Правовое регулирование деятельности зарубежных правоохранительных органов по охране морских пространств

В свою очередь, к задачам, связанным с обеспечением национальной безопасности относятся: а) обеспечение безопасности портов, водных путей и побережья (патрулирование вод портов, определение наиболее уязвимых для террористических атак портовых объектов и др.); б) противодействие противоправному ввозу наркотиков (патрулирование в целях воспрепятствования ввозу наркотиков не территорию США морем); в) борьба с нелегальной миграцией (патрулирование морских пространств в целях противодействия въезда на территорию США нелегальных мигрантов); г) поддержание состояния боеготовности своих подразделений; д) обеспечение исполнения требований иных законов (противодействие незаконной перевозке вооружений, нападению на морские суда и др.) [10].

В целях обеспечения безопасности морского судоходства в 2002 г. был принят Закон о безопасности морского судоходства[11]. Особое внимание в данном законе уделяется обеспечению безопасности судов и инфраструктуре портов.

В соответствии с положениями Закона о безопасности морского судоходства всем службам БОХР США было поручено разработать до 1 июля 2004 года планы обеспечения безопасности системы транспортных перевозок в водах США, портов и важнейших морских сооружений (всего около 3 200 объектов), а также почти 9 000 грузовых и пассажирских судов, посещающих территориальные воды и порты США. При этом ведется оценка уязвимости важнейших объектов, которые могли бы быть выбраны террористами в качестве целей, организуется патрулирование на фарватерах, в гаванях и акваториях 55 основных портов на катерах с вооруженными командами.

Руководствуясь положениями Закона о безопасности морского судоходства, МНБ США разработало ряд правил[12], касающихся обеспечения безопасности морского судоходства. В частности, глава 33 Свода федеральных правил была дополнена подглавой "Н" (Maritime Security). Ст.104 этой подглавы устанавливает требования к обеспечению безопасности морских судов, в частности, к июлю 2004 г. все владельцы или операторы судов должны были обеспечить нахождение на их судне:

а) одобренный план безопасности судна со всеми изменениями в данном плане и подтверждающее свидетельство от руководителя Морского центра безопасности; б) план безопасности судна, который был передан на утверждение с письмом от руководителя Морского центра безопасности

Хотя ведомственные нормативные предписания содержат в себе детализированные требования, по сути, они требуют от капитанов судов принятия наиболее оптимальных решений относительно обеспечения безопасности своих судов, пассажиров и экипажа[13].

В соответствии с положениями разд.102 Закона о безопасности морского судоходства в целях повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности в морских портах были созданы территориальные комиссии по вопросам морской безопасности. Данные комиссии предназначены для обмена информацией, связанной с вопросами обеспечения портовой безопасности, между заинтересованными ведомствами и организациями. Основной же целью комиссий является оказание помощи руководителю комиссии - капитану порта, которым является офицер БОХР США, - в разработке плана безопасности порта[14].

Исследовав опыт правового регулирования вопросов обеспечения национальной безопасности в морских пограничных пространствах США, представляется возможным сделать следующие выводы.

В связи с большой протяженностью прибрежной полосы, ограниченностью имеющихся у каждого агентства, входящего в структуру МНБ США, сил и средств, для эффективного использования воздушного и морского флота в 2003 году были созданы два специальных министерских совета по авиации и морскому флоту. Эти советы готовят предложения по использованию средств находящихся в распоряжении БОХР, БТЗК и БИТК США. Данные предложения рассматриваются и утверждаются высшим руководством МНБ США, что позволяет избежать дублирования при патрулировании морских и прибрежных районов средствами различных ведомств.

Закон о национальной безопасности США, принятый в 2002 году, определяет в общих чертах задачи БОХР США. Одной из примечательных особенностей данного закона является то, что в нем различаются задачи, связанные с обеспечением БОХР США национальной безопасности (в качестве специального подразделения в составе ВМФ США во время войны) и не связанные с таковой (выполнение задач полицейскими методами).

Резюмируя все вышесказанное, представляется сделать следующие выводы. В целях повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности в морских портах были созданы территориальные комиссии по вопросам морской безопасности. Данные комиссии предназначены для обмена информацией, связанной с вопросами обеспечения портовой безопасности, между заинтересованными ведомствами и организациями.

Кроме того, важной особенностью законодательства США в рассматриваемой сфере является то, что оно обязывает администрации порта разрабатывать планы безопасности порта.

 

§2. Правовые основы деятельности Департамента морской охраны Японии


Задачи, решаемые Департаментом морской охраны (ДМО), трансформировались адекватно потребностям японского общества. Департамент морской охраны, как объединенная государственная структура, обеспечивающая безопасность государственной границы и имущества Японии на море, выполняла широкий спектр задач, которые дифференцировались по следующим направлениям:

Задачи, определяемые в мирное время:

охрана территориального моря, континентального шельфа, рыболовной зоны и районов рыбного промысла;

задержание нарушителей границы и нарушителей правил рыболовства;

пресечение нелегального въезда в страну и выезда из нее морским путем японских и иностранных граждан;

контроль за соблюдением международных соглашений по мореплаванию;

оказание помощи судам и самолетам, терпящим бедствие, осуществление поисково-спасательных операций;

поддержание общественного порядка, защита человеческой жизни и имущества на море;

контроль за иностранными судами в территориальном море и внутренних водах, а также следующих в японские порты и из них;

расследование преступлений, аварий и других происшествий на море, в портах и гаванях;

ведение разведки на море (в том числе радиоразведки) и российского побережья;

контрразведывательная работа среди экипажей японских промысловых и иностранных судов, посещающих порты Японии;

пресечение контрабандной деятельности на море;

контроль за японскими рыболовными судами, ведущими промысел в экономических и рыболовных зонах иностранных государств, защита их от преступных посягательств;

гидрографическое и навигационное обеспечение мореплавания, организация соответствующих навигационных служб;

навигационное оборудование побережья, портов и гаваней;

контроль за техническим состоянием гражданских судов и соблюдением ими правил судоходства;

обеспечение проведения океанографических исследований, метеорологических и гидрографических работ;

осуществление контактов с представителями сопредельных государств по вопросам, входящим в компетенцию ДМО (функции иностранного отдела);

охрана окружающей среды, борьба с загрязнением моря;

боевое обеспечение районов проведения учений ВМС Япония, выполнение других специальных задач.

В военное время или при объявлении чрезвычайного положения в условиях резкого обострения военно-политической обстановки задачи для решения ДМО принимали следующий характер:

введение и поддержание установленных режимов (ограничений) в своих районах;

усиленное наблюдение за морской надводной и воздушной обстановкой в зонах ответственности;

несение дозорной службы в прибрежных зонах;

охрана и защита портов, гаваней, рейдов, прибрежных морских коммуникаций (баз);

обеспечение защиты от мин;

выполнение аварийно-спасательных работ, вызванных вторжением противника;

осуществление гидрографическо-навигационного обеспечения действий ВМС;

корабельная и радиотехническая разведка на море.

Объем задач ДМО перманентно расширялся по причине развития международных норм права в области морской деятельности. Этому послужило принятие таких международных документов, как; "Конвенция ООН по морскому праву[15]", "Конвенция по поисково-спасательным работам на море", договора Японии с США по вопросам охраны морских коммуникаций в зонах Тихого и Индийского океанов.

Органы управления ДМО в отношении японских и иностранных судов, находящихся в территориальном море, а также в рыболовной зоне Японии с целью промысла, были наделены рядом полномочий (правами):

останавливать и осматривать суда в море, требовать изменения ими курса;

командиры патрульных кораблей ДМО по результатам осмотра судов-нарушителей, при наличии соответствующих оснований (доказательств) могли возбуждать уголовные дела или налагать на них определенные законодательством денежные штрафы;

запрещать судам выход из порта (в условиях усиления режима);

требовать высадки команды, пассажиров и других лиц, находящихся на судне;

запрещать или ограничивать высадку людей с судна на берег,

снимать груз (багаж) с судна, запрещать или ограничивать его выгрузку;

задерживать суда на карантин на период осмотра, запрещать или ограничивать связь членов команды с берегом и другими судами;

опрашивать капитана судна или его помощника о подготовке и оборудовании судна, требовать предъявления свидетельства регистра на право плавания;

выяснять цель и район плавания судна, а также наличие и характер груза;

требовать от должностных и частных лиц оказания необходимой помощи при выполнении органами УБМ своих обязанностей, связанных с оказанием помощи на море или задержанием преступников, а также в других экстренных случаях;

применять оружие в соответствии со статьей 7 Закона № 1361948 года "Об организации полицейской службы".

Для успешного решения вышеперечисленных задач ДМО при активном финансировании правительства постоянно укрепляло и модернизировало свои морские и авиационные силы. Практически до конца 90-х годов служба строилась по принципу "тотального патрулирования". Такой подход заключался в равномерном расположении сил и средств (специальных патрульных кораблей с вертолетами на борту) для осуществления наблюдения, поиска и спасения на обширных пространствах контролируемой акватории. Другими словами, для повышения эффективности действий, в том числе оперативности ведения поисково-спасательных операций, значительные силы ДМО в превентивном порядке размещались в районах наиболее вероятных (возможных) несчастных случаев и катастроф, связанных с интенсивным движением судов, сложными погодными и географическими условиями, а также активной рыбопромысловой деятельностью[16].

В соответствии с директивой Департамента морской охраны № 24 от 1966 года на подразделения ДМО возложены задачи ведения разведывательной деятельности в интересах охраны границы сил национальной обороны, а также ведения контрразведывательной работы среди экипажей японских промысловых судов. Разведывательную и контрразведывательную работу в ДМО вели охранно-спасательные отделы (ОСО) [17]. Задачи охранно-спасательных подразделений в области разведки отражены в приложении 6. В разведывательной работе основное внимание уделялось получению информации о портах и портовых режимах, характеристике береговой полосы и военных объектов на ней, системе охраны границы, а также сведений политического и экономического характера. На сторожевых кораблях морской охраны разведывательные задачи несли командиры кораблей, а непосредственными исполнителями являлись внештатные оперативные группы, возглавляемые, как правило, начальниками радиостанций. В интересах разведки, ДМО активно привлекало агентуру на судах, посещавших советские порты. Сотрудники охранно-спасательных подразделений ДМО всегда принимали участие в разведывательном опросе японских рыбаков, задержанных российской стороной и возвращенных после судебного разбирательства на родину.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты