На основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством РФ. При несоблюдении условий указанных договоров неотключаемыми потребителями, деятельность которых финансируется за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ, ответственность за оплату поставок газа и оказание услуг по газоснабжению возлагается на соответствующего государственного заказчика.
Помимо изложенного, данный принцип находит свое проявление и в других законодательных актах, а также на него опирается судебная практика.
Статья 29 Закона «О газоснабжении» устанавливает, что в целях обеспечения надежного функционирования системы газоснабжения и работающих на газовом топливе организаций системы электро- и теплоснабжения осуществляются меры по координации взаимодействия указанных систем, в том числе:
· организации-собственники указанных систем разрабатывают согласованные балансы потребления газа, электрической и тепловой энергии, обеспечивающие их эффективное функционирование;
· организация-собственник системы газоснабжения и организация-собственник системы электро- и теплоснабжения заключают долгосрочный договор поставки электрической и тепловой энергии для объектов системы газоснабжения и газа для объектов системы электро- и теплогазоснабжения с указанием особых условий таких поставок и оплаты за поставляемые газ, электрическую и тепловую энергию.
Положения, содержащиеся в данной работе, вторгаются в сферу договорных отношений между собственниками систем газоснабжения и собственниками систем электро- и теплоснабжения, работающих на газовом топливе, регулируемых нормами гражданского законодательства, при этом Закон «О газоснабжении» не предусматривает каких-либо правовых механизмов реализации положений данной статьи.
Решения принятые Правительством РФ весной 2007 года относительно оптовых цен на газ закончили «политическую битву» на этом поле, но дали старт длительной и кропотливой деятельности по формированию и согласованию деталей новых отношений участников отрасли. Ключевой угрозой при различных сценариях развития этой работы остается риск нехватки инвестиций в отрасль.
Реформа электроэнергетики сохраняет роль значительного фактора развития отношений в газовой отрасли. Во многом благодаря усилиям энергетиков в ближайшее время начнется активная дифференциация цен, которая сделает более прозрачным как бизнес сезонной реализации, так и бизнес по хранению газа.
Ядром целевой модели государственного регулирования в отрасли принято регулирование единого тарифа на магистральную транспортировку газа. Динамика роста магистрального тарифа в настоящее время отражает не столько рост реальных затрат в этом секторе, сколько является следствием смены парадигмы в компании операторе газотранспортной системы. Если ранее транспорт газа был преимущественно вспомогательным сервисом у деятельности по реализации газа, то в дальнейшем он все более приобретает черты самостоятельного бизнеса, чем стимулирует необходимость роста прозрачности и адекватности выделения затрат. Таким образом, кривая роста тарифов должна выйти на экономически обоснованную «полку», и возможно, с какого-то момента начать снижение, под давлением антимонопольных механизмов государственного регулирования.
Общественное мнение формирует позитивный имидж монополии, позволяющий ей дискриминационное поведение по отношению к прочим участникам. Одной из наиболее значимых проблем в этой сфере становится эффективность проектов газораспределения. Формальная социальная значимость этих проектов позволяет организаторам в значительной степени игнорировать экономические основания их дальнейшего функционирования, что неизбежно приведет к финансовым коллизиям в будущем.
В последнее время стала популярной тема дифференциации уровня взимаемых налогов в зависимости от условий ведения бизнеса. В частности достаточно активно высказывается мнение о необходимости дифференциации налога на добычу полезных ископаемых в привязке к геологическим характеристикам залегания газа и стадии проектов разработки. В силу специфики структуры отрасли и механизмов регулирования ОАО «Газпром» такие предложения не стимулируют развития отрасли и в ближайшее время приведут к увеличению налоговой нагрузки для независимых производителей за счет роста абсолютной величины ставки налога.
Проблема доступа искусственно создана ОАО «Газпром» с целью эксплуатации ресурсов независимых производителей и контроля за своими традиционными рынками сбыта. В таких условиях проблема не может быть решена через дополнительные инвестиции или установление справедливых квот. Реальное решение этой проблемы лежит в векторе легализации уже существующего «серого» рынка мощности.
Организационное выделение бизнесов внутри холдинга ОАО «Газпром» приведет к возможности целевой приватизации добывающих, распределительных и сбытовых компаний. При этом без сомнения, инфраструктура магистрального транспорта и балансировочного хранения газа останется под централизованным контролем.
Принятие запрещающего Закона «Об экспорте газа» не оставило перспектив в вопросе регулирования экспорта природного газа. Теоретическая возможность разработки подзаконных механизмов «справедливого» экспорта противоречит нежеланию ОАО «Газпром» делится своей экспортной выручкой. Монополия в настоящее время обладает достаточными инструментами, позволяющими трактовать Закон как исключительное право, но не как обязанность.
Если трактовать понятие рынка как право потребителя сменить поставщика, то сегодня правила рынка нужны исключительно потребителям и исключительно как инструмент защиты от возможного произвола ОАО «Газпром». Реальные причины участия прочих участников в процессе разработки таких правил значительно отличаются от заявленных. Потребителям нужен не Рынок, а надежные поставки по предсказуемым ценам. Рыночные инициативы Производителей - борьба за свои интересы: Газпром борется за повышение цен, Независимые за доступ. Государственное регулирование «рынка газа» является исключительно инструментом административного торга чиновников с отраслью и между собой. Дальнейшая динамика регулирования «рынка» зависит от баланса реальных причин. Наиболее вероятные тенденции будут отражать интересы сильнейших - повышение цен при переделе административных полномочий.
С другой стороны, Правила рынков - «плата» за либерализацию. Иными словами, либерализация не будет возможной до тех пор, пока государству не будут представлены прозрачные и недискриминационные правила торговли. Именно этим возможно обусловлен интерес к переписыванию действующих «Правил поставки газа…» как внутри ОАО «Газпром» и некоммерческих организаций, объединяющих участников рынка газа (НП «КРГ», НП «РГО»), так и в федеральных органах исполнительной власти (Минпромэнерго России).
Структура рынка в ближайшее время будет претерпевать значительные изменения. Из Регулируемого и Нерегулируемого секторов будут сформированы Долгосрочный, Население и Прочие. Объем «серого» рынка незначительно уменьшится, но останется значимым в силу наличия разных рынков одного товара без легальной возможности перетока. Излишки Долгосрочного сектора значительно увеличат объемы спотовой торговли.
До сих пор не вскрыта уникальная возможность установления новых отраслевых правил на уровне закона - возможность, предоставляемая Законом «О техническом регулировании». ОАО «Газпром» неумело пытается монополизировать процесс разработки технических регламентов, но нехватка квалифицированных кадров и отсутствие значимых угроз «позволяют» монополии не форсировать эти вопросы.
Отсутствие стратегии развития регулирования наблюдается при анализе «рамочных» документов Правительства - Энергетическая стратегия, Концепция развития отрасли и прочие. Документы содержат разрозненные наборы прогнозов с широким спектром реализуемости. Ощущается нехватка стимулов и ограничений. Вероятная смена Правительства после президентских выборов может вызвать пересмотр стратегических документов с уклоном в администрирование, координацию и стимулирование развития.
Уже сейчас происходит значительное изменение отношения потребителей к отрасли. Электроэнергетики, как крупнейшие потребители, намерены участвовать в изменении схемы отраслевых отношений - смене горизонтов планирования, концепции надежности поставок, принципов государственного регулирования. Вместе с реформой регулирования электроэнергетики зреют новые подходы к регулированию газовой отрасли. Перспективным направлением является формирование единого газоэнергетического регулятора, который мог бы стать самостоятельным «центром силы».
Интересы участников отрасли лежат в одной плоскости, но имеют разные фокусы. Если ОАО «Газпром» активно старается поднять оптовую цену реализации газа при сохранении рынков сбыта, Правительство стремится удержать розничные цены на газ и продукты его использования, Независимые производители стремятся получить доступ к использованию инфраструктуры транспорта газа, то интересы Потребителей лежат, прежде всего, в сфере надежности поставок, обеспечивающих платежеспособный спрос. В этой ситуации критическим фактором прогнозирования является объем платежеспособного спроса на газ. Отрасль на сегодня не готова удовлетворить значительный рост спроса. В этой связи, наиболее благоприятным сценарием является сценарий «умеренной депрессии» («Инерционный» в терминологии МЭРТ). Когда незначительный рост спроса, сопровождаемый утвержденными рамками роста цены, позволит отрасли и далее развиваться в режиме «черного ящика», удовлетворяющего внешним требованиям. Глубокий экономический спад приведет к недостатку финансирования и кризису в отрасли. Резкий экономический рывок приведет к тем же последствиям, но уже через резкий рост спроса на газ и необходимость разработки дорогих залежей Ямала и Северного шельфа России.
В настоящее время завершается этап подготовки нормативных оснований перехода к новой модели. В частности любые значимые угрозы положению ОАО «Газпром» пресекаются на уровне Законов, Указов и прочих документов государственной власти.
Динамичное развитие газового сектора способно обеспечить поступательное движение и другим отраслям экономики. В условиях наметившегося экономического подъема обеспечение газом платежеспособных российских потребителей представляется одной из основных задач по модернизации экономики и обеспечению ее дальнейшего развития.
Разработка и реализация концепции развития рынка газа в Российской Федерации является одним из важнейших условий формирования полноценного конкурентного российского рынка газа и развития его инфраструктуры, а также выполнения международных обязательств по поставкам газа.
1.3 Роль договора в регулировании отношений по поставкам газа
Определяя газоснабжение одной из форм энергоснабжения, законодатель ставит перед юристами-практиками трудноразрешимую задачу об определении правовой природы соответствующего договора, поскольку далее указывает, что газоснабжение представляет собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа, а определения поставщика и потребителя газа приравнивает к терминам «газоснабжающая организация» и «абонент» соответственно.
Квалификация указанных договоров важна для установления правовых норм о договорных обязательствах, которые должны подлежать применению при решении вопросов и противоречий, не получивших прямого разрешения в действующих законодательных и иных нормативно-правовых актах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18