Правовая среда библиотечной деятельности (разноуровневое регулирование)

·                   защита электронных документов, предоставляемых в сетях, от несанкционированного доступа пользователей (маркировка, криптография, система идентификатор цифровых объектов).

Необходимость решения этих проблем в условиях, когда практика библиотек опережает законотворческую деятельность, вполне очевидна. В этой ситуации целесообразно перенести рассмотрение части вопросов авторского права в деятельности электронных библиотек с федерального и внутриведомственного (отраслевого) уровня на локальной внутриучрежденческий уровень, т. е. осуществлять решение всех необходимых вопросов защиты авторских прав непосредственно в библиотеке. Специалисты в области информационного права также высказывают предложения отражать в уставах и положениях библиотек специфику формирования электронных библиотек, особенности режима ее функционирования и распределения электронных фондов. 23 марта 2001 г. Постановлением Правительства РФ № 227 утвержден устав РГБ, в котором определены функции библиотеки, способствующие реализации права граждан на библиотечное обслуживание, организацию поиска документов, в том числе включая электронные средства доставки документов, обслуживание пользователей с помощью систем каталогов на различных носителях информации, формирование баз и банков данных, организацию доступа к ним, участие в информационном обмене.

РГБ, являясь национальной библиотекой страны, стремиться формировать свою электронную библиотеку как общедоступную, ориентированную на широкие круги пользователей. В связи с этим при разработке концепции рассматривались следующие основополагающие правовые положения.

РГБ, обладает исключительным правом перевода имеющихся у нее документов в электронную форму и предоставления их пользователям

При формировании электронной библиотеки в электронную форму переводятся как издания, на которые истек срок действия закона «Об авторском праве и смежных правах», так и издания, подпадающие под действие закона. В этом случае с правообладателями заключается типовой договор, регулирующий права РГБ, а также условия использования документа. Это самое сложное положение концепции. РГБ будет стремиться соответствующим образом оформлять отношения со всеми авторами охраняемых произведений и правообладателями. В настоящее время РГБ приступила к практической реализации и апробированию этой схемы.

Использование в электронной библиотеке электронных документов других организаций также производится на договорной основе с соблюдением обоюдных интересов, лицензионной и правовой чистоты документа. При включении в состав электронной библиотеки документов из общедоступных информационных сетей необходимо проводить экспертизу их лицензионной и правовой чистоты.

Знакомство с функционированием других электронных библиотек, например, «Публичной библиотеки», имеющей ИНТЕРНЕТ сайт www.public.ru, активно работающей в режиме открытого доступа пользователей и предоставляющей бесплатно текстовые документы из своих фондов, показывает, что претензии за нарушение авторских прав суды как правило признают несостоятельными. Так, 16 марта 2001 г. Московский арбитражный суд отклонил иск Издательского дома Коммерсантъ к ЗАО «Публичная библиотека» о запрете публикации на сайте статей журналиста газеты Глеба Пьяных и взыскании в его пользу компенсации за нарушение авторских прав.

За рубежом, также как и в России, значительно усложнились взаимоотношения библиотеки с правообладателями, поскольку упростилась техника распространения и копирования авторских работ, шире стала возможность несанкционированного доступа к информации, возросли масштабы возможных нарушений авторских прав. В США, например, широко распространена практика лицензионных соглашений, являющихся средством регулирования доступа к информации в электронной среде. С этой целью разработаны специальные методические рекомендации для библиотек, касающиеся заключения таких договоров. В рекомендациях других стран предусмотрено широкое использование электронных библиотек, вплоть до свободного и бесплатного доступа к ним всех читателей, в других оговорены существенные ограничения, касающиеся целей использования (образовательные, научные), либо с условиями лицензионных соглашений или правилами пользования библиотекой.

Дальнейшее совершенствование законодательства об авторском праве применительно к электронным библиотекам должно проводиться комплексно во взаимодействии и взаимопонимании всех проблем, гармонизации с национальным и международным законодательством в соответствии с развитием средств телекоммуникации, современными достижениями науки и техники, с учетом особенностей информатизации общества.

В ходе реформирования библиотечного дела особое внимание библиотековедов и библиотекарей-практиков привлекают вопросы платности библиотечно-информационных услуг и продукции. Сложность практического применения маркетинговых подходов в их решении во многом обусловлена парадоксальностью ситуации в управлении библиотечной деятельностью. Библиотеки являются некоммерческими бюджетными учреждениями, финансируемыми из средств налогоплательщиков, поэтому за библиотечно-информационные услуги плата, по идее, взиматься не должна. Однако отечественный опыт свидетельствует о введении платных форм обслуживания в структуру деятельности все большего числа библиотек.

Среди причин развития платности в библиотечно-информационной сфере следует выделить, во-первых, постоянно сужающиеся возможности государственного финансирования библиотек, во-вторых, динамично растущий сегмент потребительского рынка платных услуг - предприятия малого и среднего бизнеса и рыночной инфраструктуры (биржи, банки и т.д.) В большинстве своем не имеют собственных библиотек.

В то же время условия становления платных форм библиотечной деятельности нельзя назвать абсолютно благоприятными: к началу 90-х гг. библиотеки не смогли де факто перейти на новый механизм хозяйствования, а де-юре так и не обрели хозяйственной самостоятельности. Вместе с тем библиоменеджеры в процессе управления вынуждены были учитывать формирующиеся в стране рыночные условия и механизмы, в частности либерализацию цен, децентрализацию системы государственного финансирования библиотек, экономический кризис и сопутствующую ему инфляцию.

В контексте этих перемен очевидны далеко не однозначные оценки и толкования введения платности в библиотеках. Кроме того, при использовании в профессиональной лексике понятий «платные услуги, обслуживание», «инициативная хозяйственная деятельность», «сверхнормативная деятельность» нередко вкладывается разное содержание. Например, это привело к такой крайней оценке платности на страницах специальной печати, как «коммерциализация библиотечной работы». Однако именно в 90-е гг. платная деятельность, инициативно развиваемая библиотеками, стала в нашей стране легитимной. Она закреплена целым рядом нормативно-правовых документов, где для ее обозначения использованы понятия «хозяйственная деятельность», «инициативная хозяйственная деятельность», «предпринимательская деятельность», причем для последней четко очерчены границы и выделены отличительные черты. Согласно этим правовым актам предпринимательством не считаются те формы платной библиотечной деятельности, доходы от которых направляются на развитие библиотеки, ее основных функций.

Следовательно, сверхнормативная, или, иначе говоря, инициативная, хозяйственная деятельность библиотеки развивается по двум направлениям: первое - платные услуги, обслуживание, дополняющие и частично финансирующие основную деятельность; второе - собственно предпринимательство, виды и формы которого обязательно определяются уставом библиотеки. Предполагается, что оба направления осуществляются за счет средств, получаемых библиотекой от реализации платных продуктов своей деятельности, т. е. на основе самофинансирования.

Воплощая на практике законодательно закрепленное разделение платных форм обслуживания на собственно платные и предпринимательские, библиотечные учреждения (в частности Российская государственная библиотека) выделяют в их составе платные услуги и услуги, оказываемые на коммерческих началах. В число коммерческих включаются, например, рекламные услуги, подготовка адресной конъюнктурной информации, экспедирование корреспонденции и другие. Уже сам факт внедрения коммерческих начал в платную деятельность библиотек свидетельствует об определенном влиянии на нее формирующихся в стране рыночных отношений. Это же подтверждает анализ номенклатурных перечней и прейскурантов ряда библиотек. Он показывает, что по сравнению с начальным этапом (конец 80-х гг.) видовое разнообразие платных услуг значительно возросло, причем за счет сервисных, посреднических, а также профильных библиотечно-информационных услуг, оказываемых на современной технической основе.

Список использованной литературы


Нормативно-правовые акты.

1.                 Гражданский кодекс Российской Федерации. М. , 2002.

2.                 Кодекс законов о труде Российской Федерации. М., 2003.

3.                 Конституция Российской Федерации // Известия. - 1993. 28 дек.

4.                 О библиотечном деле: Федеральный закон Российской Федерации. Принят Госдумой 23. 11. 94 // Библиотека и закон. Справ. Вып. 1-М: Либерия, 1994. - С. 42-52.

5.                 Обиблиотечном деле: Закон Республики Саха (Якутия). Принят в 1994 // Библиотека. -1996. - N 1. - С. 18-25.

6.                 Обиблиотечном деле: Закон Тульской области. Принят областной Думой 30. 11. 95 //Тульские известия. -1996. - N 11-12.

7.                 Обиблиотечном деле и обязательном бесплатном экземпляре документов: Закон Псковской области. Принят областным Собранием депутатов 31. 01. 96 // Информ. бюллетень РБА. - 1996. - N 1(4). -С. 56-73.

8.                 Оконцепции, прогнозах и программах социально-экономического развития Московской области: Закон Московской области. Принят 27. 03. 96 N 7/86.

9.                 Опорядке деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и администрации Президента по ведению законопроектных работ: Указ Президента от 14. 01. 93 N 48.

10.            Оправотворчестве и нормативно-правовых актах: Закон Краснодарского края от 26. 05. 95.

11.            О6 общественных объединениях Федеральный закон Российской Федерации. Принят Госдумой 14. 04. 95 // Собрание законодательства РФ. -1995. - N . - Ст. 1930.

12.            О6 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации //Собрание законодательства РФ. - 1995. - N 35. - ст. 3506.

13.            Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Ведомости съезда нар. депутатов Рос. Федерации и Верхов. Совета Рос. Федерации . 1992. - N 46.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты