Правовое регулирование деятельности органов безопасности РФ

Деятельность общей полиции в первой половине ХIХ в. развивалась следующим образом. В 1837 г. были учреждены станы, во главе которых стояли назначаемые губернатором из числа местных дворян становые приставы. В декабре 1862 г. произошло объединение уездной и городской полиции. Было создано единое уездное полицейское управление во главе с исправником и его помощником. В 1903 г. была создана полицейская стража, представлявшая из себя вооруженную опору действиям становых приставов вместо выборной сельской полиции, ставшей ненадежной в политическом отношении.

С конца ХIХ века при канцеляриях полицмейстеров и градоначальников стали формироваться сыскные отделения. Общеуголовный сыск в России был организован по децентрализованному типу подобно Англии, что предусматривало наличие в каждом районе своего постоянного штата, действующего исключительно в пределах данной территории[9].

Одной из задач спецслужб является охрана государственных и военных секретов своей державы от иностранных шпионов, действующих в интересах других государств. Разветвленная система контрразведывательных органов в Военном министерстве и в штабах военных округов была создана в России лишь в 1911–1912 гг. До этого борьбой с иностранным шпионажем номинально занимались розыскные учреждения русской тайной полиции – охранные отделения и подразделения губернских и железнодорожных жандармских управлений. Летом 1910 г. на межведомственном совещании под председательством товарища (заместителя) внутренних дел было принято решение о создании в структуре военного ведомства (при штабах военных округов) так называемых контрразведывательных отделений с подчинением их начальникам разведотделений окружных штабов. Русской тайной полиции надлежало направлять в распоряжение вновь создаваемых военно–розыскных органов опытных офицеров отдельного корпуса жандармов, специалистов по розыску[10].

Одним из первых нормативных актов, регламентировавших деятельность таких органов стало «Наставление по контрразведке в военное время», принятое только в 1915 г. К началу 1917 г. российская военная контрразведка окрепла, стала работать устойчиво и целенаправленно. Ее сотрудники много сил потратили, чтобы создать более или менее эффективный агентурный аппарат, прежде всего в тылу противника, а также иностранных государств.

Наряду с армейской контрразведкой в 1915 г. были созданы и органы контрразведки в российском Военно-морском флоте. В конце сентября 1915 г. морской министр адмирал И.К. Григорович направил своему коллеге, главе венного ведомства генералу от инфантерии А.А. Поливанову, являвшегося одновременно и председателем Особого совещания об обороне государства, письмо. В нем предполагалось создать следующие контрразведывательные отделения: Морское Генерального штаба, финляндское, балтийское, беломорское, тихоокеанское и черноморское. В случае необходимости по указанию начальника Морского Генерального штаба могли быть образованы и другие органы контрразведки, в том числе в крепостях. Наиболее активно взялось за создание своей спецслужбы командование Черноморского флота. Уже 14 октября 1915 г. было утверждено «Положение о разведывательном и контрразведывательном отделениях штаба Черноморского флота в военное время»[11].

В феврале 1917 г. пала монархия. По решению Временного правительства был арестован начальник контрразведывательного отделения Генерального штаба. Фактически к осени 1917 г. в какой–то степени дееспособными оставались лишь отдельные подразделения в Главном управлении Генерального штаба и в Московском военном округе. В таком тяжелом состоянии подошла российская разведка к октябрю 1917 г. Новой власти предстояло практически заново создавать одну из важнейших структур государственного управления, оказавшуюся на грани ликвидации из-за недальновидности, некомпетентности и политических игр Временного правительства.

Не сумев сохранить и использовать в своих целях прежние спецслужбы или создать новые, Временное правительство утратило контроль за развитием обстановки в стране. Это позволило большевикам без особых проблем прийти к власти в октябре 1917 г., в результате чего произошло изменение прежней российской государственности и соответственно распад специальных служб.

Советское правительство стало создавать свою систему безопасности. 7 декабря (20 декабря по новому стилю) 1917 г. на основании предложений Ф.Э. Дзержинского Совет Народных комиссаров постановил образовать Всероссийскую чрезвычайную комиссию при СНК по борьбе с контрреволюцией и саботажем[12]. Позднее на ВЧК были возложены задачи по борьбе с должностными преступлениями, бандитизмом, обеспечением Красной Армии, железнодорожного транспорта, охране государственной границы. В судебной области ВЧК отводилась роль органа дознания[13].

В январе 1918 г. по приказу Народного комиссара по военным и морским делам П.Е. Дыбенко было создано Управление военного контроля (Военконтроль), имевшее ряд органов на местах. На него первоначально были возложены многие функции, в том числе охрана государственной границы, таможенный досмотр и даже военная цензура печати.

После заключения Брестского мирного договора 3 марта 1918 г. Народный комиссариат по военным делам (Наркомвоен) приступил к ликвидации штабов объединений. Вместе с ними прекратили существование и соответствующие контрразведывательные учреждения российской армии, за исключением контрразведки Генерального штаба. Последняя вошла в состав Всероссийского Главного штаба под названием Регистрационной службы.

Вскоре инициативу в формировании армейской контрразведки взял на себя Наркомвоен. 30 мая 1918 г. его Оперативный отдел (Оперод) пополнился новым подразделением – отделением Военного контроля (с 3 октября 1918 г. – отдел Военного контроля Оперода Наркомвоена, с ноября 1918 г. – отдел Военного контроля Регистрационного управления Полевого штаба Реввоенсовета Республики – РВСР). По постановлению РВСР с октября 1918 г. этот отдел возглавлял всю контрразведку Красной Армии.

Центральные контрразведывательные учреждения Всероглавштаба и Высшего Военного совета были ликвидированы, а их местные органы перешли в подчинение отдела Военного контроля. К этому времени были созданы военно-контрольные органы в штабах практически всех фронтов и армий. Однако наряду с работой этих органов с лета 1918 г. сначала на Восточном, а затем и на других фронтах разворачивалась деятельность и чрезвычайных комиссий, функции которых были, несомненно, шире, чем ведение контрразведки. В течение лета–осени 1918 г. армейские ЧК и военно-контрольные органы работали параллельно, нередко дублируя друг друга, соперничая между собой, и 19 декабря 1918 г. Бюро ЦК РКП(б) приняло решение о слиянии фронтовых ЧК и аппарата Военного контроля в единый орган, который вскоре стал именоваться Особым отделом ВЧК[14]. Этот день принято считать днем рождения советской военной контрразведки.

 Согласно ''Положению о фронтовых особых отделах''. Фронтовой особый отдел состоял из председателя, заведующих отделами и секретаря; имелись организационно – инструкторский, административный, следственный и секретный отделы. Фронтовой отдел руководил и объединял работу всех армейских особых отделов, а для надзора за штабом фронта при фронтовом отделе создавался местный отдел на одинаковых правах в армейским особым отделом.

Армейские особые отделы состояли из председателя, заведующих отделами и секретаря. Они включали в себя следующие отделы: по борьбе с контрреволюцией (секретный отдел, отдел разведки, оперативный отдел, следственный отдел) и разведывательный (приложение 3).

6 февраля 1922 г. ВЧК была упразднена. Теперь ее задачи возлагались на Народный комиссариат внутренних дел (НКВД), для чего в его составе создавалось Государственное политическое управление (ГПУ) под председательством Народного комиссара внутренних дел[15]. Перед органами ГПУ при НКВД РСФСР были поставлены следующие задачи: борьба с контрреволюцией и саботажем; борьба со шпионажем; охрана железнодорожных и водных путей сообщения; охрана государственной границы; борьба с контрабандой.

В связи с образованием 30 декабря 1922 г. Союза ССР на базе ГПУ было создано Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) при Совете Народных Комиссаров СССР, на которое возлагалось руководство работой государственных политических управлений союзных республик и им подведомственных особых отделов военных округов, а также транспортных органов государственных политических управлений на железных дорогах и водных путях сообщения, на территории соответствующих союзных республик; непосредственное руководство и управление особыми отделами фронтов и армий; организация охраны государственных границ Союза ССР; непосредственная оперативная работа в общесоюзном масштабе[16].

В конце 1930 г. полномочия ОГПУ были значительно расширенны за счет передачи чекистскому ведомству функций охраны общественного порядка. В постановлении «О руководстве органами ОГПУ деятельностью милиции и уголовного розыска», принятом 15 декабря 1939 г., ЦИК и Совнарком СССР отмечали, что «считают необходимым обеспечить твердое, единое для всего Союза ССР руководство деятельностью милиции и уголовного розыска со стороны органов ОГПУ». С этой целью в составе ОГПУ образовывалась главная инспекция по руководству деятельностью милиции и уголовного розыска, а в составе полномочных представительств ОГПУ по ЗСФСР и Средней Азии особые инспекции, которым подчинялись управления милиции и уголовного розыска при совнаркомах республик, входивших в состав ЗСФСР, Узбекской ССР, Туркменской ССР и Таджикской ССР[17].

10 июля 1934 г. произошла очередная реорганизация специальных служб. Постановлением ЦИК СССР был создан Народный комиссариат внутренних дел (НКВД). Этот союзно–республиканский наркомат включил в себя ОГПУ в качестве одного из структурных подразделений, которое после реорганизации стало называться Главным Управлением государственной безопасности (ГУГБ) НКВД СССР. НКВД включало в себя также Главное управление рабоче–крестьянской милиции (ГУМ), Главное управление пограничной и внутренней охраны, пожарную охраны, Главное управление лагерей, Управление особого строительства, Главное управление государственной съемки и картографии, Главное управление мер и весов, главное управление шоссейных и железных дорог (ГУУШОСДОР И ГУЛЖДС), Главное управление строительства аэродромов (приложение 4).

С образованием НКВД в его составе стал действовать специальный орган - Особое совещание при Наркоме внутренних дел, которое вправе выносить приговоры о заключении в исправительно–трудовые учреждения, ссылке или высылке на срок до 5 лет, или выдворение за пределы СССР лиц, признаваемых «общественно опасными». 27 мая 1935 г. приказом НКВД СССР в республиках, краях и областях были образованы «тройки» НКВД, в состав которых входили начальник Управления НКВД, начальник управления милиции и областной прокурор. «Тройки» принимали решения о высылке, ссылке или заключении в лагерь сроком до 5 лет. Просуществовали «тройки» до 26 ноября 1938 г. и были отменены постановлением СНК и ЦК ВКП(б).

Накануне Великой Отечественной войны была поведена очередная реорганизация силовых ведомств. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 февраля 1941 г. НКВД был разделен на два наркомата – Народный комиссариат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР) и Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР)[18].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты