Правовое регулирование деятельности органов безопасности РФ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. История развития системы органов безопасности в России
1.1 Возникновение и развитие правового регулирования обеспечения безопасности в России
1.2 Понятие и система специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации
Глава 2. Характеристика организации управления в специальных органах обеспечения безопасности
2.1 Компетенция органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации
2.2 Задачи и характеристика деятельности органов Внешней разведки Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Вопросы правового регулирования деятельности российских специальных органов обеспечения безопасности всегда привлекали внимание не только специалистов, но и самого широкого круга граждан. Такой интерес во многом обусловлен тем, что это регулирование длительное время (более полувека) осуществлялось закрытыми нормативными правовыми актами, что создавало определенный ореол таинственности и всемогущества вокруг этих органов.
Завеса секретности приоткрылась лишь в 1991 г., когда был принят Закон Союза ССР «Об органах государственной безопасности в СССР». Однако не все правовые аспекты деятельности органов безопасности получили огласку, и это вполне понятно, поскольку некоторые из них приоткрывают организацию, тактику и методы контрразведывательной, оперативно – розыскной и разведывательной деятельности, а также используемые при этом силы и средства. В месте с тем отпали преграды, препятствующие освещению наиболее общих вопросов деятельности названных органов и их правового регулирования.
Именно по этому интересно исследование правовых основ организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности. Ведь именно правовая база является тем элементом безопасности, который «дает жизнь» силам и средствам, создающим и поддерживающим состояние защищенности личности, общества, государства.
В настоящее время управление в органах безопасности считается одним из важнейших факторов повышения эффективности различных видов служебной деятельности, достижения успехов теми или иными организационными звеньями, в том числе: органами безопасности, их подразделениями, сотрудниками подразделений, аппаратами внештатных сотрудников, внештатными сотрудниками.
В этой связи может сложиться впечатление о существовании достаточно четкого и однозначного понимания того, что же представляет собой данный феномен – управление. Однако реальное положение дел обстоит далеко не так хорошо.
В современный период, к сожалению, не существует даже единого общепринятого определения управления как научной категории. Понятие «управление» объединяет в себе несколько различных значений.
Так, довольно часто оно используется для обозначения субъекта, осуществляющего управление, - учреждения (организации). Например, Управление – орган безопасности в регионе.
Нередко понятие «управление» употребляется в качестве синонима понятиям «обусловленность», «детерминация», «воздействие». Например, такое выражение – «закономерности, управляющие развитием обстановки». Такие обороты необходимо воспринимать как метафорические, то есть употребляемые в переносном смысле.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности избранной темы выпускной квалификационной работы.
Научная новизна работы заключается в том, что она представляет собой комплексное исследование, в котором произведено обобщение правовых норм, регулирующих организацию управления в специальных органах обеспечения безопасности.
Степень изученности. Избранная тема нашла отражение в специальной литературе, но не так полно, как хотелось бы. В качества базовых учебников и учебных пособий можно назвать следующие: Воронцов С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации: История и современность. Учебное пособие. – Ростов-на- Дону: Феникс, 1999; Махинин В.И. Основы управления в органах безопасности. – М.: Издатель Шумилова И.И., 2000; Общая теория национальной безопасности: Учебник/ Под общ. ред. А.А. Прохожева. – М.: Изд-во РАГС, 2002; Теория управления в сфере правоохранительной деятельности/ Под ред. В.Д. Малкова. – М., 1990; Шумилов А.Ю. Спецслужбы России: законы и комментарий. – М.: Фирма АВС, Юристъ, 1997; Шумилов А.Ю. Законодательное регулирование оперативно – розыскной деятельности сил обеспечения безопасности России: Разработка научных основ. Монография в 3-х кн.– М.: Академия ФСБ России, 1996.
Недостаток данной литературы, на мой взгляд, состоит в том, что она освещает лишь тот или иной аспект правовых основ организации управления. Авторы исследуют либо основы управления в специальных органах безопасности, либо правовую регламентацию их деятельности, либо особенности возникновения и развития.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения, списка используемой литературы и приложений. В первой главе, «История развития системы органов безопасности в России», изучено возникновение и развитие правовых основ обеспечения безопасности в России, а также понятие и система специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации. Во второй главе, «Характеристика организации управления в некоторых спецорганах обеспечения безопасности», исследована компетенция органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, задачи и характеристика деятельности органов Внешней разведки Российской Федерации.
Методом исследования является анализ нормативных правовых актов в области административного права. Кроме того, имеет место сравнительный метод, применяемый к требованиям действующего законодательства и утратившего силу.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающееся в сфере правового регулирования организации управления в специальных органах обеспечения безопасности.
Предметом исследования являются нормативные правовые акты регулирующие организацию управления в отдельных специальных органах обеспечения безопасности Российской Федерации.
Цель настоящей работы - комплексное структурно-логическое исследование правового регулирования организации управления в специальных органах обеспечения безопасности.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи исследования:
1. Описать процесс возникновения и развития правовых основ существования спецорганов обеспечения безопасности.
2. Уточнить и дополнить определение понятия и системы специальных органов обеспечения безопасности в Российской Федерации.
3. Систематизировать правовые основы организации управления в системе специальных органов обеспечения безопасности.
Исходя из поставленных задач, определены следующие положения, выносимые на защиту.
1. Специальными органами обеспечения безопасности являются не все органы, обеспечивающие безопасность, а лишь те из них, которые законодатель наделил правом осуществления разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельностью. Предлагается Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности» дополнить статьей «Специальные органы обеспечения безопасности».
2. Ликвидация и (или) реорганизация специальных органов обеспечения безопасности должна осуществляться только на основании Федерального закона. В связи с этим целесообразно ввести соответствующую норму в Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-I «О безопасности».
3. Принцип конспирации в деятельности органов внешней разведки должен быть законодательно закреплен. Необходимо статью 4 Федерального закона от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» дополнить пунктом 5 «принцип конспирации».
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИИ
1.1 Возникновение и развитие правового регулирования обеспечения безопасности в России
Понимание закономерностей формирования и действия правовых основ деятельности специальных органов обеспечения безопасности невозможно без освещения исторического ракурса данной проблемы. Ведь именно знание условий возникновения и изучение особенностей развития позволят разобраться в специфических особенностях нынешних реалий и построить модели будущих.
Первые сообщения о русской разведке датированы с точностью не только до года, но даже до дня. Как сообщает придворный священник императора франков Людовика I Благочестивого Пруденций (в сочинении, известном под названием «Бертинских анналов»), 18 мая 839 г. его величество принимал в небольшом городке Ингельгейме, расположенном на берегу Рейна, посланцев народа Рос – от есть государства Русь. Прибыли неожиданные гости вместе с посольством византийского императора Феофила, но в отличие от греков вызвали у Людовика подозрение. Считая их скорее разведчиками, чем искателями дружбы, он решил задержать их у себя, чтобы можно было достоверно выяснить, с добрыми ли намерениями они пришли туда или нет»[1].
Первую контрразведывательную операцию можно датировать началом правления Ольги и связывать с самой княгиней. Действительно, по какому другому ведомству можно отнести ее действия в 945 г., сразу после гибели в Деревской земле князя Игоря, когда она сумела заманить убийцу своего мужа, коими считала всю древлянскую знать, на свою территорию, «арестовать» их здесь и вынести приговор?
Служба дезинформации проявила себя при Владимире однажды в 997 г. в Белгороде. Владимир тогда отправился в Новгород собирать дружины против печенегов. Вскоре печенеги осадили Белгород. Начался голод. Тогда «един старец» приказал собрать овса, пшеницы, отрубей и меда. Затем по его приказу были вырыты два колодца, в которые и опустили продукты. Приглашенные на следующий день в город представители печенежского войска, увидев, что горожане кормятся от земли, предпочли снять осаду и уйти. Старец представлял в Белгороде, если можно так выразиться, народную контрразведку, иначе, один из тех способов борьбы с врагом и обеспечения государственной и общественной безопасности, которые народ выковывал веками, опираясь на опыт предков, и которым общественное устройство средневековой Руси позволяло порой проявляться достаточно ярко.
Сбор данных осуществлялся и «агентурным» путем. Таковыми можно считать «калик перехожих» (нищих бродяг). Так в одной из былин об Илье Муромце, говорится, что именно «калика» поведала, что идя от моря студеного с Алтыря–камешка к Елисей – реке, три дня с три ночи «не пиваючи» и «не едаючи», набрел странник на «орду неверную», которую ведет «собака Кудреванко – царь». Рассказ у калики получился подробный, обстоятельный: сколько у Кудреванка силы с правой и левой руки, спереди сзади, и как царь свою силу «заговаривал», и кто от него едет послом на Русь, и как выглядит и какую грамоту везет князю Владимиру. Словом, настоящее донесение профессионального разведчика[2].
Одними из агентов национальной безопасности можно назвать и богатырей, таких, например, как Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович. Бывало, что богатыри сами отправлялись в разведку, облачившись в каличье платье. Делали они это, чтобы на месте уточнить сведения о противнике, встретиться с ним, без спешки оценить его достоинства и выявить недостатки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13