Правовое регулирование договора поставки в РФ

- Постановления Правительства РФ: Постановление Правительства РФ «Об утверждении порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от «6» марта 1993 года №207[23], Постановление Правительства РФ «О перечне районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, в которых разрешаются производство, поставка и розничная продажа питьевого этилового спирта» от 25.06.2007, №400[24].

Как уже было упомянуто, Конституцией РФ устанавливаются общие принципы, на основе которых строится всё правовое регулирование. Положения Конституции РФ не конкретны, они устанавливают лишь общие руководящие начала, которые конкретизируются и дополняются в соответствующих законах. Так, пунктом 1 статьи 8 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; пунктом 1 статьи 34 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Данные принципы дают очень значительные полномочия хозяйствующим субъектам по регулированию своих отношений, в частности по поставке товаров в соответствии с их усмотрением, но в рамках закона, что способствует развитию договорного регулирования отношений субъектов предпринимательской деятельности в целом.

ГК РФ содержит, как нормы общего характера по отношению к договору поставки, так и нормы специальные. Общие нормы предоставляют гражданам и юридическим лицам свободу в установлении прав и обязанностей и определении условий договора;  устанавливают свободное перемещение товаров на всей территории РФ; закрепляют основополагающий в гражданском законодательстве принцип – равенства участников гражданско-правовых отношений и автономии воли их сторон. Также правовое регулирование договора поставки осуществляется нормами ГК РФ о договоре купли-продажи (параграф 1 главы 30 ГК РФ), которые носят общий характер по отношению к договору поставки, и могут применяться только в случае если нормами о договоре поставки не предусмотрено иное,  и нормами о договоре поставки, закреплёнными в параграфе 3 главы 30 ГК РФ.

Положения отдельных законов и подзаконных актов регулируют лишь узкие аспекты, связанные с договором поставки: устанавливают обязательные требования к качеству товаров (например, ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от «2» января 2000 года, №29-ФЗ и  ФЗ «О техническом регулировании» от «27» декабря 2002 года, №184-ФЗ, в соответствии с которыми устанавливаются технические регламенты, стандартные требования, которым товар должен соответствовать. Большинство из этих требований носят рекомендательный характер, но в отношении требований к качеству товара и его безопасности для жизни и здоровья человека они носят всегда обязательный характер).

Принимая во внимание тот факт, что субъектам общественных отношений по поставке товаров в условиях рынка предоставлен значительный объём прав по  определению порядка и условий регулирования  таких отношений, а также то, что  существуют пробелы в правовом регулировании отношений по поставке товаров (например, законодательно недостаточно регламентирован комплекс отношений сторон договора поставки по приёмке товара; перечень существенных условий, установленный законом применительно к договору поставки, не позволяет создать условий для предотвращения возникновения споров и т.д.), развивается договорное регулирование отношений хозяйствующих субъектов по поставке товаров, при котором стороны, учитывая положения действующего законодательства РФ и специфику их отношений в каждом отдельном случае, закрепляют в договоре положения, которые наиболее полно могут урегулировать их отношения по поставке товаров и в максимальной степени могут обезопасить их от возникновения предпосылок для споров и разногласий.

Вывод:

Договор поставки – это консенсуальный, возмездный, двусторонний (синаллагматический) договор, в соответствии с которым одна сторона – поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, принимает на себя обязательство по передаче в обусловленный срок или сроки производимых или закупаемых им товаров покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием, а покупатель обязуется принять данные товары и оплатить их.


1.2. Порядок заключения договора поставки и его существенные условия.


В современных условиях функционирования товарного рынка для хозяйствующих субъектов появилось множество возможностей для выбора наиболее приемлемых условий по приобретению и реализации товаров, для реализации таких возможностей были созданы специальные субъекты, действующие в сфере торгового оборота в качестве организаторов товарного рынка. Такими субъектами являются: товарные биржи, оптовые ярмарки и выставки и организаторы коммерческих торгов. Организаторы товарного рынка оказывают большое влияние на отношения по заключению договоров на реализацию товаров. [25]

В соответствии с ФЗ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20.02.1992г. №2383-1[26]  товарная биржа создаётся как предпринимательская организация, то есть имеет целью деятельности систематическое извлечение прибыли, на товарной бирже осуществляется торговля любым товаром, главной функцией биржи является формирование общественно обоснованных цен на товары в рыночных условиях, то есть биржа служит механизмом выявления соотношения спроса и предложения на огромное количество товаров.

В качестве организатора товарного рынка действуют оптовые ярмарки и выставки. Оптовые ярмарки и выставки – это такие организаторы торгового оборота, в процессе функционирования которых осуществляется налаживание торговых связей и развитие рыночных процессов. Как правило, функционируют посезонно.[27] На настоящий момент отсутствуют нормативные правовые акты, регулирующие деятельность оптовых ярмарок и выставок.

Также в качестве организаторов товарного рынка выделяются организаторы коммерческих торгов. Организаторы коммерческих торгов, обычно проводимых в форме конкурсов и реже – аукционов, осуществляют деятельность по содействию реализации имущества, принадлежащего определённому лицу, либо по отбору более предпочтительного поставщика (покупателя) соответствующих товаров.

Проведение коммерческих торгов регулируется, как общими нормами ГК РФ (статьи 447, 448, 449 ГК РФ), так и специальными нормами, содержащимися в отдельных нормативных правовых актах (например, «Правила определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путём проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика),  утверждённые Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 №656).

Таким образом, в современных условиях для оптимизации регулирования отношений по поставке товаров, совершенствования системы формирования условий договора поставки созданы организаторы товарного рынка. Функционирование организаторов товарного рынка является удобным механизмом, с помощью которого формируются для субъектов предпринимательской деятельности наиболее выгодные условия для налаживания отношений по поставке товаров, но на сегодняшний день не создано необходимой правовой базы для их функционирования.

Исходя из комплексного анализа статей ГК РФ, договор поставки по общему правилу заключается в процессе осуществления предпринимательской деятельности, а в соответствии с п. 1 ст. 49  и п. 1 ст. 23 ГК РФ предпринимательскую деятельность вправе осуществлять юридические лица, если это соответствует их правоспособности, а также граждане (физические лица) с момента их государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей. При этом следует учесть, что, как правило, момент заключения договора поставки товаров не совпадает с моментом его исполнения.[28] То есть по общему правилу применение статьи 159 ГК РФ, предусматривающую возможность для юридических лиц совершение сделок в устной форме исключается.

Можно прийти к выводу, что договор поставки товаров – это соглашение между юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, и данный договор должен заключаться в письменной форме, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 161  и п. 3 ст. 23 ГК РФ сделки юридических лиц (а равно и индивидуальных предпринимателей) между собой и гражданами совершаются в письменной форме за исключением случаев, предусмотренных ст. 159 ГК РФ. Так как Гражданский кодекс РФ и иные нормативные правовые акты не содержат специальных требований к форме договора поставки (нотариальное удостоверение или государственная регистрация договора), то можно сделать вывод о том, что для заключения договора поставки товаров необходимо соблюсти простую письменную форму.

Таким образом, договор поставки заключается в простой письменной форме.

Общие положения ГК РФ о порядке заключения договора устанавливают, что договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и её акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 статьи 432 ГК РФ). Исходя из анализа статьи 432 ГК РФ и, руководствуясь положениями ст. 434 и ст. 438 ГК РФ, договор поставки признаётся заключённым при составлении одного документа, подписанного сторонами, а также при обмене документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Но у договора поставки есть свои особенности относительно порядка его заключения, так, например, в соответствии с выработанной доктриной гражданского права некоторые учёные-правоведы считают, что, так как договор поставки является наиболее приемлемым средством регулирования долгосрочных отношений по реализации продукции, то его удобнее заключать по модели рамочного договора. Рамочный договор заключается на продолжительный срок, и в нём урегулируются основные вопросы взаимоотношений, обычно не подлежащие изменению в период действия обязательства. Условия, носящие изменяющийся характер, оставляются открытыми – они подлежат урегулированию в отдельных договорах.[29] На основании рамочных договоров могут также заключаться отдельные договоры на краткие периоды или на поставку разовых партий товара. В отдельных договорах определяются условия, относящиеся к особенностям деятельности в такие частные периоды. В России всё чаще применяется подобное построение отношений, ибо это экономично и юридически удобно.[30]

Исходя из того, что момент реализации прав и обязанностей сторон договора поставки не совпадает в большинстве случаев с моментом заключения договора, а регулирование отношений по нему выстраивается на длительный период, в практике при заключении договора стороны, как правило, согласуют существенные условия или порядок их определения (например, включая в текст договора положение: «Наименование, количество и стоимость поставляемого товара согласовывается сторонами в приложениях к настоящему договору, являющихся его неотъемлемой частью»), определяют основные условия, касающиеся порядка и способа оплаты поставляемых товаров, способа исполнения обязательств (выборка, доставка по указанному адресу или поставка товаров посредством перевозчика или организации связи), порядка приёмки товара, условия наступления ответственности сторон и её виды, а впоследствии покупатель направляет заявки с соблюдением требований применимого права и положений договора, также стороны могут заключать дополнительные соглашения к договору поставки[31].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты