Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания

Любое использование знака другими лицами без согласия владельца в какой-либо форме составляет правонарушение.

Однако важно отметить, что сфера действия права на знак ограничивается:

- перечнем товаров, указанных в свидетельстве;

- территорией страны регистрации;

- сроком, на который данный товарный знак зарегистрирован.

§ 2. Государственная регистрация товарных знаков

Основания для предоставления правовой охраны товарного знака в Российской Федерации определены в статье 1479 ГК РФ. Анализ данной статьи позволяет сделать следующие выводы: такая охрана предоставляется на основании государственной регистрации товарного знака. Иными словами, факт регистрации знака имеет правоустанавливающий характер.

В опубликованной литературе нам встретился пример из практики, подчеркивающий важность государственной регистрации товарного знака:

Ликеро-водочный завод, обратился в арбитражный суд с иском к акционерному обществу о запрещении выпуска водки с использованием на этикетке обозначения, тождественного его товарному знаку. В обоснование своих требований истец представил лицензию на производство водки и патент на изобретение.

Арбитражный суд отказал в иске, не признав указанные документы в качестве доказательства прав на спорный товарный знак, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»[29], право на товарный знак возникает на основании государственной регистрации последнего в Патентном ведомстве Российской Федерации.

Основания для охраны данного обозначения в силу международных договоров Российской Федерации также отсутствовали[30].

Однако, наряду с государственной регистрацией, правовая охрана может быть предоставлена в силу международных договоров Российской Федерации. Это, в частности, относится к так называемым «общеизвестным товарным знакам», льготный режим охраны которых предусмотрен статьей 6-bis Парижской конвенции.

Руководствуясь названной статьей, страны участники Конвенции  обязуются отклонять или признавать недействительной регистрацию и запрещать применение товарного знака, который по определению компетентного органа страны регистрации или страны применения уже является в этой стране общеизвестным в качестве знака лица, пользующегося преимуществами настоящей Конвенции, и используется для идентичных или подобных продуктов.

В большинстве стран используется именно процедура регистрации.

Приверженность подавляющего числа стран к регистрационной системе объясняется рядом ее преимуществ перед системой преждепользования. В числе таких преимуществ можно выделить следующие:

1. Регистрация является актом, фиксирующим объект охраны и перечень товаров, для обозначения которых зарегистрирован знак, что весьма важно в случае возникновения спора по товарным знакам. При коллизии положение владельца товарного знака, его зарегистрировавшего, является более прочным и выгодным в суде, так как бремя доказывания нарушения полностью лежит на другой стороне. При системе преждепользования это бремя ложится на обе спорящие стороны;

2. Регистрация является средством оповещения (информирования) производителей и потребителей об установлении на знак исключительного права. Такое оповещение осуществляется через публикацию в официальном бюллетене патентного ведомства.

Это имеет значение для предупреждения возможных правонарушений, служит гарантией защиты прав владельца товарного знака и интересов потребителей. Кроме этого, информирование через публикацию помогает разработчикам знаков создавать обозначения, обладающие оригинальностью и новизной, т.е. отвечающие требованиям, предъявляемым законодательством к товарным знакам;

3. Регистрация товарного знака в стране происхождения - обязательное условие, предусмотренное Мадридским соглашением, для подачи заявки на регистрацию товарного знака по международной процедуре;

4. Подача заявки на регистрацию товарного знака позволяет заявителю пользоваться правом конвенционного приоритета в силу статьи 4С (1) Парижской конвенции;

5. Подача заявки или регистрация товарного знака в стране происхождения является обязательным требованием законодательств некоторых стран для регистрации на их территории иностранных товарных знаков (Швейцария, Италия, Испания, Дания и др.)[31].

Рассматривая государственную регистрацию на товарные знаки, важно подчеркнуть, что действующее законодательство не ограничивает возможность регистрации товарных знаков и знаков обслуживания видом осуществляемой деятельности, выданной лицензией или специальной правосубъектностью.

На зарегистрированный товарный знак в силу положений статьи 1481 Части IV Гражданского кодекса выдается свидетельство (охранный документ) на товарный знак.

Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.


§ 3. Требования, предъявляемые к товарным знакам и знакам обслуживания


В соответствии со статьей 1482 ГК РФ, в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. При этом отметим следующее:

к словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, сочетания слов, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания;

к изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости;

к объемным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур;

к комбинациям обозначениям относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.;

к другим обозначениям, предусмотренным статьей 1482 ГК РФ, относятся, например, звуковые, световые, движущиеся и иные обозначения.

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Содержание данных положений свидетельствует о том, что согласно Части IV Гражданского кодекса РФ на регистрацию в качестве товарного знака может быть заявлен достаточно широкий (по форме выражения) перечень обозначений.

Наибольшее распространение в нашей стране получили изобразительные знаки, зарегистрированные на имя отечественных заявителей. Это знаки встречаются в виде изображений животных, людей, птиц, растений, орнамента и т.д.

В некоторых странах допускается регистрация не всех из перечисленных видов знаков. К примеру, по законодательству США, Канады, Японии, Швеции, Австралии установлены ограничения на использование в качестве товарных знаков фамилии, поскольку это может препятствовать другим лицам с такой же фамилией пользоваться ею в хозяйственном обороте[32].

Часть IV Гражданского кодекса РФ дает возможность регистрировать в качестве товарных знаков «другие обозначения». Указанная формулировка имеет в виду так называемые «особые или экзотические» знаки, к которым мировая практика относит обозначения, представленные в самых необычных формах и выражениях. Это - световые, звуковые, обонятельные, движущие и другие обозначения. Из них на практике некоторое распространение получили звуковые обозначения (сигналы, шумы, крики, позывные, мелодии, характерные для той, или иной передачи или программы и др., используемые как заставки к радио- и телепередачам).  Так, например  фирма «Харлей Дэвидсон» зарегистрировала в качестве товарного знака специфический и присущий только этой фирме звук мотора мотоцикла, попытки, подражать которому делали многие фирмы конкуренты, производящие мотоциклы. 

Компания Eden Sarl хотела зарегистрировать запах клубники в качестве торговой марки. Однако суд не разрешил французской компании стать единоличным владельцем этого специфического запаха. Eden Sarl собиралась использовать запах клубники в качестве товарного знака при производстве косметики, одежды и канцелярских товаров. Сначала компания попыталась зарегистрировать марку в Агентстве по товарным знакам Евросоюза. Получив отказ, она обратилась в суд, мотивируя свое требование тем фактом, что клубника всегда имеет один и тот же запах. Однако суд решил, что свежая клубника может иметь «до пяти различных запахов», что не позволяет зарегистрировать один из этих запахов в качестве торговой марки. Однако суд не исключил возможности дальнейшего использования различных запахов в качестве товарных знаков[33].

Однако на этот счет есть и другие примеры из мировой практики.

Так в своем решении от 12 декабря 2002г. Европейский Верховный Суд отказал в регистрации обонятельного знака, т.к. до сих пор невозможно дать однозначное определение запаха. При принятии этого решения Европейский Верховный Суд руководствовался двумя принципами:

1. Ст. 2 Первая Директива 89/104/ЕЭС совета от 21.12.1988г., имеющая целью унифицировать правовые предписания о товарных знаках государств - членов, может трактоваться таким образом, что обозначение, которое как таковое не может восприниматься зрительно, может быть товарным знаком только в случае, если его можно изобразить графически с помощью фигур, линий или письменных обозначений и это изображение будет являться ясным, однозначным, законченным, легко доступным, понимаемым, долговечным и объективным.

2. В случае обонятельного знака требования, предъявляемые к графическому изображению, не удовлетворяются ни приведением химических формул, ни словесным описанием, ни с помощью пробы запаха, ни сочетанием этих элементов.

Вальтер Гут, судья Федерального Патентного Суда Мюнхена, прокомментировал это решение следующим образом: «В своем решении Европейский Верховный Суд устанавливает, что могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков также и формы обозначений, не поддающиеся зрительному восприятию, если они могут быть изображены графически в частности с помощью фигур, линий или письменных обозначений. Изображение должно быть ясным, однозначным, законченным, легко доступным, понимаемым, долговечным и объективным. В случае обонятельного знака по решению Суда требования, предъявляемые к графическому изображению, не удовлетворяются ни приведением химических формул, ни словесным описанием, ни с помощью пробы запаха, ни сочетанием этих элементов. По мнению Суда, требования, предъявляемые к графической изображаемости обонятельного знака, проистекают из функции товарного знака как существенного компонента системы естественной конкуренции и регистрации товарного знака в сочетании с основами правовой надежности и управлением в соответствии с установленным порядком…

Методы графического изображения запахов, которые бы удовлетворяли требованиям Европейского Верховного Суда, в настоящее время пока не найдены. Высказывалось мнение о возможности изображения запахов с помощью газовой хроматограммы или диаграммы результата измерения, например, с помощью «электронного носа», при чем приборы, методы и условия измерения, вид изображения результата измерений могли бы быть нормированы, чтобы результат можно было бы объективировать и воспроизводить в любое время. Еще одним решением вопроса могла бы быть ориентация только на ощущение запаха, подлежащего охране, а не на конкретное используемое заявителем вещество, которое вызывает это ощущение...»

В основе лежала заявка на обонятельный товарный знак, поданная в Патентное ведомство Германии, на различные услуги 35, 41 и 42 классов, при этом обонятельный знак являлся чистым веществом метилового эфира коричной кислоты с химической формулой С6Н5-СН=СНСООСН3. Это ясное химическое определение не удовлетворило ни Патентное ведомство Германии, ни Сенат Федерального Патентного Суда, ни Европейский Верховный Суд. Причина однозначно вытекает из второго принципа, в котором Европейский Верховный Суд говорит о том, что ни химическая формула, ни проба не являются достаточными. Проблема с пробой ясна любому химику: товарный знак не ограничен по сроку действия, как, например патент, который действителен максимум 25 лет. Химические вещества очень часто изменяются при хранении, даже при хранении при низких температурах. Но почему не химическая формула? Она не изменяется. Хотя она и не описывает непосредственно запах, а только производитель запаха. Для химика, в отличие от юриста, в этом нет противоречия. Запах не поддается нейтральному описанию иным способом, чем с помощью химической формулы. Восприятие не может быть объективным. Органы обоняния человека индивидуально различны и поэтому их ощущения невозможно изобразить графически.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты