозяйка, домоправитель, гувернер (или гувернантка), секретарь и т.п.

Полная трудовая правосубъектность работодателей - физических лиц связывается:

а) для индивидуальных предпринимателей - с актом государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя;

б) для лиц, осуществляющих определенные публичные функции, - с получением официального статуса частного нотариуса или адвоката;

в) для лиц, применяющих труд других лиц в своем личном потребительском хозяйстве, - с достижением возраста 18 лет и (или) наличием полной гражданской дееспособности, позволяющей каждому физическому лицу не только совершать юридически значимые действия, но и нести ответственность за исполнение (неисполнение) вытекающих из них обязанностей.

Физические лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но ограниченные судом в дееспособности, имеют право заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению домашнего хозяйства лишь с письменного согласия попечителей.

Физические лица, достигшие 18 лет и имеющие самостоятельный доход, но признанные судом недееспособными, не имеют права самостоятельно заключать трудовые договоры с работниками в целях личного обслуживания или помощи по ведению домашнего хозяйства. Такие договоры заключаются за них их опекунами.

Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе заключать трудовые договоры с работниками для личного обслуживания и помощи в ведении домашнего хозяйства при двух условиях: а) наличии собственного заработка, стипендии или иных доходов; б) согласии своих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей). Эти же законные представители несут дополнительную юридическую ответственность по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений несовершеннолетних работодателей, включая обязательства по выплате заработной платы.

Для многих российских работников в качестве работодателей выступают организации, обладающие статусом юридического лица.

Трудовое законодательство не раскрывает признаков юридического лица, поскольку они являются субъектами главным образом гражданского права. Согласно же ст. 48 Гражданского Кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты