Предмет и задачи хозяйственного права
1. Понятие ХП, сущность, задачи
Хозяйственное право как отрасль права представляет собой совокупность норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственному регулированию экономики в целях обеспечения интересов государства и общества.
Это комплексная отрасль, базирующаяся на нормах гражданского права относительно правоспособности физических и юридических лиц, гражданско-правовых сделок и конкретизирует их и содержит нормы административного, финансового, трудового права, которые регулируют хозяйственную деятельность. Это право и ближнее к нему гражданское право – это общие и специальные в соотношении. Гражданское право обозначает общие принципы регулирования имущественных и личных неимущественных отношений, в которые вступают физические и юридические лица, а хозяйственное право конкретизирует гражданские правовые нормы в отношении конкретных сфер и видов хозяйственной деятельности. Специфика хозяйственных отношений состоит в объединении организационных и имущественных элементов.
Организационный элемент связан с определением общих условий и порядка хозяйственной деятельности через установление ограничений в отношении монополий единых правил учёта и отчетности, государственных контрактов и заказов Имущественный элемент хозяйственных отношений обусловлен тем, что они непосредственно связаны с общественным производством и реализацией продукции, выполнение работ и услуг в отдельных отраслях экономики.
2. Субъекты ХП: понятие виды
Субъекты хозяйственного права – юридические и физические лица, которые на основе обособленного имущества осуществляют предусмотренную законодательством и уставом хозяйственную, управленческую деятельность в сфере экономики.
В соответствии со ст. 2.Хозяйственного Кодекса Украины участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования, потребители, органы государственной власти и органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией, а также граждане, общественные и другие организации, выступающие учредителями субъектов хозяйствования или осуществляют по ним организационно-хозяйственные полномочия на основе отношений собственности.
Признаки
- Непосредственное осуществление хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом деятельности индивидуальных предпринимателей, предприятий различных организационно-правовых форм, производственных кооперативов, других хозяйственных организаций
- приобретение статуса субъекта хозяйственных отношений в установленном законом порядке, хотя порядок создания для различных субъектов хозяйственных отношений разный - в зависимости от вида (субъект хозяйствования или орган / организация хозяйственного руководства), организационно-правовой формы (унитарное предприятие, хозяйственное общество, производственный кооператив), основного или исключительного вида деятельности (коммерческий банк, страховая компания, фондовая биржа, промышленно-финансовая группа и др.). Приобретение статуса субъекта хозяйственных отношений, как правило, связывается с их государственной регистрацией; государственная регистрация может осуществляться в общем порядке (предусмотренное ст. 58 Хозяйственного кодекса Украины и Законом Украины от 15.05.2003 г. «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» и / или в специальном порядке (предусматривается Законом «О банках и банковской деятельности» - статьи 17-18, 22, Законом «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине »- пункты 13-14 ч. 2 статьи 7;« Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды) »(статьи); Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.07.1996 г. № 781« Об утверждении Положения о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп »(п. 2) и др.;
- Наличие имущества, необходимого для осуществления выбранной субъектом или возложенной на него хозяйственной деятельности или руководства такой деятельностью;
- Наличие хозяйственной правосубъектности, т.е. признанной государством по определенным субъектом хозяйствования возможности быть субъектом прав
- Субъекты хозяйствования, то есть субъекты хозяйственного права, непосредственно осуществляющие хозяйственную деятельность (к ним относятся индивидуальные предприниматели, предприятия, производственные кооперативы, большинство хозяйственных обществ, коммерческие банки);
- субъекты хозяйственного права, осуществляющих руководство хозяйственной деятельностью, в т.ч. организацию такой деятельности (к ним относятся хозяйственные министерства и ведомства, органы местного самоуправления и их исполкомы, хозяйственные объединения, промышленно-финансовые группы, собственники имущества предприятий , фондовые биржи, Национальный депозитарий Украины.
В зависимости от форм собственности, на базе которой они функционируют, различают государственные, коммунальные, коллективные, частные и смешанные (функционируют на базе двух и более форм собственности) субъекты хозяйственного права. К первым (государственных) относятся государственные и казенные предприятия, государственные хозяйственные объединения, хозяйственные министерства и ведомства. Ко вторым (коммунальных) принадлежат коммунальные предприятия, органы местного самоуправления и их исполнительные органы. К третьим (коллективных) хозяйственные общества, производственные кооперативы, добровольные хозяйственные объединения, унитарные предприятия, созданные кооперативами, хозяйственными обществами, общественными и религиозными организациями. К четвертых (частных) - индивидуальные предприниматели, частные предприятия. К пятой (смешанных) - арендные предприятия, совместные предприятия, а также промышленно-финансовые группы, в состав которых могут входить хозяйственные организации различных форм собственности.
3. Хозяйственные правоотношения: понятие и виды
Хоз правоотношения – имущественные, личные неимущественные и связанные с ними организационные и внутрихозяйственные отношения, возникающие при занятии хоз деятельностью, направленные на получение прибыли, урегулированные нормами хоз права. В соответствии со ст. 3 ХК различаются следующие виды хоз отношений: хоз-производственные, организационно-хозяйственные и внутрихозяйственные отношения. Первые включают в себя: имущественные и иные отношения, возникающие между субъектами хозяйствования при непосредственном осуществлении хоз деятельности. Вторые – являются отношения между субъектами хозяйствования и органами управления в процессе управления хоз деятельностью. Последние – между структурными подразделениями субъекта хозяйствования и отношения субъекта хозяйствования с его подразделениями. Кроме этого, хоз правоотношения бывают: 1.В зависимости от экономического содержания – имущественные (право собственности, хоз договор) и неимущественные (связанные с имущественными). 2.В зависимости от юр содержания – абсолютные и относительные. 3.В зависимости от характера осуществления прав – на вещные и обязательственные. 4.В зависимости от направленности – регулятивные и охранительные. Элементами хоз правоотношений являются: -объект (вещи, деньги, валюта, ЦБ, имущественные права, работы и услуги, объекты права интеллектуальной собственности, иные материальные и нематериальные блага); -субъект (ФЛ-П, ЮЛ, обособленные подразделения ЮЛ); -содержание (хоз правоотношения направлены на получение прибыли). Особенности: 1)хоз правоотношения – особый вид гражданских правоотношений, возникающий в хоз сфере. 2)направлены на достижение спец цели. 3)участниками являются лица, наделенные особым статусом. 4)объекты имеют особенности, по сравнению с объектами гражданских правоотношений. 5)возникают из особых юр фактов.
4. Субъекты хоз правоотношений: понятие и виды
Учасниками відносин у сфері господарювання є суб'єкти господарювання, споживачі, органи державної влади та органи місцевого самоврядування, наділені господарською компетенцією, а також громадяни, громадські та інші організації, які виступають засновниками суб'єктів господарювання чи здійснюють щодо них організаційно-господарські повноваження на основі відносин власності.
Суб'єкт господарювання як учасник відносин у сфері господарювання має особливий правовий статус тому, що він безпосередньо здійснює господарську діяльність. Усім іншим учасникам така ознака не притаманна, хоча їх дії мають той чи інший конкретний зв'язок саме з цією діяльністю. Наприклад, органи державної влади та органи місцевого самоврядування не визнаються суб'єктами господарювання (ч. 1 ст. 8 Кодексу). Однак вони можуть впливати на здійснення господарської діяльності, якщо наділені відповідною господарською компетенцією.
При коментуванні даної статті деяких пояснень потребує поняття «споживачі» Законі України «Про природні монополії». Стаття 1 цього Закону визначає споживача товарів як фізичну або юридичну особу, що придбаває товар. Виходячи з цього стає зрозумілим, що Кодекс, назвавши споживачів учасниками відносин у сфері господарювання, має на увазі юридичних осіб - організації, які споживають результати господарської діяльності, незалежно від того, чи є вони господарюючими, а чи негосподарюючими суб'єктами (споживачі енергії, природного газу тощо). Відповідно до цього не є учасниками відносин у сфері господарювання споживачі - фізичні особи, права яких визначені окремим законодавством.
Юридичні тонкощі розуміння поняття «учасники відносин у сфері господарювання». По-перше, це поняття, як узальнююче, вказує на певну різноманітність таких учасників, що обумовлює особливості правового статусу кожного з них. Головний критерій, за яким визначаються ці особливості, має економічний характер — це наближеність того чи іншого учасника до здійснення безпосередньої господарської діяльності. По-друге, якщо ці учасники вступають у господарські правовідносини, то вони набувають суто юридичну якість - стають суб'єктами цих правовідносин.
5. Методы правового регулирования хоз отношений
Методы правового регулирования хозяйственных отношений - это применяемые законодателем способы правового оформления хозяйственных отношений в соответствии с их свойств и целей правового регулирования, отражающие взаимное положение сторон, наряду с принятия ими юридически значимых решений, характер юридической ответственности в случае нарушения и способы юридической защиты прав и законных интересов сторон.
Различают четыре основных метода правового регулирования хозяйственных отношений. К ним относятся:
Метод предписаний, предусматривающий право принятия юридически значимых решений органом хозяйственного руководства (собственником имущества) относительно подчиненного ему субъекта (решение собственника о создании предприятия или его реорганизации, ликвидацию выдача лицензии; размещение государственного заказа на предприятиях, функционирующих на базе государственного имущества, и предприятиях-монополистах. Применение этого метода законодателем происходит в форме императивных норм (по минимальному размеру уставного фонда / капитала отдельных видов хозяйственных обществ, коммерческих банков, корпоративных инвестиционных фондов и др.). источников формирования их имущества, обязательности определенных фондов или резервов (или наоборот - запрету их создавать, как это предусмотрено ст. 12 Закона «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)» Метод властных предписаний предполагает прежде учета публичных интересов (если применяется государством или территориальной общиной в лице уполномоченных органов) собственника имущества по созданного им предприятия (в форме устава, определяющий границы использования предприятием имущества собственника и обязанности по собственника).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38