Под правонарушением подразумевается нарушение участником хозяйственных отношений норм законов, которые регулируют хозяйственные отношения, или нарушение условий договора при исполнении взятых на себя обязательств.
Событиями, которые освобождают от гражданско – правовой ответственности, являются обстоятельства непреодолимой силы, названные форс-мажорными обстоятельствами. Это обстоятельства, которые не зависят от воли участников хозяйственного обязательства, носят чрезвычайный и непреодолимый характер. Исчерпывающего перечня данных обстоятельств в законодательстве не содержится, однако в различных законах приведены некоторые форс – мажорные обстоятельства. Поделены они на 2 группы:
· стихийные природные явления (пожар, наводнение, резкие перепады температуры, замерзание моря, закрытие морских протоков и другие);
· отдельные обстоятельства общественной жизни (военные действия, блокада, аварии, эпидемии, запрет въезда в страну и другие).
Непреодолимой силой не являются неблагоприятные факторы хозяйственной жизни, а также другие производственные трудности и техническая сложность принятых к исполнению обязательств.
При этом ХК дает участникам правоотношений возможность по обоюдному согласию установить дополнительные основания освобождения от ответственности.
125. Функции хозяйственно – правовой ответственности
Функции хозяйственно-правовой ответственности – это направление ее действия, хозяйственный результат применения хозяйственно-правовой ответственности. Хозяйственно-правовой ответственности присущие как общие функции, характерные для любой юридической ответственности, так и специальные – характерные преимущественно для хозяйственно-правовой ответственности. Обобщенно выделяют пять основных функций: стимулирующая, превентивная, штрафная, компенсационная и информационная. Иногда также выделяют еще регулятивную и защитную функции. Хозяйственно-правовая ответственность выполняет следующие функции: 1) компенсационно-восстановительная – заключается в восстановлении нарушенного правопорядка и устранении последствий неправомерного поведения субъекта хозяйствования. Благодаря применению хозяйственно-правовой ответственности нормализуются хозяйственные отношения, компенсируются убытки и восстанавливаются нарушенные права потерпевшей стороны. Эта функция характерна всем формам ответственности, однако, прежде всего возмещению убытков и уплаты неустойки; 2) предупредительная функция – проявляется в том, что не только применение хозяйственно-правовой ответственности , а и сама угроза ее применения вынуждает субъекта хозяйствования действовать правомерно. В одинаковой степени характерна всем формам хозяйственно- правовой ответственности; 3) сигнальная функция – проявляется в том, что применение к субъектам хозяйствования хозяйственно-правовой ответственности является сигналом для правонарушителя о необходимости улучшения своей работы с целью избежания в будущем потерь от применения такой ответственности.
126. Реализация хозяйственно – правовой ответственности
Участники хозяйственных отношений, которые нарушили имущественные права или законные интересы других субъектов, обязаны обновить их, не дожидаясь предъявления им претензий или же обращения в суд.
В случае необходимости возмещения убытков или применения других санкций субъект хозяйствования или другое юридическое лицо – участник хозяйственных отношений, чьи права или законные интересы нарушены, с целью непосредственного урегулирования спора с нарушителем этих прав или интересов имеет право обратиться к нему с письменной претензией, если другое не установлено законом.
В претензии обозначаются:
· полное наименование и почтовые реквизиты заявителя претензий и лица (лиц), которому претензии предъявляются;
· дата предъявления и номер претензии;
· обстоятельства, на основании которых предъявлено претензию;
· доказательства, подтверждающие эти обстоятельства;
· требования заявителя со ссылкой на нормативные акты;
· сумма претензии, ее расчет, если претензия подлежит денежной оценке;
· платежные реквизиты заявителя претензии;
· перечень документов прилагаемых к претензии.
Документы, которые подтверждают требования заявителя, прилагаются к оригиналу или должным образом зарегистрированной копии. Документы, которые есть у другой стороны, к претензии могут не прилагаться.
Подписывается претензия уполномоченным лицом заявителя претензии или его представителем и отсылается адресату рекомендованным или ценным письмом или вручается под расписку. Подлежит рассмотрению в месячный срок со дня получения, если иной срок не установлен законом. О результатах рассмотрения заявитель может быть уведомлен в письменном виде. В случае нарушения установленных сроков рассмотрения претензии или же оставление ее без ответа суд при решении хозяйственного спора взыскивает в доход государства с виновного лица штраф в размере, установленном законом.
127. Классификация хозяйственно – правовой ответственности
Хозяйственно – правовая ответственность включает в себя имущественные последствия применения санкций. Хозяйственно-правовые санкции в своей сущности является экономически-юридическими.
Что касается классификации, то хозяйственно – правовую ответственность различают в зависимости от видов хозяйственных правонарушений и санкций, установленных за эти правонарушения. По этому критерию в теории хозяйственного права различают:
1) возмещение убытков;
2) штрафные санкции;
3) оперативно-хозяйственные санкции;
4) конфискация;
5) хозяйственно-административные штрафы;
Хозяйственно-правовая ответственность включает законодательную, нормативную и договорную обязанность понести наказание за нарушение субъектами хозяйствования условий законов, иных нормативных актов, договоров и механизм обеспечения реализации ответственности. Его составными частями являются размеры неустойки (штрафа), пени и убытков, порядок исчисления их суммы и обоснования доказательствами, правила предъявления претензий (исков) и их рассмотрения, процедура удовлетворения претензий и решений судов.
Хозяйственно-правовая ответственность является разновидностью юридической ответственности, а потому владеет всеми теми признаками, которые являются характерными для юридической ответственности в целом, и имеет специфические черты, какие присущие в частности хозяйственно-правовой ответственности. Во-вторых, хозяйственно-правовая ответственность выполняет важные функции. Это направления и действия, тот хозяйственный результат, который наступает в результате применения хозяйственно-правовой ответственности.
128. Конституционные способы обеспечения правопорядка в сфере хозяйственной деятельности
Хозяйственный правовой порядок в Украине формируется на основании оптимального объединения рыночного саморегулирования экономических отношений субъектов хозяйствования и государственного регулирования макроэкономических процессов, исходя из конституционных требований ответственности государства перед людьми за свою деятельность и определение Украины как суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства.
Конституционные основы хозяйственного правового порядка в Украине составляют:
· право собственности Украинского народа на землю, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы, которые находятся в границах территории Украины, природные ресурсы ее континентального шельфа, исключительной (морской) экономической зоны, которые совершаются от имени Украинского народа органами госвласти и органами местного самоуправления в границах, определенных Конституцией Украины;
· право каждого гражданина пользоваться природными объектами права собственности народа в соответствии с законом;
· обеспечение государством защиты прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, социальной направленности экономики, недопущение использования собственности во вред человеку и обществу;
· право каждого владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности;
· признание всех субъектов права собственности равными перед законом, нерушимости права частной собственности, недопущение противоправного лишения собственности;
· экономическое разнообразие, право каждого на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, определение исключительно законом правовых гарантий предприятия;
· обеспечение государством защиты конкуренции в предпринимательской деятельности, недопущение злоупотребления монопольным состоянием на рынке, неправомерного ограничения конкуренции и недобросовестной конкуренции, определение правил конкуренции и норм антимонопольного регулирования исключительно законом;
· обеспечение государством экологической безопасности и поддержания экологического равновесия на территории Украины;
· обеспечение государством независимых, безопасных и здоровых условий труда, защита прав потребителей;
· взаимовыгодное сотрудничество с другими странами;
· признание и действие в Украине принципа верховенства права.
Субъекты хозяйствования и другие участники отношений в сфере хозяйствования совершают свою деятельность в границах установленного хозяйственного правового порядка, придерживаясь требований законодательства.
129. Понятие экономической конкуренции и ее составляющие
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38