ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫХ СПЕЦОРГАНОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ
2.1 Компетенция органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Решение изучения органов Федеральной службы безопасности более детально вызвано неослабевающим вниманием иностранных спецслужб к происходящим России политическим, экономическим и социальным процессам, тенденциями к расширению террористической деятельности, создающими реальные предпосылки к постоянному возрастанию угроз внешней и внутренней безопасности Российской Федерации, а также тем, что материал для проведения исследования доступен освещению в достаточном объеме.
Федеральный Закон от 3 апреля 1995 г. «Об органах Федеральной службы безопасности» определяет, что органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и государства.
Построение территориальных органов безопасности в основном соответствует делению Российской Федерации на субъекты. Исключение составляют два таких органа – Управление ФСБ России по г. Москве и Московской области и Управление ФСБ России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, каждое из которых осуществляет свою деятельность на территории одновременно двух субъектов Российской Федерации.
Отделы или отделения в городах и районах субъектов Российской Федерации органами ФСБ не являются, а представляют собой структурные подразделения названных территориальных органов безопасности.
Таким образом, система федеральных органов ФСБ выглядит следующим образом:
· Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), имеющая в своем составе департаменты, управления и другие подразделения, непосредственно реализующие направления деятельности органов федеральной службы безопасности, а также подразделения, исполняющие управленческие функции;
· управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);
· управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках);
· управления (отряды, отделы) ФСБ России по пограничной службе (пограничные органы);
· другие управления (отделы) ФСБ России, осуществляющие отдельные полномочия ФСБ России или обеспечивающие деятельность органов федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности);
· авиационные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
Территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, пограничные органы и другие органы безопасности являются территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности и находятся в его прямом подчинении.
Федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках и пограничные органы могут иметь в своем составе подразделения, непосредственно реализующие основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, управленческие и обеспечивающие функции.
Задачи, функции и полномочия пограничных войск определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Создание органов и войск федеральной службы безопасности, не предусмотренных настоящим Федеральным законом, не допускается.
В органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках запрещаются создание структурных подразделений политических партий и деятельность политических партий, общественных движений, преследующих политические цели, а также ведение политической агитации и предвыборных кампаний.
Ст. 4 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» определяет правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности. Ее составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации.
Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Количество ведомственных актов федеральных органов исполнительной власти, входящих в систему правового регулирования деятельности органов ФСБ, весьма значительно. Из их числа можно назвать: Инструкцию о порядке регистрации, учета и рассмотрения в органах контрразведки заявлений и сообщений о преступлениях, утвержденную ФСК Российской Федерации от 7 июня 1994 г.; Инструкцию о порядке проведения специальных экспертиз по допуску предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием, составляющих государственную тайну, утвержденную приказом ФСБ России от 23 августа 1995 г.; Инструкцию о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в органах ФСБ Российской Федерации, утвержденную ФСБ России 4 декабря 2000 г.
Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов федеральной службы безопасности и пограничных войск, а также централизация управления ими; конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности.
Принцип законности выражается в том, что все сотрудники органов ФСБ при решении возложенных на эти органы задач обязаны точно исполнять требования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных и конституционных законов, а также основанных на них подзаконных нормативно–правовых актов.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина состоит в том, что одной из важнейших целей деятельности органов ФСБ является обеспечение условий для свободной и полной реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты его от противоправных посягательств со стороны иностранных организаций, преступных групп и отдельных лиц внутри России.
Под гуманизмом как общеправовым принципом понимается совокупность взглядов, признающих человека как высшую ценность, выражающих уважение к нему, в связи с чем органы ФСБ ограничены в действиях, нарушающих конституционные права и свободы человека и гражданина.
Принцип единства системы органов ФСБ и централизации управления ими состоит в том, что, эти органы образуют систему строго вертикальной подчиненности. Никакие органы федеральной исполнительной власти, а также органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ не в праве в какой–либо форме вмешиваться в деятельность органов ФСБ.
Централизация управления заключается в том, что территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении ФСБ России, возглавляемой ее Директором.
Принцип органов конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности ФСБ заключается в обеспечении сохранности в тайне от посторонних лиц содержания, организации, тактики, формы, методов, сил и средств отдельных направлений работы этих органов и открытости при этом сведений о целях, задачах, принципах своей деятельности (в некоторых случаях и о ее результатах), правах, обязанностях, видах контроля за их деятельностью, а также об иных аспектах не связанных с оперативной деятельностью.
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
· контрразведывательная деятельность;
· борьба с преступностью и террористической деятельностью;
· разведывательная деятельность;
· пограничная деятельность;
· обеспечение информационной безопасности.
Иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности определяются федеральным законодательством.
Контрразведывательная деятельность - деятельность органов федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.
Основаниями для осуществления органами федеральной службы безопасности контрразведывательной деятельности являются:
а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;
в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам федеральной службы безопасности на конфиденциальной основе;
г) необходимость обеспечения собственной безопасности.
Перечень оснований для осуществления контрразведывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральными законами.
Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно- розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.
На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации. Порядок проведения разведывательных мероприятий и порядок использования специальных методов и средств при осуществлении разведывательной деятельности устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13