Правовая среда библиотечной деятельности (разноуровневое регулирование)

Правовая среда библиотечной деятельности (разноуровневое регулирование)

Содержание


1. Основные этапы развития правового обеспечения библиотечной деятельности в России

2. Современное состояние системы правового, нормативного регулирования развития библиотечной деятельности РФ

3. Правовая среда библиотечной деятельности в практике РГБ

4. Правовое регулирование электронной библиотеки диссертаций, созданной на базе РГБ

5. Проблемы авторского права при создании электронной библиотеки на базе РГБ

Список использованной литературы


1. Основные этапы развития правового обеспечения библиотечной деятельности в России

 

Проблемы правового обеспечения библиотечной деятельности в настоящее время являются одними из основных. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации правового содержания на страницах специальной печати. Состояние библиотечного законодательства освещается в монографии В.Р. Фирсова, в работах К.И. Абрамова по истории библиотечного дела в советский период, в статьях И.Ю. Багровой, Ю.А. Гриханова, В.К. Клюева, С.Д. Колегаевой, Т.Л. Маниловой, И.В. Эйдемиллер и др. Данная проблематика активно обсуждается на многочисленных конференциях, семинарах, круглых столах и других мероприятиях. В то же время целостное видение процесса правового обеспечения библиотечной деятельности и обоснование его периодизации в советский и последующие периоды в этих работах не рассматривается.

Особенностью правового обеспечения библиотечной деятельности послеоктябрьского этапа является качественное и принципиальное отличие от дореволюционного, характеризующегося преемственностью и последовательностью принимаемых государственных законодательных актов. В послеоктябрьский этап правовое обеспечение библиотечной деятельности подчиняется идеологическим и политическим позициям правящей партии. За 70 лет существования Советского государства было принято только три правовых акта (Декрет Совнаркома РСФСР «О централизации библиотечного дела в РСФСР» 1920 г., Постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» 1934 г. и Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об утверждении «Положения о библиотечном деле в СССР» 1984 г.), имеющих юридическую силу. Остальные документы по библиотечному делу (Постановления ЦК ВКП(б), Постановления ЦК КПСС, Постановления пленумов ЦК КПСС и др.) не имели юридической силы, но на местах воспринимались и исполнялись как основополагающие партийные документы.

Правовое обеспечение библиотечной деятельности в период становления Советского государства (1917—1920 гг.) было направлено на централизацию и создание в стране единой системы библиотечного обслуживания населения.

Декрет Совнаркома «О централизации библиотечного дела в РСФСР» (ноябрь 1920г.), подписанный В.И.Лениным, закрепил централизацию управления всей библиотечной сетью страны, принципы которой стали основополагающими для дальнейшего развития библиотечного обслуживания.

Правовое обеспечение библиотечной деятельности в период завершения гражданской войны и нэпа (1921-1929 гг.) развивается в условиях преобразований в экономической и культурной сфере. Принимаемые в этот период документы по библиотечному делу: специальный циркуляр ЦК ВКП(б) «Об усилении партийного влияния на работу библиотек» (октябрь 1923 г.), резолюция ХШ съезда РКП(б) «Об агитработе», «О культурной работе в деревне» (май 1924 г.), постановления ЦК ВКП(б) «О деревенских библиотеках и популярной литературе для снабжения библиотек» (сентябрь 1925 г.), «Об улучшении библиотечной работы» (октябрь 1929 г.) и др. способствовали закреплению идеологических установок партии, подчиняли работу библиотек задачам коммунистического воспитания трудящихся масс, пропаганде книг среди народа, подъему культуры и просвещения рабочих и крестьян. Как правило, эти документы также не имели юридической силы, но выполнение их строго контролировалось партийными структурами.

Для правового обеспечения библиотечной деятельности в период государственно-партийного социализма в СССР 1930-х-начала 1960-х гг. характерно постепенное использование библиотечного законодательства не для регулирования библиотечной деятельности, а для пропаганды официальной идеологии марксизма- ленинизма. В этот период было принято Постановление ЦИК СССР «О библиотечном деле в Союзе ССР» (март 1934 г.) и постановление СНК СССР «О развертывании сети школьных библиотек и издании литературы для них» (ноябрь 1936 г.), вводивших систему руководства библиотечным делом и контроль над деятельностью всех библиотек независимо от их ведомственной принадлежности. Другие документы по библиотечному делу: Постановления ЦК ВКП (б) «Об улучшении дела самообразования» (октябрь 1933 г.), «О литературной критике и библиографии» (октябрь 1940), Постановление ЦК ВЛКСМ «Об участии комсомола в пропаганде книги, руководстве систематическим чтением молодежи и работе библиотек» (апрель 1946), Постановление ЦК КПСС «О состоянии и мерах улучшения библиотечного дела в стране» (сентябрь 1959 г.), хотя и не имели юридической силы, но фактически вводили партийное регламентирование всей библиотечной деятельности в стране.

Правовое регулирование библиотечной деятельности в середине 1960-х - середине 1980-х гг. выразилось в прямом вмешательстве коммунистической партии в содержание библиотечно-информационного обслуживания. Об этом свидетельствуют принимаемые в этот период Постановления ЦК КПСС «О повышении роли библиотек в коммунистическом воспитании трудящихся и научно-техническом прогрессе» (май 1974 г.), «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспитательной работы» (апрель 1979 г.), Постановление Пленума ЦК КПСС «Актуальные вопросы идеологической массово-политической работы партии» (1983 г.). В 1984 г. указом Президиума Верховного Совета СССР было утверждено «Положение о библиотечном деле в СССР » - первый за 50 лет правовой акт после Постановления ЦИК СССР 1934 г., имеющий юридическую силу и определяющий задачи и содержание работы библиотек, систему государственного руководства и методической помощи, принципы организации сети библиотек.

В 1970-80-е гг. усиливается распорядительная деятельность различных отраслевых министерств и ведомств в отношении своих библиотек. Это выразилось в принятии многочисленных положений, инструкций, инструктивно-методических указаний и т. п. Большое значение имели секретные, нигде не публикуемые инструкции, устные указания партийных органов разного уровня, других ведомств: Главлита, Госкомиздата СССР, Госстандарта СССР о цензуре, распределении бесплатных контрольных и платных обязательных экземпляров изданий между библиотеками, о пропаганде общественно-политической литературы, изъятии из фондов библиотек книг бывших руководителей партии и правительства, тщательной проверке состава фондов и каталогов, контроле за книговыдачей.

Кардинальные изменения правового обеспечения библиотечной деятельности происходят в последнее десятилетие XX в. (1985 - начало XXI в.). В историю отечественного библиотечного дела этот период войдет как переходный этап формирования новой системы управления библиотечным делом, разработки и принятия принципиально важных законодательных актов, в числе которых Федеральные законы «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992 г.), «О библиотечном деле» (1994 г.), «Об обязательном экземпляре документов» (1994 г.), «Об информации, информатизации и защите информации» (1995 г.) и др., имеющих юридическую силу. Разрабатываются и утверждаются также региональные законодательные акты о культуре, библиотечном деле и обязательном экземпляре более чем в половине субъектов Российской Федерации. В настоящее время в России, по оценкам специалистов, действует от 70 до 500 федеральных и региональных законов, а также других актов органов государственной власти Российской Федерации. Однако правовое обеспечение разнообразной деятельности библиотек не ограничивается принятием специального библиотечного законодательства. Оно обеспечивается определенными нормами и положениями законодательства, действующего в таких отраслях права, как гражданское, административное, трудовое, финансовое, авторское и т. п. Реализация положений этих законодательных актов в конкретной деятельности библиотек только начинается и нуждается в разъяснении и осмыслении.

Таким образом, в послеоктябрьский этап можно выделить следующие основные периоды развития правового обеспечения библиотечной деятельности:

·                   создание законодательных актов, закрепляющих централизацию управления всей библиотечной сетью страны (1917- 1920 гг.);

·                   принятие документов, подчинявших работу библиотек политическим и идеологическим установкам правящей партии (1921-1930 гг.);

·                   закрепление в документах по библиотечному делу политических и идеологических позиций партии (1930 - середина 1960 г.);

·                   дальнейшая политизация и идеологизация положений, содержащихся в документах по библиотечному делу, усиление роли организационно-распорядительной документации отраслевых министерств и ведомств (середина 1960-х - середина 1980-х гг.);

·                   переходный период от административно-распорядительных документов к созданию прочной правовой базы библиотечного дела, направленной на формирование новой государственной системы библиотечного законодательства, имеющей юридическую силу (середина 1980-х г. - конец XX в.).


2. Современное состояние системы правового, нормативного регулирования развития библиотечной деятельности РФ


В системе государственного управления библиотечным делом важнейшая роль принадлежит законодательству - созданию законов - нормативных актов высшей юридической силы и долговременного действия, регулирующих различные стороны библиотечного строительства, отношения его участников: государственной и муниципальной власти, библиотек и населения.

ЮНЕСКО и ИФЛА в различных своих решениях подчеркивают важность для развития библиотечного дела специального законодательства о библиотеках, считая, что только оно может дать соответствующим учреждениям (органам) правомочия для организации, финансирования, действенного управления на основе общегосударственной системы требований. Только законодательство может определить круг задач того, кому было поручено заботиться о библиотеках, может создать соответствующие условия, при которых они могут выполнять свои функции и обеспечивать их развитие. Библиотечные законы сегодня являются неотъемлемой частью управления библиотечным делом в большинстве стран мира как в масштабах всего государства, так и в границах отдельных его административных единиц, наделенных законодательными правами.

Российская Федерация до недавнего времени не имела республиканских законов, специально посвященных библиотекам. С 1984 г. законодательной базой служило принятое Верховным Советом СССР «Положение о библиотечном деле в СССР». До этого роль законодательных актов в отношении библиотек выполняли постановления центральных органов коммунистической партии, являвшихся фактически главной руководящей инстанцией в государстве. оказывающей решающее влияние на управление всеми сферами народного хозяйства.

Радикальные изменения в жизни российского общества, в российской государственности сделали необходимой разработку новой законодательной базы для культуры в целой и для библиотечкой отрасли в частности. В 1993 г. вначале появились «Основы законодательства о культуре Российской Федерации», а годом позже и первый российский закон о библиотечном деле, дополненный вскоре законом об обязательном экземпляре. В библиотечном законе нашли отражение главные принципы и постулаты закона о культуре как более общего для библиотек правового нормативного акта и добавлены новые статьи, отражающие специфику библиотечного дела.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты