Преступления в сфере потребительского рынка
Оглавление
Введение
Глава 1. Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Государственное регулирование отношений на потребительском рынке (историко-правовой аспект)
§ 2. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие
§ 3. Система преступлений и уголовно-правовая характеристика, совершаемых, на потребительском рынке
Глава 2. Меры борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Координация противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка
§ 2. Роль и место органов внутренних дел в противодействии преступлениям в сфере потребительского рынка России
Заключение
Список источников и литературы
Введение
Актуальность темы исследования. Революционные преобразования, начатые в СССР и продолженные на постсоветском пространстве, проводи- лись под лозунгом неэффективности социалистической экономики и необходимости развития рыночных отношений. Рынок представлялся в качестве панацеи от всех проблем; публикации экономистов на эту тему оказывали на население страны буквально завораживающее, магическое действие. Достаточно напомнить, что экономист Н. Шмелев, доказывавший полезность безработицы и целесообразность в связи с этим перехода к рыночным отношениям, стал национальным героем конца 1980-х годов. Время рассеяло иллюзии. Рынок, утвердившийся на территории, ранее занятой социалистическим хозяйством, показал свою капиталистическую сущность, где нет места социальной справедливости, где совесть - категория абстрактная и в экономике, как правило, не задействованная, где «выживает сильнейший» - тот, у кого больше власти и денег. Доказано, что очередная революция в России привела к катастрофическим последствиям[1]. За годы реформ страна по уровню социально-экономического развития оказалась отброшенной на десятилетия назад. Никогда за обозримый период, даже после разрушений, вызванных войной 1941-1945 гг., не наблюдалось столь продолжительного и глубокого снижения уровня производства почти во всех отраслях отечественной экономики[2].
Закономерным итогом экономической катастрофы стало развитие преступности, наиболее опасные проявления которой сконцентрировались пре- имущественно в сфере экономики. В экономику внедрилась организованная преступность, которая, укрепляя свои отношения с коррумпированной бюрократией, продолжает способствовать ее дальнейшей криминализации. Как утверждают исследователи, криминализация экономических отношений наиболее ярко проявилась на потребительском рынке страны. Анализ сложившейся ситуации выявил в этой сфере значительный размах операций, осуществляемых путем заключения фиктивных договоров на поставку потребительских товаров, противоправного удержания и использования не по назначению средств, полученных в качестве предоплаты. Высокие таможенные пошлины на импортные товары привели к расширению контрабанды низкокачественной продукции из развивающихся стран. Последние три года треть выявленных преступлений приходится на потребительский рынок.
Переход к рыночным отношениям, сопровождавшийся резким ослаблением государственного регулирования, болезненно отразился на обстановке в сфере потребления. Потребительский рынок насыщен фальсифицированной продукцией, которая нередко представляет опасность для здоровья населения. Это касается, прежде всего, продуктов питания и лекарственных средств. В структуре рыночных отношений продолжают оставаться высокими удельный вес неорганизованной торговли, доля нелегального оборота товаров и услуг. Работа контролирующих органов государственной власти в сфере потребительского рынка недостаточно эффективна и нередко связана с должностными злоупотреблениями. В Концепции национальной безопасности Российской Федерации сказано: «Переход к высокоэффективной и социально ориентированной рыночной экономике должен осуществляться путем постепенного формирования оптимальных механизмов организации производства и распределения товаров и услуг в целях максимально возможного роста благосостояния общества и каждого гражданина»[3]. Большое значение при этом имеет противодействие криминализации общественных отношений в сфере потребительского рынка.
Декриминализация экономических отношений в сфере потребительского рынка нацелена, во-первых, на обеспечение безопасности населения в плане блокирования широкого диапазона угроз: от национальных (продовольственная безопасность) до индивидуальных (жизни и здоровью отдельного потребителя). Во-вторых, эффективная деятельность в данном направлении способна в определенной степени поддержать граждан, имеющих низкие доходы, и таким образом ослабить социальную напряженность в обществе. В-третьих, декриминализация рыночных отношений связана с устранением причин и условий административного «рэкета» в отношении предпринимателей и тем самым способствует развитию бизнеса, конкуренции, расширению рынка товаров и услуг. Преступления и преступность в сфере потребительского рынка - явления, которые фиксируются ведомственной статистикой МВД России. Однако с научной точки зрения соответствующие категории не разработаны и не определены. В то же время следует заметить, что использование их в аналитической практике лишено необходимой точности: они выступают скорее условными смысловыми единицами, имеющими «размытый» характер. Сказанное свидетельствует об актуальности темы дипломного исследования исследования.
Теоретическая цель - познание закономерностей возникновения и развития преступности в сфере потребительского рынка, разработка проблемных и дискуссионных вопросов декриминализации рыночных отношений, прикладная цель - формирование и совершенствование системы мер криминологического и уголовно-правового контроля над рассматриваемым явлением.
Названные цели реализуются в решении следующих задач:
- исследование понятия и структуры преступлений в сфере потребительского рынка;
-уголовно-правовой анализ преступлений против прав потребителей;
- уголовно-правовая характеристика преступлений против порядка законной конкуренции на рынке;
- рассмотрение круга преступлений против установленного порядка производства, перевозки, хранения, реализации товаров (благ, услуг);
- изучение и оценка состояния преступности в сфере потребительского рынка;
- определение основных направлений предупреждения преступлений в сфере потребительского рынка;
- формулирование предложений, направленных на совершенствование уголовного законодательства в сфере борьбы с экономическими преступлениями;
- выработка рекомендаций, адресованных субъектам антикриминогенного воздействия в рассматриваемом направлении.
Объектом исследования выступают общественные отношения в сфере потребительского рынка. Предметом исследования является уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений в данной сфере, система их предупреждения.
Методологической основой исследования является диалектика. Сбор, обработка, обобщение, анализ, интерпретация исследовательского материала осуществлялись с применением различных методов: индукции, дедукции, исторического анализа, сравнения, статистических (сводки и группировки, составления таблиц, регрессионного анализа и др.).
Научная новизна определяется тем, что это, по существу, первое комплексное исследование преступлений и преступности в сфере потребительского рынка. В работе представлена современная проблематика экономических, уголовно-правовых и криминологических проблем борьбы с экономическими преступлениями. Ряд вопросов поставлен и проанализирован автором самостоятельно. Новизна характеризуется разработкой теоретических основ системного преодоления неблагоприятных тенденций в развитии рыночных отношений в России и последовательного ог-раничения оснований для криминальной активности субъектов экономической деятельности.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации могут быть использованы как в соответствующих отраслях экономической и юридической науки, так и в практике борьбы с экономической преступностью.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Понятие и уголовно-правовое регулирование борьбы с преступлениями в сфере потребительского рынка
§ 1. Государственное регулирование отношений на потребительском рынке (историко-правовой аспект)
Деструктивные экономические явления возникли в глубокой древности, о чем косвенно свидетельствуют меры ответственности, содержащиеся в древних источниках русского законодательства. Еще в Русской Правде, наиболее старом из известных источников сведений о законах Древней Руси, была установлена ответственность за татьбу (кражу), истребление или повреждение чужого имущества, незаконное пользование чужим имуществом. Судебник короля Каземира Ягелловича, данный Литве 19 февраля 1468 г. и считающийся первым сборником законов, изданных для всего государства, состоит почти исключительно из постановлений о краже.
При Иване Грозном появляется сборник законов - Судебник Царский (1550 г.), который выделяет отдельный вид преступления - мошенничество. В Соборном уложении царя Алексея Михайловича (1649 г.) речь идет о наказуемости, например, фальшивомонетничества, уклонения от различного рода пошлин и податей, нарушения кредиторских обязательств (в частности, ложном банкротстве), приобретения похищенного имущества, принуждения заключить сделку или обманного обвинения в таком принуждении, контрабанды, нарушений правил торговли и т.д.[4].
В основе народно-хозяйственной политики Петра Великого было стремление пробудить русскую промышленную предприимчивость, направить ее на разработку нетронутых богатств страны и освободить российский рынок от гнета заграничного ввоза. В 1718 г. возникает полиция как самостоятельное учреждение, в Санкт-Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера, в неотъемлемые обязанности полиции входило наблюдение за безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущением обмера, обвеса и других обманов при торговле.
Как справедливо отмечал известный русский экономист М.И. Туган-Барановский, до эпохи Петра Великого российский торговец "не обнаруживал наклонности делаться самостоятельным предпринимателем"[5]. В 1718 г. создается полиция как самостоятельное учреждение. В Санкт-Петербурге была введена должность генерал-полицмейстера, которую занял генерал-адмирал Дивьер, игравший важную роль в ведении преобразований, и в том же году были даны ему "пункты", которыми определялись обязанности городской полиции. В неотъемлемые обязанности полиции (Указ от 25 мая 1718 г. и Регламент 1721 г.) входило наблюдение за безвредностью продаваемых жизненных припасов, недопущением обмера, обвеса и других обманов при торговле[6]. В них также говорилось и о допущении торговых шалашей в указанных в правилах торговли местах. Генерал-полицмейстеру также предписывалось "смотреть и с принежанием", чтобы меры и весы были в лавках "орленые", т.е. помеченные клеймом установленного образца. Виновные в нарушениях этих требований подвергались наказанию в виде штрафа, и обо всех случаях такого противоправного поведения должностные лица полиции обязаны были сообщать в Сенат. Также на полицию Врачебным уставом возлагался контроль за съестными припасами и напитками с целью предотвращения преступлений на потребительском рынке. Запрещена была продажа недопеченного хлеба, мяса от палого скота и убитого во время болезни. Воспрещалось допускать в продажу напитки, испортившиеся и вредные для здоровья. Вещи и припасы, изъятые полицией, подлежали уничтожению[7]. Таким образом, характерной особенностью закрепления ответственности за нарушения в сфере оборота товаров было то, что предпринимались меры, направленные на улучшение продукции, вместе с тем это создавалось на фоне труда не ремесленников-умельцев, а случайных людей. Более того, на мануфактуры стали отдавать бродяг (императорский Указ от 7 января 1736 г.), нищих (императорский Указ от 23 марта 1753 г.). Позднее аналогичные действия были предприняты в отношении иных категорий населения. На мануфактуры отдавали "праздношатающихся" (императорский Указ от 26 марта 1762 г.) и проституток (сенатский Указ 1771 г.)[8].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13