Правовое регулирование деятельности органов безопасности РФ

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СПЕЦОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ


2.1 Компетенция органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации


Решение изучения органов Федеральной службы безопасности более детально вызвано неослабевающим вниманием иностранных спецслужб к происходящим России политическим, экономическим и социальным процессам, тенденциями к расширению террористической деятельности, создающими реальные предпосылки к постоянному возрастанию угроз внешней и внутренней безопасности Российской Федерации, а также тем, что материал для проведения исследования доступен освещению в достаточном объеме.

Федеральный Закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности» определяет, что органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.

Построение территориальных органов безопасности в основном соответствует делению Российской Федерации на субъекты. Исключение составляют два таких органа – Управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и Управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, каждое из которых осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов Российской Федерации.

Отделы или отделения в городах и районах субъектов Российской Федерации органами ФСБ не являются, а представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности.

Таким образом, система федеральных органов ФСБ выглядит следующим образом:

·                   Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;

·                   управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

·                   управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);

·                   управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);

·                   другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);

·                   авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.

Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.

Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.

Задачи, функции и полномочия пограничных войск определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Создание органов и войск федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.

В органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.

Ст. 4 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» определяет правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности. Ее составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Количество ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему правового регулирования деятельности органов ФСБ, весьма значительно. Из их числа можно назвать: Инструкцию о порядке регистрации, учета и рассмотрения в органах контрразведки заявлений и сообщений о преступлениях, утвержденную ФСК Российской Федерации от 7 июня 1994 г.; Инструкцию о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием, составляющих государственную тайну, утвержденную приказом ФСБ России от 23 августа 1995 г.; Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах ФСБ Российской Федерации, утвержденную ФСБ России 4 декабря 2000 г.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, а также централизация управления ими; конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.

Принцип законности выражается в том, что все сотрудники органов ФСБ при решении возложенных на эти органы задач обязаны точно исполнять требования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и конституционных законов, а также основанных на них подзаконных нормативно–правовых актов.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что одной из важнейших целей деятельности органов ФСБ является обеспечение условий для свободной и полной реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты его от противоправных посягательств со стороны иностранных организаций, преступных групп и отдельных лиц внутри России.

Под гуманизмом как общеправовым принципом понимается совокупность взглядов, признающих человека как высшую ценность, выражающих уважение к нему, в связи с чем органы ФСБ ограничены в действиях, нарушающих конституционные права и свободы человека и гражданина.

Принцип единства системы органов ФСБ и централизации управления ими состоит в том, что, эти органы образуют систему строго вертикальной подчиненности. Никакие органы федеральной исполнительной власти, а также органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ не в праве в какой–либо форме вмешиваться в деятельность органов ФСБ.

Централизация управления заключается в том, что территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России, возглавляемой ее Директором.

Принцип органов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности ФСБ заключается в обеспечении сохранности в тайне от посторонних лиц содержания, организации, тактики, формы, методов, сил и средств отдельных направлений работы этих органов и открытости при этом сведений о целях, задачах, принципах своей деятельности (в некоторых случаях и о ее результатах), правах, обязанностях, видах контроля за их деятельностью, а также об иных аспектах не связанных с оперативной деятельностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

·                   контрразведывательная деятельность;

·                   борьба с преступностью и террористической деятельностью;

·                   разведывательная деятельность;

·                   пограничная деятельность;

·                   обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.

Контрразведывательная деятельность - деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопасности.

Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами.

Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно- розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты