Правовое регулирование деятельности зарубежных правоохранительных органов по охране морских пространств
Содержание
§2. Правовые основы деятельности Департамента морской охраны Японии
Список используемой литературы и источников
Введение
Актуальность работы.
Суверенитет любого государства должен неукоснительно соблюдаться как на суше, так и на воде. Сложная современная экономическая обстановка обнажает недостаточную законодательную базу в области защиты морских пространств и морских биологических ресурсов многих государств.
Предметом серьезной озабоченности всего мирового сообщества является глобальная проблема безопасности мореплавания, требующая объединения усилий различных государств в борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, которые угрожают безопасности людей и имущества, серьезно нарушают морское сообщение и подрывают веру народов мира в безопасность морского судоходства.
Примером этому служат участившиеся случаи морского пиратства. Количество нападений на морские суда со стороны пиратов выросло в минувшем году на 39%, достигнув 406 зафиксированных случаев[1]. Более половины инцидентов связаны с действиями сомалийских пиратов.
Как сообщает агентство Рейтер (АР) со ссылкой на Международное Морское Агентство, количество нападений пиратов увеличивается уже четвертый год подряд.
По оценкам агентства, в последней четверти 2009 года пираты переместили свою активность из Аденского залива, где развернута флотилия международных сил, к непатрулируемому восточному побережью Сомали, где с октября зафиксировано 33 нападения на суда и 13 захватов.
Всего за прошлый год пиратами было захвачено 49 судов с 1052 членами команд на борту. Восемь моряков были убиты и 68 получили ранения.
Количество пиратских нападений также выросло и в Южной Америке, где в ушедшем году было зафиксировано 37 подобных инцидентов. Также увеличилось количество пиратских нападений в Бангладеш, Южно-Китайском море и Сингапурском проливе.
Охраной своих водных пространств в различных государствах занимаются как военные структуры, так и гражданские. Из 50-ти исследованных структур береговой охраны 38 являются военными и, как показала практика, именно они наиболее эффективно выполняют возложенные на них задачи. В связи с появлением в морских пространствах такого большого количества угроз особенно возрастает роль уполномоченных органов по противодействию данным угрозам и обеспечению своих национальных интересов.
Большинство государств, имеющих береговую охрану на правах гражданского ведомства, всё чаще и чаще задумываются о передаче этой функции военным, но сложная экономическая обстановка и недостаточность финансирования программ по охране морских пространств заставляют откладывать эти решения на более поздние сроки.
Цель проводимого в данной работе исследования предполагает учёт иностранного опыта правового регулирования вопросов обеспечения национальной безопасности в морских пограничных пространствах тех государств, которые имеют наибольшую площадь территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Среди них США (20 918 418 кв.км), Австралия (15 835 100 кв.км), Канада (15 583 747кв.км) и Япония (Россия по данному показателю находится на первом месте - 24 641 873кв.км).
Задачи:
1. Выявить на основе анализа особенности правового регулирования деятельности Береговой охраны США, как органа, обеспечивающего безопасность морских пространств;
2. Рассмотреть правовые аспекты деятельности Береговой охраны Канады в сфере охраны морских пространств;
3. Дать характеристику правовым аспектам деятельности ВМФ Австралии как элемента военной организации государства по защите морских пространств Австралии;
4. Раскрыть особенности правового регулирования деятельности Департамента морской охраны Японии.
Объект работы: общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности уполномоченных органов зарубежных государств по охране морских пространств.
Предмет работы: нормы права, регламентирующие деятельность зарубежных правоохранительных органов в сфере охраны морских пространств.
§1. Правовое регулирование деятельности Береговой охраны США как органа, обеспечивающего безопасность морских пространств
После совершения 11 сентября 2001 г. террористических актов в США была проведена административная реформа, в результате которой на основе объединения ряда служб, действующих в смежных отраслях, было создано суперминистерство[2] - Министерство национальной безопасности США (далее - МНБ США). Это министерство объединило 22 службы и агентства, отвечающие за безопасность, в том числе и Береговую охрану[3]. В структуре МНБ США выделяется три агентства, отвечающих за обеспечение пограничной безопасности: Бюро таможни и защиты границ, Бюро иммиграционного и таможенного контроля и Береговая охрана[4].
Данные ведомства ответственны за охрану государственной границы США[5]. Достаточно интересным представляется опыт США по результативному использованию средств вышеперечисленных органов. Бюро таможни и защиты границ (далее - БТЗГ США) отвечает за осуществление сельскохозяйственного надзора, миграционного и таможенного контроля в пограничных пунктах пропуска, в том числе и в морских портах, а также за досмотр грузов. В состав этого же Бюро входит отдельное подразделение - Пограничный патруль.
Это подразделение осуществляет патрулирование сухопутных границ США, в том числе и в приморских регионах. На Бюро иммиграционного и таможенного контроля (далее - БИТК США) возложены обязанности по расследованию нарушений миграционного и таможенного законодательства внутри страны, а также проведение мероприятий по борьбе с незаконным ввозом наркотиков. БОХР США является головным ведомством, ответственным за обеспечение национальной безопасности на морских направлениях, в том числе портовой безопасности. Министерство обороны действует в качестве вспомогательного ведомства в данной сфере, однако является основным ведомством, осуществляющим охрану государственного суверенитета на море[6].
Береговая охрана подотчетна напрямую Министру национальной безопасности США. БОХР является одним из пяти видов Вооруженных сил США[7]. Функции БОХР США не дублируют функции Военно-морского флота (далее - ВМФ). БОХР США в отличие от других видов Вооруженных сил США не концентрирует свою деятельность исключительно на вопросах национальной обороны, а осуществляет еще три функции - обеспечение безопасности на море, обеспечение исполнения законодательства и защита морской среды[8].
Возложенные на БОХР США задачи она, в отличие от ВМФ США, выполняет не военными, а полицейскими методами, хотя структура данного органа как военной организации позволяет осуществлять их более эффективно и использовать БОХР США в качестве вспомогательного подразделения ВМФ.
В своей деятельности БОХР США руководствуется положениями широкого круга федеральных законодательных актов. При этом и сама БОХР активно занимается разработкой нормативных актов по вопросам обеспечения национальной безопасности на море, которые в последующем принимаются МНБ США.
В §2 тома 14 "Береговая охрана" Свода законов США определены основные обязанности БОХР в открытом море, водах, находящихся под юрисдикцией США, а также над этими пространствами и в подводной среде. К наиболее важным из них можно отнести:
1) обеспечение принудительного исполнения применяемых федеральных законов, а также оказание помощи в обеспечении принудительного исполнения указанных законов;
2) осуществление наблюдения за морскими пространствами с воздуха, проведение мероприятий по пресечению правонарушений в целях обеспечения принудительного исполнения законов США, оказания помощи в обеспечении принудительного исполнения;
3) осуществление различных мероприятий по развитию, укреплению, поддержанию морского судоходства, организации работы ледоколов, спасательных операций, учитывая при этом потребности национальной обороны;
4) поддержание состояния готовности к функционированию в качестве специального подразделения в составе ВМФ США во время войны, включая исполнение обязанностей по управлению морской оборонной зоной. Одним из примеров исполнения обязанностей БОХР является пример у берегов Гватемалы, 23 октября 2009 года Агенты службы США по борьбе с контрабандой наркотиков провели совместную операцию с БОХР. В результате была задержана самодельная подводная лодка, перевозившая кокаин.
Судно было обнаружено в Тихом океане примерно в 280 километрах от берега Гватемалы. На субмарине находились четыре человека, трое колумбийцев и один мексиканец; все они арестованы.
По предварительной оценке, на борту подлодки перевозились 10 тонн кокаина, что является самой крупной конфискованной партией наркотика за всю историю Гватемалы.
Наркокартели безнаказанно промышляют в джунглях на севере Гватемалы, где они получают кокаин из Южной Америки и откуда переправляют его в Мексику. В последнее время мексиканские картели, с которыми на родине ведут усиленную борьбу, предпочитают перемещать свой бизнес в соседнюю Гватемалу.
Напомним, 16 октября сербские спецслужбы задержали крупный груз кокаина - 2,8 тонны. Он был изъят в результате совместной операции управления по борьбе с наркотиками США и сербских спецслужб. По подозрению в причастности к перевозке наркотиков задержаны несколько человек, находившихся на борту судна. Изъятые наркотики были произведены в одной из стран Южной Америки.2,8 тонны кокаина, стоимость которого составляет около 120 млн евро ($180 млн), предназначались для поставки в страны Западной Европы. При розничной продаже стоимость такого количества наркотика могла бы достигнуть 250 млн евро (около $374 млн).
Закон о национальной безопасности США[9], принятый в 2002 г., в разд.888 определяет в общих чертах задачи БОХР США. Одной из примечательных особенностей данного закона является то, что в нем различаются задачи, связанные с обеспечением БОХР США национальной безопасности и не связанные с таковой (разрядка наша - Н. И.). Следует обратить внимание на подход американского законодателя к разделению задач БОХР США на подобные группы.
К задачам, не связанным с обеспечением национальной безопасности, закон относит: а) обеспечение безопасности судоходства (инспектирование судов в целях проверки соблюдения их технического состояния и мореходных качеств); б) проведение поисково-спасательных работ (оперативное реагирование на сигналы бедствия, полученные с морских судов); в) установка, сохранение и поддержание в исправном состоянии навигационных средств; г) охрана морских живых ресурсов (обеспечение исполнения требований законодательства о рыболовстве); д) защита морской среды (предупреждение и устранение негативных последствий загрязнения морской среды); е) проведение ледокольных операций.