Правовое регулирование деятельности зарубежных правоохранительных органов по охране морских пространств

береговая охрана морская зарубежная

Пристальное внимание ОСО УБМ уделяли российским судам, заходящим в порты Японии. Как правило, оформление российских судов осуществлялось усиленными нарядами сотрудников УБМ и таможни (до 15-20 человек). На канале международного судоходства сотрудники ОСО основные усилия сосредоточивали на проведении работы по выявлению, предупреждению и пресечению фактов незаконного перемещения через границу оружия, боеприпасов, наркотиков, а также нелегальных мигрантов. Они участвовали в разбирательствах по фактам различного рода правонарушений российских граждан на японской территории, а также осуществляли наблюдение за стоящими у причалов судами.

Сложность и разнообразие задач, выполняемых ДМО, предполагали всестороннее обеспечение и детально организованное взаимодействие всех органов государственной власти, ответственных за безопасность государства в прибрежных районах. По закону № 131 1948 года при выполнении своих функций ДМО и его подразделения осуществляли взаимодействие с полицией, таможенными, иммиграционными службами, силами самообороны, органами рыбоохраны, рыбопромышленными объединениями и корпорациями, соединениями и частями ВМС.

Подобно Министерству национальной безопасности США, управление безопасности на море Японии объединяет несколько департаментов. Интересы безопасности границы и имущества на море Японии осуществляет Департамент морской охраны, выполняющий широкий круг задач. ДМО является объединенной государственной структурой и взаимодействует с полицией, таможенными, иммиграционными службами, силами самообороны, органами рыбоохраны, рыбопромышленными объединениями и корпорациями, соединениями и частями ВМС.

Адекватно потребностям японского общества на ДМО как на государственную структуру возлагаются задачи, в том числе и разведывательные как в мирное, так и в военное время или при объявлении чрезвычайного положения в условиях резкого обострения военно-политической обстановки.

Объем задач ДМО перманентно расширялся по причине развития международных норм права в области морской деятельности. Этому послужило принятие таких международных документов, как "Конвенция ООН по морскому праву", "Конвенция по поисково-спасательным работам на море", договора Японии с США по вопросам охраны морских коммуникаций в зонах Тихого и Индийского океанов.


 

Военно-морские районы Японии


Органы управления ДМО в отношении японских и иностранных судов, находящихся в территориальном море, а также в рыболовной зоне Японии с целью промысла, были наделены рядом полицейских полномочий для успешного решения вышеперечисленных задач ДМО при активном финансировании правительство постоянно укрепляло и модернизировало свои морские и авиационные силы. Практически до конца 90-х годов служба строилась по принципу "тотального патрулирования". Такой подход заключался в равномерном расположении сил и средств (специальных патрульных кораблей с вертолетами на борту) для осуществления наблюдения, поиска и спасения на обширных пространствах контролируемой акватории. Другими словами, для повышения эффективности действий, в том числе оперативности ведения поисково-спасательных операций, значительные силы ДМО в превентивном порядке размещались в районах наиболее вероятных (возможных) несчастных случаев и катастроф, связанных, с интенсивным движением судов, сложными погодными и географическими условиями, а так же активной рыбопромысловой деятельностью.

 

§3. Правовые аспекты деятельности ВМФ Австралии как элемента военной организации государства по защите морских пространств Австралии


Рассмотрим опыт Австралии по охране морских пространств[18]. Опыт Австралии полезен в связи с тем, что в данном государстве отсутствует орган, подобный Береговой охране США (разрядка наша - Н. И.). В Австралии функции данного органа на море в большей части осуществляются военно-морским флотом (далее - ВМФ). Следует, однако, заметить, что в Австралии отсутствует ведомство, к чьей исключительной компетенции отнесено обеспечение исполнения законодательства в морских пространствах. Эту деятельность осуществляет целая система органов исполнительной власти. Однако ВМФ является одним из ключевых органов, так как располагает наиболее крупным и мощным флотом. Как утверждает И. Ширер, ВМФ довольно часто привлекаются к выполнению задач, связанных с обеспечением исполнения законодательства государства в его морских пространствах[19]. В случаях, когда в прибрежном государстве отсутствует Береговая охрана, только ВМФ может стать органом, ответственным за обеспечение исполнения законодательства на море[20]. Использование ВМФ в указанных целях приобретает еще большее преимущество в тех случаях, когда государства, в чьей юрисдикции находятся значительные по своей площади морские пространства, сталкиваются с необходимостью противостоять хорошо оснащенным, современным экспедиционным браконьерским флотилиям[21]. Основной недостаток применения ВМФ в целях обеспечения исполнения законодательства состоит в том, что основная задача ВМФ заключается все-таки в обеспечении обороны государства. Чрезмерное отклонение от выполнения этой задачи недопустимо. Кроме того, возникают определенные проблемы при решении вопроса о возможности наделения должностных лиц ВМФ полномочиями по применению мер административного воздействия в отношении правонарушителей, особенно граждан своего государства. Это связано с традиционно негативным отношением к применению в отношении граждан Вооруженных Сил этого же государства.

Отмечается, что в Австралии только два федеральных органа имеют возможность обеспечивать исполнение законодательства непосредственно в морских пространствах - это ВМФ и Таможенная служба, в то время как другие органы наделены законом полномочиями на использование средств данных ведомств[22]. Австралийский ВМФ решает широкий комплекс задач, не относящихся напрямую к обеспечению обороноспособности страны[23]. В Стратегической политике Австралии[24] определены два постоянных направления деятельности ВМФ Австралии, которые не относятся напрямую к обеспечению обороны государства. В частности к ним относятся[25]:

1) оказание поддержки при проведении контртеррористических операций;

2) использование уполномоченными гражданскими ведомствами средств ВМФ в целях обеспечения таможенного, миграционного контроля и контроля за соблюдением рыбоохранного и иного законодательства.

Кроме того, в Стратегической политике Австралии отдельно выделены в качестве задач австралийского ВМФ осуществление поисково-спасательных работ; гидрографическое обеспечение; планирование ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций; противодействие незаконной перевозке наркотиков; борьба с пиратством и др.

Стратегическая политика Австралии также определяет и основные задачи Вооруженных Сил Австралии[26]:

отражение нападения на Австралию;

защита региональных интересов Австралии;

обеспечение международной безопасности.

Следует заметить, что, несмотря на возложение на ВМФ дополнительных задач, действующее австралийское законодательство далеко не во всех случаях наделяет ВМФ необходимыми для решения этих задач полномочиями. Так, Д. Леттс отмечает, что полномочия австралийского ВМФ при выполнении возложенных на него нетрадиционных, несвойственных для Вооруженных Сил Австралии задач не всегда получают должного правового закрепления[27].

Полномочия ВМФ Австралии по выполнению задач, не связанных с обеспечением обороноспособности государства, определены целым рядом законов. К ним можно отнести Миграционный закон 1958 г. (ст.189, 198A, 198B, 245B, 245C, 245F, 245H) [28], Закон о защите границ 2001 г. [29], Закон об опасных отходах 1989 г. [30], Закон о защите окружающей среды 1981 г. [31], Закон о карантине 1908 г. [32], Закон о нефти 1967 г. [33], Таможенный закон 1901 г. (ст.184A) [34]. Закон об управлении рыболовством 1991 г. [35] наделяет определенными полномочиями должностных лиц ВМФ Австралии. В частности, ряд должностных лиц, в том числе и Вооруженных Сил Австралии, наделяются полномочиями по осуществлению контроля и надзора за исполнением рыбоохранного законодательства. Так, в части 6 Закона об управлении рыболовством закреплено их право подъема на борт судна и досмотр судна, в отношении которого имеются подозрения в совершении правонарушения. Кроме того, ВМФ Австралии наделен правом преследования судна, совершившего в морском пространстве Австралии правонарушение. Закон об управлении рыбными ресурсами[36] закрепляет за должностными лицами ВМФ право задержания промысловых судов.

Следует обратить внимание на то, что ВМФ Австралии занимаются исключительно выявлением правонарушений в морских пространствах и конвоированием судов-правонарушителей в порт, остальная часть работы по привлечению правонарушителей к ответственности возлагается на должностных лиц федеральных органов специальной компетенции (рыбоохранные, таможенные и другие органы). Последние также занимаются патрулированием морских пространств, но из-за отсутствия собственных патрульных кораблей либо фрахтуют суда на время у частных лиц, либо пользуются услугами ВМФ.

Террористические атаки 2001 г. вызвали всплеск законодательных инициатив во всех государствах, в том числе и в Австралии. Основной смысл большинства законопроектов состоял в создании условий для упреждения террористических актов. Так, одной из мер, принятых Австралией, стало введение системы идентификации морских судов.

Террористические атаки в сентябре 2001 г. на США оказали определенное влияние и на взгляды австралийских политиков относительно системы органов, обеспечивающих исполнение законодательства на море.

Кроме того, указывается, что существующая в Австралии система контроля за соблюдением законодательства в морских пространствах в целом эффективна. В Австралии существует целый ряд специализированных ведомств, ответственных за обеспечение исполнения законодательства на море и решение таких задач, как: противодействие незаконной перевозке наркотиков; борьба с незаконной миграцией, браконьерством, таможенными, природоохранными правонарушениями; поисково-спасательные работы; обеспечение безопасности морского судоходства. Немаловажную роль в системе органов, ответственных за соблюдением законодательства в морских пространствах, играет специальный орган - Надзор за побережьем.

Надзор за побережьем является специальным подразделением Таможенной службы, подчиняющимся напрямую руководителю этого ведомства. При этом руководителем этого органа является контр-адмирал, командируемый из Вооруженных Сил Австралии. Надзор за побережьем с 1988 г. выполняет авиа - и морское патрулирование морских пространств Австралии преимущественно с целью наблюдения, выявления совершаемых правонарушений и передачи полученной информации заинтересованным ведомствам, к числу которых относятся Министерство по делам иммиграции и национальностей, Служба карантинного надзора, Таможенная служба, Федеральная полиция, органы рыбоохраны, Министерство обороны, Служба морской безопасности, органы охраны окружающей среды. Надзор за побережьем фрахтует у частных компаний на долговременной основе 15 самолетов различного класса (8 из которых оснащены радарами) и 2 вертолета. В последние годы на контрактной основе стали использоваться и космические спутники

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты