Правовое регулирование договорных отношений по поставкам газа

В существовавшей до последнего времени ситуации, в которой экспорт газа мог осуществляться только по магистральным трубопроводам единой системы газоснабжения, принадлежащей ОАО «Газпром», вопрос разработки государственных механизмов координации экспорта природного газа являлся не актуальным. Несмотря на уже давно продолжающиеся разговоры о предоставлении доступа независимым производителям газа к экспорту, вопрос не требовал срочного государственного вмешательства и решался на уровне собственника единой системы газоснабжения и независимых производителей газа.

Активное развитие рынка сжиженного природного газа в мире, появление в России проектов, разрабатываемых на условиях о разделе продукции, предусматривающих экспортные поставки природного и сжиженного природного газа, а также возникновение крупных проектов по добыче и экспорту природного газа, минуя единую систему газоснабжения, привели государство к необходимости разработки и реализации концепции «единого экспортного канала» по газу.

Принятие Закона, по оценкам разработчиков, было направлено на решение следующих задач:

- снятие неопределенности в регулировании экспорта газа;

- предотвращение конкуренции на экспортных рынках между экспортерами российского газа;

- стимулирование развития газовой отрасли;

- эффективное использование природных ресурсов;

- оптимизация и расширение трубопроводной системы;

- обеспечение максимального дохода от реализации газа на экспорт.

1. Снятие неопределенности в регулировании экспорта газа.

Рассматривая эту задачу, можно с уверенностью сказать, что принятие Федерального закона "Об экспорте газа" закрыло пробел в государственном регулировании газовой отрасли, поскольку экспортные отношения по экспорту газа до его принятия специальным образом не регулировались. Экспортом газа в России занималась только одна компания - ОАО "Газпром" (экспорт природного газа).

2.Предотвращение конкуренции на экспортных рынках между экспортерами российского газа.

Принятие Закона выполнило данную задачу и обеспечило создание "единого экспортного канала".

Заключение


Закон «О газоснабжении в Российской Федерации», является основным нормативным правовым актом, действующим в газовой отрасли и единственным отраслевым законом, регулирующим взаимоотношения возникающие в нефтегазовой отрасли.

Нормы Закона «О газоснабжении», посвященные созданию и развитию «единого рынка газа в Российской Федерации», в действительности не выполняют заявленных целей. Более того, некоторые его положения непосредственно направлены на закрепление монопольной ситуации, сложившейся в отрасли на момент принятия Закона «О газоснабжении», создавая тем самым законодательные препятствия для развития рыночных отношений и повышения эффективности функционирования газовой отрасли.

Нефтегазовая промышленность остается важнейшей отраслью в экономике современной России. Несмотря на спад объемов добычи нефти после распада СССР, на долю России приходится 12,8 процентов от мирового объема добычи нефти. После того, как в 2006 – 2008 годах, мировые цены на нефть держались на очень высоком уровне, происходит стагнация, а затем и некоторый спад объемов нефтедобычи. При этом, спад наблюдался во всем мире. В относительных величинах Россия в 2008 году вышла на первое место по добыче нефти, несмотря на то, что по сравнению с 2007 годом объем даже несколько сократился.

У большинства крупных нефтяных компаний сейчас наблюдается увеличение объемов добычи нефти. Например, в сентябре 2009 года, по сравнению с сентябрем 2008, ОАО "Татнефть" увеличило добычу нефти на 1,9 процента, НП "Лукойл" - на 2 процента, ОАО "НК "ТНК-ВР Холдинг" - на 3,5 процента, а ОАО "АНК "Башнефть" - на 5,7 процента.

Одним из факторов увеличения объемов добычи нефти стал ввод в эксплуатацию новых месторождений: Верхнечонского, Каменского, Уватского, Южно-Хыльчуюского и Ванкорского.

Крупнейшими российскими нефтегазовыми компаниями остаются «Газпром», «Лукойл» и «Роснефть».

ОАО «Газпром» в текущей деятельности неуклонно придерживается требований ряда документов, актов и положений. К их числу принадлежат следующие законодательные акты Российской Федерации:

• Конституция Российской Федерации;

• Закон РФ «Об охране окружающей среды»;

• Водный кодекс;

• Земельный кодекс;

• Лесной кодекс;

• Закон об особо охраняемых природных территориях;

• Закон об охране прав коренных малочисленных народов Севера;

• Экологическая доктрина РФ;

• другие законодательные акты.

Рациональное использование природных ресурсов и сокращение экологических издержек являются неотъемлемыми составляющими деятельности крупнейшей в мире газодобывающей компании - Открытого акционерного общества «Газпром».

ОАО «Газпром» осуществляет масштабную программу ресурсоэнергосбережения, продолжает работы по переводу автотранспорта на экологически более чистое газомоторное топливо, совместно с региональными администрациями осуществляет газификацию субъектов Российской Федерации, что также способствует улучшению экологической обстановки в стране.

В силу специфики деятельности, Роснефть и ее дочерние общества подпадают под действие федерального законодательства об охране окружающей среды.

В своей операционной деятельности Компания стремится соответствовать международным стандартам по охране окружающей среды и постоянно контролирует соответствие данным стандартам. В целях улучшения природоохранной деятельности, Компания предпринимает ряд мероприятий по уменьшению отрицательного воздействия текущей деятельности на окружающую среду.

Приоритетными задачами ОАО «ЛУКОЙЛ» является обеспечение безопасных условий труда работников, защиты здоровья персонала организаций Группы «ЛУКОЙЛ» и населения, проживающего в районах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», а также сохранение благоприятной окружающей среды.

Для решения этих задач в Компании создана и успешно функционирует Система управления промышленной безопасностью, охраной труда и окружающей среды, включающая обеспечение требований пожарной безопасности, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Комплексное и целенаправленное улучшение ситуации на рынках газа возможно в рамках принятия «Основных направлений развития рынка газа в Российской Федерации».

Правительство Российской Федерации будет осуществлять постоянный мониторинг реализации положений «Основных направлений развития рынка газа в Российской Федерации» с представлением на ежегодной основе уполномоченными федеральными органами исполнительной власти доклада в Правительство Российской Федерации. На основе результатов такого мониторинга будут приниматься решения о дальнейшем осуществлении или корректировке соответствующих мероприятий.

Правительство Российской Федерации, а также заинтересованные министерства и ведомства уже достаточно давно обсуждали концепцию «единого экспортного канала» для газа, начало реализации которой обусловлено принятием Федерального Закона от 18 июля 2006 г. № 117-ФЗ «Об экспорте газа».

В существовавшей до последнего времени ситуации, в которой экспорт газа мог осуществляться только по магистральным трубопроводам единой системы газоснабжения, принадлежащей ОАО «Газпром», вопрос разработки государственных механизмов координации экспорта природного газа являлся не актуальным.

Принятие Закона, по оценкам разработчиков, было направлено на решение следующих задач:

- снятие неопределенности в регулировании экспорта газа;

- предотвращение конкуренции на экспортных рынках между экспортерами российского газа;

- стимулирование развития газовой отрасли;

- эффективное использование природных ресурсов;

- оптимизация и расширение трубопроводной системы;

- обеспечение максимального дохода от реализации газа на экспорт.

Принятие Закона выполнило задачи и обеспечило создание "единого экспортного канала".

 

Список использованной литературы:


1.                             Федеральный закон РФ от 18.07.2006 N 117-ФЗ "Об экспорте газа".

2.                             Аруева Р.Г.«Влияние экономики США на Россию» // Независимая газета. - № 5. – 2008.

3.                             Бейбалаева Д.К. Система территориально-отраслевых отношений с учетом принципов и подходов их регулирования в экономике региона //Региональная экономика: теория и практика. — 2008. — 4(61). — С.18–22.

4.                             Голубева С.С. Становление транснациональных финансово-промышленных групп в России. -М., 2006. - 283 с.

5.                             Данников В.В. Холдинги в нефтегазовом бизнесе: стратегия и

управление. – М.: ЭЛВОЙС-М.:2009, -464 с.

6.                             Данильцев А.В. Международная торговля: инструменты регулирования: учебно-практическое пособие. -3-е изд, перераб. – М: Юнити-Дана - М. 2007

7.                       Дедусеко А.С. Особенности применения института ответственности в современном международном торговом праве // Московский журнал международного права №6 – 2008.- с.309-311.

8.                             Евдокимов Е.В.«Международные экономические отношения»: Учебник. – М.: ООО «ТК Велби», 2008 г

9.                             Ильин М.В. Стабилизация развития // Мегатренды мирового развития / отв. ред. М.В. Ильин, В.Л. Иноземцев, Центр исследований постиндустриального общества – М.: ЗАО "Изд-во "Экономика", 2007, с.183-191.

10.                         Ивантер В.В., Узяков М.Н., Шокин И.Н. и др. Долгосрочный прогноз развития экономики России на 2007–2030 гг. (по вариантам) // Проблемы прогнозирования. — 2007. — 6(105). — С. 21–26.

11.                         Голко Я.Я., Карлик А.Е. Государственное регулирование газовой промышленности: Предпринт. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2008. — 58 с.

12.                         Коваленко Б.Б. Институциональные преобразования — методологическая основа формирования и государственного регулирования корпоративных структур — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. — 37 с.

13.                   Николаева И. Мировая экономика: Учебное пособие. М.: Юнити, 2009 г. 510 с.

14.                   Никонов А.В. Основы торговой политики и правила ВТО: учебное пособие. М.: Юнити-Дана - 2009. - 448 с.

15.                         Московцев А.Ф. Институциональные факторы становления современной модели корпоративного управления // Региональная экономика. — 2008. — 18(75). — С.9–17.

16.                         Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов; отд. экон. РАН. – М.: ОАО "Изд-во "Экономика".- 2009. - 793 с.

17.                         Шевченко И.В., Яцуков Г.В. Проблемы совершенствования корпоративного управления предприятиями топливно-энергетического комплекса России // Региональная экономика. — 2007. — 16 (55). — С.3–6.

18.                         Хлебников В.В. Антикризисное управление на энергетических рынках. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 358 с.

19.                         Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. // Российская бизнес-газета. — 2008.

20.                         #"#">www.minfin.ru

22.                         www.cbr.ru

23.                         www.finance.ru

24.                         www.izvestia.ru

25.                         www.ng.ru

26.                         www.expert.ru

27.                         www.lukoil.ru

28.                         www.rosneft.ru


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты