На основе изучения опыта береговой охраны Норвегии и Великобритании канадские сенаторы сделали вывод о перспективности фрахтования на время определенного числа морских судов для нужд БОХР страны у частных компаний.
Подводя итог важно отметить, что канадская БОХР - гражданская организация и ее сотрудники не наделены полицейскими функциями (они не отвечают за обеспечение принудительного исполнения законодательства на море) и это вызывает критику со стороны представителей сената, считающих, что этот орган вполне мог бы внести существенный вклад в обеспечение национальной безопасности на морских направлениях. Несмотря на споры по поводу реформирования БОХР, сделать данное ведомство целиком военным законодательная и исполнительная ветви власти не спешат.
Заключение
Исследовав опыт правового регулирования вопросов обеспечения национальной безопасности в морских пространствах четырёх государств, имеющих наибольшую площадь морских пространств, необходимо отметить следующее.
Все государства находятся в постоянном поиске наиболее эффективных мер для достижения поставленных целей.
Каждое государство учитывает мировой опыт. Именно учитывает, а не копирует его слепо. Учитывает исходя из сложившейся политической обстановки в отношениях с соседними государствами. Учитывает силу сопредельного государства, который может помочь противодействовать международному терроризму и пиратству. Действительно, борьба с пиратством объединила многие государства, посадила за стол переговоров их руководителей.
Именно в это время наиболее эффективным является военное руководство охраной морских пространств.
Сложная экономическая обстановка, мировой кризис заставили задуматься государства о рациональном расходовании имеющихся сил и средств, а именно активнее заинтересованные ведомства стали. Стало применяться фрахтование морских судов для нужд береговой охраны у частных компаний.
Нам представляется, что рассмотренный опыт мог быть весьма полезен для пограничных органов федеральной службы безопасности в части, касающейся обеспечения подразделений береговой охраны материальными ресурсами на основе заключения с заинтересованными ведомствами меморандумов о взамопонимании и договоров бербоут-чартера с частным сектором. Кроме того, логично было бы воспринять рассмотренный зарубежный опыт в целях совершенствования взаимодействия пограничных органов и иных органов, обеспечивающих безопасность в морских пространствах: создать территориальные комиссии по вопросам морской безопасности или иные межведомственные коллегиальные органы. В целях совершенстовавания системы безопасности морских портов, целесообразно разработать для каждого порта план обеспечения безопасности порта.
Список используемой литературы и источников
Иностранные нормативные правовые акты:
1. American Fisheries Act (46 United States Code § 12102 (c) and 46 United States Code § 31322 (a); Public Law 105-277).
2. Australia's Strategic Policy (ASP). Department of Defence (1997). - [Электронный ресурс]. - режим доступа: #"#">#"#">#"#">#"#">#"#">#"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] URL: #"#_ftnref2" name="_ftn2" title="">[2] Суперминистерства представляют собой новые органы управления в западных странах, экономящие как финансовые, так и кадровые ресурсы государственного аппарата. Суть суперминистерств заключается в том, что они объединяют на правах структурных подразделений бывшие отраслевые министерства или министерства и службы, действующие в смежных областях. См. подробнее: Министерства и ведомства: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. – М.: Норма, 2008. – С. 58-59.
[3] См.: А.Н. Козырина и Е.К. Глушко. Указ. соч.
[4] Министерство обороны действует в качестве вспомогательного ведомства в данной сфере, однако является основным ведомством, осуществляющим охрану государственного суверенитета на море. См. подробнее: U.S. Government Accountability Office, Border Security: Opportunities to Increase Coordination of Air and Marine Assets (GAO-05-543): Report to the Chairman, Subcommittee on National Security, Emerging Threats, and International Relations, Committee on Government Reform, House of Representatives. – Washington, 2005. – P. 1.
[5] Для решения этой задачи в их распоряжении находятся 500 воздушных судов, а морской флот насчитывает 1900 судов и катеров (в распоряжении БОХР – 141 корабль и 200 воздушных судов Следует также заметить, что протяженность береговой полосы в США составляет 95 тыс. Миль. См. Подробнее: U.S. Government Accountability Office, Coast Guard: Challenges during the Transition to the Department of Homeland Security (GAO-03-594T): Testimony Before the Subcommittee on Coast Guard and Maritime Transportation, Committee on Transportation and Infrastructure, House of Representatives. – Washington, 2003. – P. 4.
[6] В связи с ограниченностью имеющихся у каждого агентства, входящего в структуру МНБ США, сил и средств, а также большой протяженностью прибрежной полосы, остро стоит вопрос об эффективном использовании воздушного и морского флота. Для решения этого вопроса в конце 2003 г. были созданы два специальных министерских совета: по авиации и по морскому флоту. В состав данных советов входят специалисты от каждого агентства. Указанные советы готовят предложения по использованию средств, находящихся в распоряжении БОХР, БТЗК и БИТК США. Данные предложения рассматриваются и утверждаются высшим руководством МНБ США. Это позволяет избежать дублирования при патрулировании морских и прибрежных районов средствами различных ведомств, взаимодействовать при подготовке своего персонала, использовать флот одного ведомства в целях другого. Подробнее см.: US Government Accountability Office. Border Security: Opportunities to Increase Coordination of Air and Marine Assets (GAO-05-543): Report to the Chairman, Subcommittee on National Security, Emerging Threats, and International Relations, Committee on Government Reform, House of Representatives. – Washington, 2005.
[7] Вооруженные силы Соединенных Штатов Америки состоят из трех основных видов (сухопутные войска, военно-морской флот, военно-воздушные силы), а также корпуса морской пехоты и Береговой охраны.
[8] Stubbs B.B. The US Coast Guard: A unique instrument of US national security / B.B. Stubbs // Marine Policy. – 1994. – Vol. 18. – № 4. – PP. 506-520.
[9] The Homeland Security Act of 2002 (Public Law 107-296).
[10] Подробнее см.: Office of Inspector General (Department of Homeland Security), FY 2003 Mission Performance United States Coast Guard (OIG-04-43). – Washington, 2004. – PP. 19-20.
[11] Maritime Transportation Security Act of 2002 (Public Law No. 107-295, 116 Stat. 2064 (2002).
[12] § 33 Code of Federal Regulations 101.115 (2003).
[13] Кроме того, капитан судна обязан информировать сотрудников БОХР о местонахождении судна и сообщать о любых ситуациях, угрожающих безопасности судна. В октябре 2003 г. БОХР США приняла ведомственные нормативные правовые акты, конкретизирующие положения Закона о безопасности морского судоходства См. подробнее: Implementation of National Maritime Security Initiatives (68 Federal Register 60,448 (October 22,2003).
В этих актах, в частности, была установлена обязанность капитана судна сообщить о заходе судна в морской порт США не менее чем за 96 часов (Id. at 60,459.) Кроме того, вышеуказанные акты устанавливают, что иностранные суда, плавающие под флагом государств-участников Международной конвенции по охране человеческой жизни на море, могут не предоставлять планы безопасности судна на утверждение уполномоченным государственным органам США. Планы безопасности иностранных судов, плавающих под флагом государств, которые не являются участниками Конвенции, должны быть представлены на утверждение в подразделения БОХР США. Иностранные суда могут не представлять вышеуказанные планы, а принять предложенный Береговой охраной альтернативный план безопасности или выполнять требования двусторонних или многосторонних соглашений. (68 Federal Register at 60,455)
В соответствие с программой досмотра судов, заходящих в порты США, БОХР проверяет и обеспечивает соблюдение судами требований Международной морской организации. Судам, не соблюдающим указанные требования, может быть отказано в заходе в порты США. В портах США усилена охрана объектов, ограничен доступ к ним портового персонала, который должен иметь особые пропуска для прохода на их территорию. Министерству национальной безопасности рекомендовано разработать международное соглашение об обеспечении всех иностранных моряков, прибывающих в США, специальными удостоверениями личности. Во всех портах предполагается создать консультативные комитеты по выработке рекомендаций и предложений, направленных на дальнейшее совершенствование организации радиосвязи и оповещения, а также системы охраны и обеспечения безопасности объектов не только в портах, но и в пределах границ районов БОХР. См. подробнее: Рюриков Д., Васильев А. Роль Береговой охраны в обеспечении национальной безопасности США / Д. Рюриков, А. Васильев // Зарубежное военное обозрение. – 2005. – № 7.
[14] В состав комиссий входят представители федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также частного сектора. К августу 2007 г. была организована деятельность 46 территориальных комиссий, компетенция которых охватывала 361 морской порт. См. подробнее: U.S. Government Accountability Office, Maritime Security: The SAFE Port Act and Efforts to Secure Our Nation's Seaports (GAO-08-86T): Testimony before the Committee on Commerce, Science, and Transportation U.S. Senate. – Washington, 2007. – P. 8.
[15] Конвенция ООН по морскому праву заключена в г. Монтего-Бей (Ямайка), её подписали 119 делегаций 10.12.1982. Конвенция является всеобъемлющим международным договором по морскому праву, исторической вехой в области кодификации и прогрессивного развития международно-правовых норм, призванных регламентировать режим Мирового океана в современных условиях развития общества. Впервые в договорном порядке была установлена предельно допустимая ширина территориального моря в 12 морских миль, был существенно расширен перечень свобод открытого моря (свободы судоходства, полетов, рыболовства, прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободы возводить искусственные острова, устанавливать сооружения и проводить морские научные исследования).
[16] Сегодня в условиях эффективно функционирующей системы оповещения о движении судов, основанной на компьютерном анализе всей морской надводной обстановки (данные отличаются объективностью и полнотой), компьютеризации и спутникового обеспечения наблюдения и слежения позволяет дифференцированно располагать силы и средства с учетом оперативности направлений.
[17] Для ведения разведки против Советского Союза в составе охранно-спасательного отдела штаба I района в 1967 году была организована так называемая «советская линия».
[18] Площадь морских пространств Австралии примерно сопоставима с площадью морских пространств Российской Федерации. Так, общая площадь морских пространств, на которые распространяется суверенитет Австралии или в которых Австралия имеет определенную юрисдикцию, составляет приблизительно 9 млн. кв. км, а протяженность береговой линии Австралии составляет 60 тыс. км. Schofield C., Tsamenyi Martin and Palma, Mary A. Securing Maritime Australia: Developments in Maritime Surveillance and Security // Ocean Development and International Law Journal. – Vol. 39. – 2008. – № 1. – P. 95.
[19] Shearer I. The Development of International Law with Respect to the Law Enforcement Roles of Navies and Coast Guards in Peacetime. In: The law of armed conflict: into the next millennium / Michael N., Schmitt & Leslie C. Green, editors. // International Law Studies. – Vol. 71. – Newport: Naval War College, 1998. – P. 448.
[20] М. О’Коннор, ссылаясь на The Military Balance 1996/97 (International Institute of Strategic Studies, London, 1996), отмечает, что в 38 государствах создана береговая охрана, а в 12 государствах функции береговой охраны выполняет ВМФ. O'Connor M. A Coastguard for Australia? In: Policing Australia's Offshore Zones. PP. 268-278 (Wollongong Papers on Maritime Policy No. 9, Mackinnon & Sherwood ed., 1997).
[21] Fidell E.R. Fisheries Legislation: Naval Enforcement // Journal of Maritime Law and Commerce. – 1976. – Vol. 7. – PP. 351-366.
[22] Snushall B. The enforcement aspects of Australia's oceans policy. – Canberra: Sea Power Centre, 2003. – P. 8.
[23] Grazebrook AW. Sea power and Australia's national interest. In: McCaffrie J, Hinge A, editors. Sea power in the new century. – Canberra: Australian Defence Force Academy, 1998. – P. 100-107.
[24] Australia's Strategic Policy (ASP). Department of Defence (1997). URL:#"#_ftnref25" name="_ftn25" title="">[25] Australia's Strategic Policy (ASP). Department of Defence (1997). P. 35.
[26] Australia's Strategic Policy (ASP). Department of Defence (1997). P. 5.
[27] Letts D. J. The use of force in patrolling Australia's fishing zones // Marine Policy. – 2000. – Vol. 24. – P. 149.
[28] Migration Act of 1958 (No. 62, 1958) // Commonwealth of Australia Gazette. – 1958. – November, 10.
[29] Border Protection (Validation and Enforcement Powers) Act of 2001 (No. 126, 2001) ) // Commonwealth of Australia Gazette. – 2001. – September, 27.
[30] Hazardous Waste (Regulation of Exports and Imports) Act of 1989 (No. 6, 1990).
[31] Environment Protection (Sea Dumping) Act of 1981 (No. 101, 1981).
[32] Quarantine Act of 1908 (No. 3, 1908).
[33] Petroleum (Submerged Lands) Act of 1967 (No. 118, 1967).
[34] Customs Act of 1901 (No. 6, 1901).
[35] Fisheries Management Act of 1991 (No. 162, 1991) // Commonwealth of Australia Gazette. – 1992. – February, 14.
[36] Fish Resources Management Act of 1994 (No. 53, 1994) // Commonwealth of Australia Gazette. – 1995. – September, 29.
[37] Report Of The Prime Minister's Coastal Surveillance Task Force, June 1999. Текст доклада доступен на веб-сайте: #"#_ftnref38" name="_ftn38" title="">[38] Schofield C., Tsamenyi Martin and Palma, Mary A. Securing Maritime Australia: Developments in Maritime Surveillance and Security // Ocean Development and International Law Journal. – Vol. 39. – 2008. – № 1. – P. 99, 101.
[39] Командование пограничной защиты представлено сотрудниками из Таможенной службы, Министерства обороны, органов рыбоохраны, Службы карантинного надзора. Оно подотчетно руководителям Министерства юстиции и таможни и Вооруженных Сил Австралии. Возглавляет Командование офицер ВМФ Австралии, контр-адмирал. Ему оказывают помощь руководители двух таможенных директоратов, а также командир Северного военного округа. Командование предназначено для упрощения и повышения эффективности процесса планирования, а также системы управления и командования деятельностью по обеспечению национальной безопасности на море. В этих целях Командование осуществляет сбор информации об угрозах национальной безопасности, полученной из разных источников (например, от Надзора за побережьем, ВМФ, систем спутникового наблюдения, электронных датчиков, судов государственного флота, общественности и др.). Собранные сведения анализируются и оцениваются, после чего проводятся консультации с компетентными ведомствами о том, каким образом следует устранить возникшую угрозу.
[40] Lostracco J. T. What force for Canada? A theoretical and practical study of the Canadian Navy in the 1990s: Submitted in partial fulfilment of the requirements for the degree of Masters of Arts. – Halifax: Dalhousie University, 1998. – P. 52.
[41] Murray L.E. Maritime enforcement: The Canadian federal government's marine fleets and the navy's mission // Marine Policy. – 1994. – Vol. 18. – № 6. – P. 522.
[42] Day D. Public Policy and Ocean Management in Canada// Marine Policy. – 1995. – Vol. 19. – № 4. – PP. 251-252.
[43] Report of the House of Commons Standing Committee on National Defence and Veterans Affairs, Arnold Malone, Chairman, House of Commons. Maritime Sovereignty. Ottawa, November 1990. PP. 79-82.
[44] Canada, Securing An Open Society: Canada’s National Security Policy, April 2004. [Электронный ресурс]. – URL : #"#_ftnref45" name="_ftn45" title="">[45] Canada’s Oceans Maximizing Opportunities for Canadians from a Sovereignty and Security Perspective. P. 2.
[46] Role of the Canadian Coast Guard in Marine Security.
[47] Oceans Act of 1996.
[48] Fisheries Act.
[49] Coastal Fisheries Protection Act ( R.S., 1985, c. C-33 ).
[50] БОХР Канады ответственна за выявление разливов нефти и сброс в море химикатов, а также за ликвидацию последствий этих происшествий. Для выполнения данных задач БОХР располагает необходимым специальным оборудованием.
[51] Standing Committee on Fisheries and Oceans. Safe, Secure, Sovereign: Reinventing The Canadian Coast Guard. Ottawa, 2004. P. 42.
[52] Maritime enforcement: The Canadian federal government's marine fleets and the navy's mission. P. 524.