5. Проблемы авторского права при создании электронной библиотеки на базе РГБ
Создание и использование в современных российских библиотеках электронных или цифровых библиотек как сложных специализированных электронных систем, обеспечивающих доступ пользователей ко всем документам, хранящимся в электронном виде, через глобальные телекоммуникационные системы, через ИНТЕРНЕТ, через службы электронной доставки документов, электронную почту в настоящее время становится вполне осуществимым. Электронные библиотеки создаются в ГПНТБ России, ИНИОН, РГБ, ГНПБ им. К.Д.Ушинского др.
РГБ в 2000-2003 гг. разрабатывала концепцию электронной библиотеки, цель которой обосновать основные направления, принципы организации и функционирования электронной библиотеки, определить приоритеты при отборе изданий для перевода в электронную форму, предоставить пользователям качественно новые возможности работы в режиме теледоступа. Помимо решения таких важных вопросов как определение функциональных требований к электронной библиотеки, ее целевого и читательского назначения, состава и структуры, технологии каталогизации электронных документов, программного обеспечения и др. пришлось рассматривать и правовые вопросы, связанные с обоснованием правового регулирования создания электронной библиотеки.
Функционирование электронной библиотеки, возникающие в связи с этим проблемы авторского права, только изучаются как в отдельных странах, так и на международном уровне в рамках Совета Европы, Европейского Союза, Всемирной организации интеллектуальной собственности, ИФЛА и др.
Одним из важных документов Совета Европы является проект Рекомендаций по библиотечному законодательству в Европе, принятый в Страсбурге 23 февраля 1999 г. Основные положения этого документа следующие.
Библиотеки рассматриваются как важные и независимые учреждения в информационном обществе, способствующие охране культурного наследия.
Через библиотеки реализуется свободный и бесплатный доступ к информации, включая цифровую информацию, имеющуюся в ИНТЕРНЕТ
Законодательством по авторскому праву и смежным правам библиотеки признаются организациями, выполняющими общественную функцию обеспечения свободного доступа к информации. Поэтому на них распространяются исключения из авторского права в отношении всех материалов (печатных, цифровых и др.).
Библиотеки обязаны предоставлять информацию в соответствии с лицензиями или иными соглашениями.
На международном, национальном и региональном уровнях необходимо создавать органы для переговоров с правообладателями или их организациями.
Копирование в библиотеках для личного использования или обучения не нарушает авторского права.
В Европейском Союзе в последние годы активно обсуждается проект Директивы о гармонизации отдельных аспектов авторского права и смежных прав в информационном сообществе.
Возможности внесения изменений в Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений (1886 г.) и Римскую конвенцию об охране музыкальных произведений (1961 г.) в соответствии с современным уровнем развития и использования новых информационных технологий и средств телекоммуникации. Правовые аспекты защиты электронной информации, предоставляемой в сетях, ставились на конференции ВОИС в Женеве (Швейцария, 1996 г.).
Значительный вклад в решение этой проблемы вносит ИФЛА, в рамках которой с 1997 г. действует новый комитет по авторскому праву и другим правовым вопросам. Основная задача комитета - сбор информации о развитии библиотечного законодательства в мире, изучения проблем лицензирования, охрана неприкосновенности частной жизни в связи с функционированием электронных систем, управления авторскими правами, точности и надежности предоставления информации.
В среднесрочной программе ИФЛА на 1998-2001 гг. вопросы правового регулирования деятельности библиотек рассматриваются с точки зрения влияния электронной среды. Одним из важных документов ИФЛА является Заявление по вопросам авторского права в электронной среде, одобренное на 62 Генеральной конференции ИФЛА (Пекин, 1996). В заявлении выражена следующая официальная позиция ИФЛА от имени библиотечных и информационных работников мира.
Библиотекам принадлежит главная роль в обеспечении доступа к электронной информации.
На основании Бернской конвенции и др. соглашений об авторском праве необходимо внести в национальное законодательство положения, обеспечивающие равные возможности использования электронной и печатной информации.
Электронная информация должна быть доступна бесплатно и беспрепятственно в форме копирования, охраняемых авторским правом электронных документов для личного использования и образовательных целях.
Необходимо законодательно закрепить за библиотеками и архивами возможность перевода в машиночитаемую форму охраняемых авторским правом текстов и изображений в целях обеспечения их сохранности и консервации.
Эти положения, несомненно, являются основополагающими при создании электронных библиотек и выработке библиотечной политики в этом направлении.
В России правовое регулирование формирования электронной библиотеки и доступа к информационным ресурсам закреплено профильными законами. Федеральный закон «О библиотечном деле» (1994г.) устанавливает государственную политику создания условий для всеобщей доступности информации, собираемой и предоставляемой библиотекой, и определяет правовые основы создания электронных библиотечных фондов (ст. 12-14). Закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации» регулирует отдельные аспекты библиотечно-информационной деятельности, связанные с созданием и использованием БД, электронных каталогов и картотек (ст. 16-19).
Правовая охрана предоставляется только программам для ЭВМ, базам данных, электронным каталогам, являющимися библиографическими базами данных - как сборникам в соответствии со ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» (1993 г.). Однако данный закон лишь устанавливает авторские права на эти объекты, не фиксируя детально особенности этих электронных документов. Специфику их использования и взаимоотношения собственника и пользователей устанавливает специальный Закон РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (1992 г.)
Этот закон определяет механизм правового регулирования отношений, возникающих между обладателями прав на программы и базы данных и пользователями на основе государственного учета и регистрации, стандартизации и сертификации (ст. 9, 11, 12, 13. 14).
Что касается текстовой информации, предоставляемой в электронных сетях, в России до настоящего времени отсутствует специальное законодательство, регламентирующее авторские права и использование этих документов.
Вместе с тем отдельные положения действующего законодательства в той или иной степени отражают специфику деятельности библиотеки и отношения, возникающие между библиотекой - производителем и потребителем электронных документов и пользователя. Так, в частности, Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (1966 г.) определяют объекты и субъекты международного информационного обмена (ст. 3), законодательно признает полноправное участие в нем муниципальных информационных служб, в котором можно отнести библиотечно-информационные учреждения соответствующего уровня (ст. 5).
Закон предусматривает договорные отношения между собственниками (владельцами) электронных документов и пользователями. При этом указано, что сам факт оказания информационной услуги не создает для последнего право авторства на полученную документированную информацию (ст. 6, п. 2). Этим законом также предусмотрен механизм правового регулирования - лицензирование деятельности библиотек по международному информационному обмену (ст. 18).
Права авторства и право собственности на информационные системы, технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам, являющимся разработчиками средств обеспечения автоматизированных информационных систем, баз и банков данных, их сетей, иных информационных технологий. Библиотека-собственник информационной системы, технологии и средств их обеспечения обязана защищать права их авторов в соответствии с законами РФ «Об авторском праве и смежных правах» и «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (ст. 18).
Отметим также, что в России до настоящего времени не утверждены основополагающие законодательные акты, положения которых могли быть приняты во внимание при обсуждении вопросов защиты авторских прав библиотек-производителей и распространителей электронных документов. Это следующие законопроекты «О государственной тайне», «О праве на информацию», «Об электронной цифровой подписи», «Об информации персонального характера», «О правовом регулировании глобальной информационной сети ИНТЕРНЕТ в Российской Федерации».
Не приняты также подзаконные акты общего характера по авторскому праву, регулирующие правоотношения в библиотечно-информационных учреждениях, которые должны разрабатываться Министерством культуры РФ, Министерством РФ по делам печати, телевидения и средств массовой информации, Министерством РФ по связи и информатизации, Министерством промышленности, науки и технологий РФ, другими органами управления функционального назначения.
Значительно затрудняет использование в библиотеках электронных документов отсутствие терминологических и технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к средствам воспроизведения информации на электронных носителях, обработку, хранение, доступ и предоставление электронных документов в сетях. Разработку этих стандартов только планируется начать в рамках системы СИБИД.
Вопросы авторского права являются определяющими в развитии библиотечно-информационного обслуживания, обеспечении эффективного функционирования электронных библиотек, современных служб электронной доставки документов через глобальные телекоммуникационные системы.
Действующее в настоящее время в России федеральное законодательство по авторскому праву и внутрибиблиотечные подзаконные акты не создали единого правового пространства, регулирующего взаимоотношения между авторами, издателями, библиотеками-производителями электронных документов, их распространителями и пользователями. Библиотеки сталкиваются со следующими проблемами:
· необходимость обеспечения свободного доступа пользователей к фондам электронных документов и возможностей их копирования и репродуцирования в режиме «офлайн» и онлайн», не нарушая при этом права авторов и издателей;
· необходимость предоставления библиотекам права на репродуцирование особо ценных изданий для создания цифровых копий и микроформ;
· устранение ограничения на объем копирования;
· правовое обеспечение создания и функционирования электронных библиотек;
· решение проблем авторского права по отношению к продукции самих библиотек;
· защита прав пользователей (читателей) библиотек на свободный доступ к электронным документам;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10