Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания

Охрана интеллектуальной собственности в России гарантируется нормами ст. 44 Конституции ч. 1, которой закрепляет: каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

Важно отметить, что современное законодательство об интеллектуальной собственности входит в сферу исключительной компетенции Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции). Ранее оно было отнесено к совместному ведению Федерации и республик, вследствие чего в законах, изданных до 1994г., имелись отсылки к нормативным актам республик, утратившие силу с момента вступления в действие Конституции.

Составной частью правовой системы Российской Федерации являются нормы международных договоров. Как правопреемник Советского Союза Россия стала участником Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1882г., Договора о патентной кооперации 1970г., Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1891г., а также Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952г.

В 1995г. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (в ред. 1971г.), устанавливающей более высокий уровень охраны авторских прав по сравнению со Всемирной конвенцией, и к Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм (1971г.). Кроме того, Россия совместно с рядом других стран СНГ подписала в 1993г. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторских и смежных прав, а в 1994г. - Евразийскую патентную конвенцию. Наряду с этим отношения России со многими странами СНГ в области охраны авторских и патентных прав регулируются двусторонними договорами. Так, например, можно выделить Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности (Минск, 20 июля 1994г.).

Среди нормативных актов национальной системы Российской Федерации об интеллектуальной собственности, прежде всего, необходимо выделить Гражданский кодекс РФ, из первой части которого при принятии Части IV Гражданского кодекса была изъята ст.138 Интеллектуальная собственность, устанавливающая общий принцип закрепления исключительных прав за гражданином или юридическим лицом на объекты интеллектуальной собственности. Однако в статье 1229 ГК РФ был указан тот же принцип. Сама Часть IV Гражданского кодекса построена по принципу “от общего к частному”. Общие нормы, применимые для всех институтов права интеллектуальной собственности, указаны в Главе 69 ГК РФ,  среди специальных норм, интересующих нас, следует выделить Главу  76 “Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий”, где, в частности, содержатся нормы, регулирующие правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания[20].

Итак, основным документом, регулирующим в России правоотношения по поводу товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров, является Часть IV Гражданского кодекса РФ.

В нормах ГК РФ, помимо норм о товарных знаках и знаках обслуживания, содержатся нормы, относящиеся к самостоятельному объекту промышленной собственности, - наименованию места происхождения товара. Правовая охрана последнего была введена в нашей стране впервые ранее действовавшим Законом  “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, который создавал минимально необходимый правовой механизм для охраны прав участников хозяйственной деятельности, изготавливающих товары, и пресечения неправомерных действий, направленных на дискредитацию высококачественной продукции.

В настоящее время, действующая Глава 76 ГК РФ регулирует те же правоотношения в основном аналогичным образом, поскольку предшествующие ей нормы Закона “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров” в основном строились на общепринятых в иностранных государствах и международной практике принципах. Наряду с ГК РФ к правоотношениям по обороту товарных знаков применим и Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996г. №63-ФЗ устанавливающий в ст. 180 уголовную ответственность за незаконное использование товарного знака. При этом, соответствующую норму уголовного права следует применять с учетом толкований, указанных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. N 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака»[21].

Следующий пласт нормативных актов о товарных знаках и знаках  обслуживания составляют подзаконные нормативные акты: указы Президента РФ  и постановления Правительства РФ. Среди них, прежде всего, необходимо выделить Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 299 “Об утверждении положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам” (в ред. Постановления Правительства РФ от 22.04.2005 N 247), которое заменило ранее действовавшее Положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997г. №1203. Это Постановление утвердило основы правового статуса организации, играющей ключевую роль в системе легализации регистрируемых объектов интеллектуальной собственности и защиты прав и законных интересов правообладателей. 

В связи с тем, что на Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам Российской Федерации (сокращенно именуемую Роспатент), в период до 2004г., была возложена задача по разработке методических материалов по вопросам практики ведения государственной регистрации прав, следует остановиться на ведомственных нормативных актах, принятых в свое время Роспатентом. В отношении таких документов существует общее правило, выраженное в постановлении Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997г. №1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». Согласно этому акту нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и официальному опубликованию в «Российской газете». Официальное опубликование актов осуществляется не позднее десяти дней после их государственной регистрации. При этом акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут за собой правовых последствий.

В настоящее время существенное место в системе нормативных актов об интеллектуальной собственности и в частности о товарных знаках и знаках торгового обслуживания, занимают следующие акты Роспатента РФ:

- Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания (утв. приказом Роспатента от 05.03.03 г. № 32)

- Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места происхождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 24)

- Правила признания товарного знака общеизвестным  в Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 17.03.2000 г. № 38)

- Правила продления срока действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара и внесения изменений в регистрацию и свидетельство (утв. приказом Роспатента от 25.02.03 г. № 23)

- Правила принятия решения  о досрочном прекращении действия свидетельства на право пользования наименованием места происхождения товара при ликвидации юридического лица- обладателя свидетельства (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 29)

- Правила продления срока действия регистрации товарного знака и знака обслуживания и внесения в неё изменений (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 27)

- Правила принятия решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака и знака обслуживания в случае ликвидации юридического лица – обладателя исключительного права на товарный знак или прекращения предпринимательской деятельности физического лица – обладателя исключительного права на товарный знак (утв. приказом Роспатента от 03.03.03 г. № 28)

- Порядок ведения Государственного реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 31)

- Порядок ведения Государственного реестра наименований мест происхождения товаров Российской Федерации (утв. приказом Роспатента от 05.03.2004 № 32).

Несмотря на то, что в настоящее время соответствующие вопросы находятся в ведении Министерства Образования и науки РФ, все эти приказы действуют, поскольку, несмотря на то, что с 2004г. право издания нормативных актов имеют только министерства, именно это министерство весьма неохотно использовало свои полномочия в этих вопросах, не пытаясь отменить ранее принятые нормативные акты. 

Наряду с вышеназванными законами и подзаконными нормативными актами, в качестве источников правового регулирования товарных знаков и знаков торгового обслуживания, необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики в Российской Федерации. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права, тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. К сожалению, в связи с серьезным изменением законодательства, судебная практика, полностью соответствующая новой Части IV Гражданского кодекса в настоящее время отсутствует. В то же время, старые акты судебного толкования действуют в части логики толкования законодательства до принятия новых соответствующих актов. При этом следует учесть, что, в отличие от авторского права, вопросы правового регулирования товарных знаков и знаков обслуживания изменились не существенно. Самым актуальным актом судебного толкования можно считать в настоящее время Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 декабря 2007г. N 122, которым Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, обсудив Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, проинформировал арбитражные суды о выработанных подходах.

При этом Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации рекомендовал учитывать, что Федеральным законом "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" с 01.01.2008 вводится в действие часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно статье 5 указанного Закона часть четвертая ГК РФ применяется к правоотношениям, возникшим после введения ее в действие. По правоотношениям, возникшим до введения в действие части четвертой ГК РФ, она применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после введения ее в действие.

С учетом этого, по мнению Президиума Высшего Арбитражного Суда, выработанные подходы могут быть учтены при рассмотрении дел, в которых подлежат применению нормативные правовые акты, действующие до введения в действие части четвертой ГК РФ, а также при рассмотрении дел, в которых подлежат применению положения части четвертой ГК РФ, если рекомендации по применению правовых норм им не противоречат. В самом “Обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности”, для нас важен Раздел III “Право на товарный знак”, где, собственно, содержатся последние рекомендации Высшего Арбитражного Суда РФ на момент написания настоящей работы[22].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты