Правовое регулирование договора поставки в РФ

Некоторыми учёными-правоведами, в частности Б.И. Пугинским, в регулировании оптовой торговли, наряду с договором поставки, выделяется ещё один вид договора – договор оптовой купли продажи. [7]

Договор оптовой купли-продажи имеет ряд своих особенностей:

- определённая сфера применения – оптовая торговля; специальный субъектный состав участников – изготовители товаров и оптовые посреднические организации. Целевая предназначенность реализуемых товаров – поступление в розничную торговую сеть для последующей продажи населению; особые требования к предмету договора оптовой купли-продажи – вещи, которые могут предлагаться к продаже в розничных торговых организациях, и, в конечном счёте, предназначены для продажи в розничной торговой сети.[8]

Представляется, что выделение данного вида договора в отдельный вид не является целесообразным, так как отношения, которые могут быть урегулированы с его помощью, регулируются договором поставки, но с другой стороны, принимая во внимание его особенность – цель реализации товаров (последующее поступление в розничную продажу) – можно сделать вывод, что к таким отношениям могли бы применяться нормы о защите прав потребителей, которые предоставляют населению дополнительные гарантии защиты их прав, и усилиями которых можно было бы обеспечить улучшение уровня обслуживания населения и повышение качества реализуемых товаров. [9]

Таким образом, на данный момент важнейшим договором по регулированию торгового оборота, нормы о котором (договоре) закреплены законодательно, является договор поставки.

Для того чтобы определить понятие договора поставки, необходимо осуществить комплексный анализ положений Гражданского кодекса Российской Федерации.[10]

В соответствии со статьёй 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

В соответствии с пунктом 5 статьи 454 ГК РФ к отдельным видам договора купли-продажи (розничная купля-продажа, поставка товаров, поставка товаров для государственных нужд, контрактация, энергоснабжение, продажа недвижимости, продажа предприятия) положения, предусмотренные параграфом первым главы тридцатой ГК РФ, применяются, если иное не предусмотрено правилами ГК РФ об этих видах договоров. Пункт 1 статьи 454 ГК РФ даёт возможность определить понятие договора купли-продажи: по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определённую денежную сумму (цену).

Таким образом, исходя из смысла статей 454 и 506 ГК РФ, договор поставки – это соглашение сторон, в соответствии с которым одна сторона – поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, принимает на себя обязательство по передаче в обусловленный срок или сроки производимых или закупаемых им товаров покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять данные товары и оплатить их.

Для более детального изучения сущности договора поставки необходимо определить его место в системе классификации гражданско-правовых договоров.

В доктрине гражданского права гражданско-правовые договоры классифицируются по различным основаниям:

- в зависимости от момента заключения договоры подразделяются на консенсуальные и реальные: консенсуальные договоры считаются заключёнными с момента достижения соглашения сторонами по всем существенным условиям договора, а реальные – с момента совершения действия по передаче предмета договора, происходящего на основании достигнутого соглашения;[11]

- в зависимости от распределения прав и обязанностей сторон договоры подразделяются на односторонние, двусторонние и многосторонние. При конструкции одностороннего договора у одной из сторон есть только права, а у другой только обязанности, в двустороннем договоре у каждой из сторон есть как права, так и обязанности; в многостороннем договоре у каждой из сторон есть права и обязанности, но при этом количество сторон в данном виде договора более двух;[12]

- в зависимости от обязанности сторон произвести встречное удовлетворение договоры подразделяются на возмездные и безвозмездные. В безвозмездном договоре одна сторона обязуется предоставить что-либо другой без получения от нее платы или иного встречного удовлетворения, возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное удовлетворение[13];

- в зависимости от содержания договоры подразделяются:

- по оказанию услуг;

- по передаче имущества;

- выполнению работ;

- организационные договоры.[14]

Приведённые нормы ГК РФ, определяющие понятие договора поставки, свидетельствуют о том, что договор поставки является консенсуальным, возмездным, двусторонним (синаллагматическим) договором.

На основании проведённого анализа действующего законодательства РФ о договоре поставки можно сделать вывод о том, что договор поставки имеет ряд квалифицирующих признаков, в частности:

- особый субъектный состав договора поставки, характеризующийся тем, что по общему правилу в качестве поставщика может выступать только индивидуальный предприниматель или коммерческая организация. В связи с тем, что некоммерческие организации имеют специальную правоспособность, то они могут быть поставщиками товаров только в том случае, если такого рода деятельность разрешена их учредительными документами в соответствии с действующим законодательством, и осуществляется подобная деятельность в рамках их целевой правоспособности. Товары, поставляемые по договору поставки, производятся или закупаются поставщиком.

Таким образом, в качестве поставщика по общему правилу выступают коммерческие организации или индивидуальные предприниматели, специализирующиеся на производстве соответствующих товаров либо профессионально занимающиеся их закупками для последующей реализации покупателям;

- в силу этого договора покупателю передаются товары для их использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Следовательно, и в качестве покупателя по договору поставки должна выступать, как правило, коммерческая организация или индивидуальный предприниматель, а также некоммерческая организация с соблюдением правил о правоспособности таких юридических лиц; Под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать, в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве предпринимателя (материально-технического оснащения, оборудования и т.д..). Однако в случае если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже[15].

Отношения по поставке товаров могут быть урегулированы договором поставки для государственных или муниципальных нужд. Закрепление такого вида договора в законе отражает переход к рыночным основам во взаимоотношении государства с предпринимателями.[16]

Отношения по поставкам товаров для государственных или муниципальных нужд регулируются нормами параграфа 4 главы 30 ГК РФ, а также федеральными законами:  ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.94 №60-ФЗ[17], ФЗ «О государственном материальном резерве» от 29.12.94 №79-ФЗ[18], ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от  21.07.05 №94-ФЗ[19], и рядом других. К поставкам для государственных и муниципальных нужд применяются общие правила о договоре поставки, если иное не предусмотрено специальными нормами, регулирующими данный вид отношений.

Каково же соотношение договора поставки и договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд? Для ответа на данный вопрос необходимо осуществить комплексный анализ законодательства РФ о договоре поставки для государственных и муниципальных нужд, в ходе которого можно выявить его отличительные черты:

- в отличие от договора поставки договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд имеет особый субъектный состав – поставщик и государственный или муниципальный заказчик (статья 526 ГК РФ), при этом в качестве государственного или муниципального заказчика могут выступать только государственные органы исполнительной власти Российской Федерации, государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- в договоре поставки товаров для государственных или муниципальных нужд целевое назначение поставляемых товаров – удовлетворение государственных или муниципальных нужд. Под государственными и муниципальными нуждами понимаются потребности Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в товарах, обеспечиваемых за счет федерального или муниципального бюджета и внебюджетных источников;[20]

- особый порядок заключения договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (статьи 525, 527, 528, 529 ГК РФ).

Также существуют иные признаки, присущие договору поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, отличающие данный договор от договора поставки, предусмотренные параграфом 4 главы 30 ГК РФ.

Таким образом, хотя договор поставки товаров для государственных или муниципальных нужд, также как и договор поставки, является договором, регулирующим общественные отношения по поставке товаров,  он имеет при этом довольно существенные отличия от договора поставки, главными из которых являются: субъектный состав, целевое назначение поставляемых товаров и порядок заключения договора.

При рассмотрении правового регулирования отношений, связанных с договором поставки, следует начать с того, что основой правового регулирования, юридической базой всего действующего законодательства в Российской Федерации является Конституция РФ, которая закрепила все основополагающие предпосылки и гарантии не только для осуществления деятельности по поставке товаров, но и для осуществления предпринимательской и иной не запрещённой законом деятельности – экономическая свобода, свобода договоров, единство экономического пространства. Эти общие конституционные положения развиваются и конкретизируются в гражданском законодательстве и подзаконных актах. Так, правовое регулирование отношений, связанных с договором поставки осуществляется:

- Конституцией РФ;

- Гражданским кодексом РФ;

- отдельными федеральными законами (например, ФЗ «О техническом регулировании» от «27» декабря 2002 года, №184-ФЗ[21], ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от «2» января 2000 года, №29-ФЗ[22] и некоторые иные законы;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты