Правовое регулирование деятельности органов безопасности РФ

8 февраля 1941 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР было принято решение о передаче подразделений военной контрразведки из системы НКВД СССР в подчинение Наркомата обороны и Наркомата Военно–морского Флота СССР (третьи управления НКО и НКВМФ). Таким образом, в результате реорганизации НКВД СССР образца 1934 г. в стране стали функционировать сразу четыре самостоятельных органа охраны государственной безопасности, общественного порядка, контрразведывательного обеспечения Красной Армии и Военно–Морского Флота: НКВД СССР, НКГБ СССР, Третьи управления НКО и НКВМФ. Для координации и взаимодействия этих органов постановлением ЦК ВКП (б) и СНК СССР от 8 февраля 1941 г. был образован Центральный Совет в составе наркомов государственной безопасности и внутренних дел, начальников третьих управлений НКО и НКВМФ. Аналогичные советы в составе руководителей местных органов НКВД СССР и НКГБ СССР и начальников соответствующих периферийных органов третьих управлений НКО и НКВМФ образовывались на местах в венных округах.

17 июля 1941 г. в соответствии с постановлением Государственного Комитета Обороны органы Третьего управления НКО СССР были преобразованы в особые отделы НКВД СССР. Особым отделам, помимо указанных выше задач, предоставлялось право ареста дезертиров, «а в необходимых случаях и расстрела их на месте». Согласно данному постановлению особые отделы (до этого органы Третьего управления НКО) выходили из подчинения Наркомата обороны и вновь, передавались в ведение НКВД СССР. Третье управление НКО СССР преобразовывалось в Управление особых отделов НКВД СССР. Вслед за передачей органов военной разведки из НКО СССР в НКВД СССР было признано целесообразным объединить НКВД и НКГБ в единый Народный комиссариат внутренних дел СССР, то есть фактически вернуться к той системе органов госбезопасности и внутренних дел, которая существовала до 3 февраля 1941 г.[19]

Указом Президиума Верховного Совета СССР 14 апреля 1943 г. из состава НКГБ СССР, вновь, как и в 1941 г., был выделен самостоятельный Наркомат государственной безопасности СССР (НКГБ СССР). Постановлением Совнаркома СССР № 415–138сс от 19 апреля 1943 г. Управление особых отделов и подчиненные им органы, занимавшиеся контрразведывательной работой в Красной Армии, были выведены из систем НКВД СССР, реорганизованы в Главное управление контрразведки (ГУКР) «Смерш», и переданы в ведение Наркомата обороны СССР и Наркомат ВМФ. Центральная задач органов военной контрразведки вытекала из самого наименования, которое расшифровывалось как «Смерть шпионам». Органы «Смерш» предназначались для борьбы с подрывной деятельностью иностранных разведок в частях и соединениях Красной Армии, обеспечения непроницаемости линии фронта вражеской агентурой[20].

Послевоенный период характеризуется упразднением аппаратов, созданных исключительно для работы в ходе ведения войны. 22 марта 1946 г. Народный комиссариат государственной безопасности был упразднен и на его базе было создано Министерство государственной безопасности СССР. Главное управление контрразведки «Смерш» Вооруженных Сил СССР 4 мая 1946 г. вошло в состав МГБ СССР, и на его базе было сформировано Третье главное управление, органы которого развернули контрразведывательную работу в армии и на флоте[21]. В сентябре 1946 г. при МГБ СССР было образовано Особое совещание, в состав которого входили три человека: председатель (министр госбезопасности) и два члена (заместители министра госбезопасности).

В соответствии с Постановлением Совета министров СССР в 1949 г. в Министерстве госбезопасности были образованы 7-е управление (организация и установка наружного наблюдения за лицами, разрабатывавшимися органами госбезопасности); а также Главное управление пограничных войск и Главное управление милиции со всеми органами на местах[22].

После смерти Сталина 7 марта 1953 г. МГБ СССР и МВД СССР были реорганизованы в единый орган – Министерство внутренних дел СССР.

Изменения, произошедшие в рассматриваемый период в жизни советских органов госбезопасности, во многом были обусловлены складывающейся в мире новой политической атмосферой, изменением тактики деятельности иностранных спецслужб. Эти изменения требовали внесения соответствующих корректив в деятельность советских органов госбезопасности. Как результат, образование 13 марта 1954 г. Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР (КГБ при СМ СССР)[23]. Система органов госбезопасности СССР также включала в себя органы военной контрразведки а лице особых отделов КГБ округов, флотов и групп войск, особые отделы армий и флотилий, особые отделы – отделений дивизий и бригад; особые отделы КГБ на железнодорожном, воздушном и морском транспорте, аппараты уполномоченных УКГБ на железнодорожных станциях и в морских портах.

5 февраля 1960 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР принял постановление «О внесении изменений в структуру Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР и его органах на местах и сокращении их численности», в соответствии с которым 2 Главное управление, 4, 5 и 6 Управления КГБ при совете Министров СССР объединялись в единое 2 Главное управление КГБ при Совете Министров СССР. Управление охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения 2 Главного управления объединялось с 7 Управлением КГБ в единое 7 Управление (охраны дипломатического корпуса и наружного наблюдения) КГБ при Совете Министров СССР. 3 Главное управление преобразовывалось в 3 Управление КГБ при Совете Министров СССР, а Следственное управление – в Следственный отдел КГБ при Совете Министров СССР. В 1967 г. аппараты уполномоченных в городах и районах были реорганизованы в городские и районные отделы и отделения КГБ–УКГБ-ОКГБ. 5 июля 1978 г. в соответствии со вступившей в силу 7 октября 1977 г. Конституцией СССР Верховный Совет СССР принял постановление о переименовании КГБ при Совете Министров в КГБ СССР.

Однако к 1981 г. практика деятельности органов КГБ показала, что сосредоточение во 2 Главном управлении КГБ СССР функций контрразведки, защиты экономики и транспорта, борьбы с враждебными элементами внутри страны затрудняет эффективное решение разведывательных задач. Поэтому в сентябре 1981 г. было образовано 4 Управление и соответствующие подразделения на местах, отвечающее за организацию и осуществление контрразведывательной работы на объектах транспорта и связи. В октябре 1982 г. в системе КГБ СССР было образовано 6 Управление и 6 подразделения на местах с задачей защиты советской экономики от подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и организаций. В 1983 г. в КГБ СССР было создано специальное подразделение по контрразведывательной защите органов МВД СССР: Управление «В» 3 Главного управления КГБ СССР[24].

16 мая 1991 г. вступил в силу Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР», в соответствии с которым структура КГБ включала в себя: Первое Главное управление – орган внешнеполитической разведки; Второе Главное управление – главный контрразведывательный орган; Третье Главное управление – военная контрразведка; Четвертое Управление – организация контрразведывательной работы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте; Пятое Управление – организация борьбы с акциями так называемой идеологической диверсии иностранных спецслужб и организаций и борьбы с действиями враждебных элементов внутри страны; Шестое Управление – по защите экономики; Седьмое Управление – организация наружного наблюдения; Восьмое Управление – шифровальная и дешифровальная работа; Девятое Управление – охрана руководителей КПСС и Советского государства; 15 Управление – организация эксплуатации, охраны и обороны особо важных объектов; 16 Управление – радиоперехват и дешифровка сигналов иностранных радиосредств; Оперативно–техническое управление – разработка и внедрение новейших специальных технических средств; Главное управление пограничных войск; Главное управление спецвойск; Управление правительственной связи; Управление кадров; Хозяйственное управление; Медицинское управление (приложение 5).

КГБ СССР просуществовал с 1954 по 1991 гг. и в октябре 1991 г. был ликвидирован. Многие подразделения КГБ стали самостоятельными спецслужбами (напр., СВР России), а оставшиеся подразделения были объединены в Межреспубликанскую службу безопасности. Территориальные органы госбезопасности Российской Федерации после августовских событий 1991 г. вошли в КГБ РСФСР, образованный в 1990 г., который в ноябре 1991 г. был преобразован в Агентство федеральной безопасности РСФСР.

24 января 1992 г. АФБ Российской Федерации и МСБ образовали Министерство безопасности России, после чего соответствующие министерства были созданы в республиках в составе Российской Федерации, управления – в краях и областях, отделы-отделения – в городах и районах.

8 июля 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят закон «О федеральных органах государственной безопасности», который определил назначение и задачи федеральных органов госбезопасности, правовую основу, принципы их организации и деятельности; их систему; обязанности и права, силы и средства; контроль и надзор за деятельностью федеральных органов госбезопасности. В соответствии с этим законом систему федеральных органов государственной безопасности составляли: Министерство безопасности Российской Федерации; органы госбезопасности в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области и автономных округах, городах Москве и Санкт–Петербурге; органы госбезопасности в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формированиях (военная контрразведка); органы пограничной охраны.

После октябрьских событий 1992 г. в Москве Президент России издал Указ от 21 декабря 1993 г. об упразднении Министерства безопасности и о создании Федеральной службы контрразведки Российской федерации, которая задумывалась как «чистая спецслужба», т.е. призванная лишь наблюдать и информировать руководство страны об угрозах опасности. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 5 января 1994 г. ФСК России являлась центральным органом государственной власти, осуществляющим руководство деятельностью подведомственных ей органов контрразведки, предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, учебных заведений, а также ведущим работу по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательно–подрывной деятельности иностранных спецслужб и организаций, противоправных посягательств на конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и обороноспособность России.

ФСК России возглавляла единую систему органов контрразведки страны, в которую входили: органы контрразведки в субъектах Российской Федерации; органы военной контрразведки в Вооруженных Силах Российской Федерации, ее пограничных войсках, внутренних войсках МВД Российской Федерации и иных войсках и воинских формированиях России. ФСК России, как и «чистая» спецслужба, не прижилась в России. Очень скоро обстановка внесла коррективы и заставила вернуться к традиционному для нашего государства симбиозу спецслужбы и правоохранительного органа. Уже в начале 1995 г. ФСК Российской Федерации была реорганизована в Федеральную службу безопасности России.

Таким образом, возникновение государства предопределило необходимость возникновения специальных органов обеспечения безопасности. Зародившись на Руси в IХ в., эти органы прижились и продолжили развиваться. Не имея по началу четкой структуры и четко очерченного круга задач, прав и обязанностей, органы обеспечения безопасности прошли долгий путь становления: от отдельных агентов князя до министерств с многочисленными инфраструктурами. Разнообразные формы организации этих органов на различных этапах развития преследовали одну цель - обеспечить безопасность государства. На данный момент существование органов обеспечения безопасности обусловлено необходимостью поддержания состояния защищенности личности, общества и государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты