Преступления в сфере потребительского рынка

На фоне этого больших успехов достигла так называемая теневая экономика. Постепенно нарастала целая система торможения социально-экономического развития. В 1990 г. по всей стране, включая Москву, появились карточки на основные виды продовольствия, а в 1991 г. в страну стала поступать гуманитарная помощь из разных стран. В январе 1991 г. была проведена одна из самых неудачных денежных реформ, вызвавшая огромную панику среди населения. Все эти мероприятия вели к окончательной потере доверия к национальной валюте и к руководству страны, а затем к глубокому политическому кризису и развалу страны. В дальнейшем самоустранение государства от регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка в 1991 - 1993 гг. привело к сильнейшей галопирующей инфляции и политическому кризису 1993 г. Анализируя причины "бархатных революций" в ряде стран Восточной Европы и СНГ, следует отметить, что проблема несбалансированности потребительского рынка и низкий уровень жизни большинства населения этих стран являлись одним из решающих факторов недовольства населения и массовых выступлений против существующей политической власти.

В завершение можно сделать вывод, что недооценка органами государства роли регулирования экономических отношений в сфере потребительского рынка, как правило, приводила к дестабилизации не только социальной обстановки, но и политической ситуации в целом (например: февраль, октябрь 1917 г., 1921, 1991 и 1993 г.). Поэтому дестабилизацию ситуации на потребительском рынке можно рассматривать как одну из серьезных угроз национальной безопасности государства. В современных условиях развитые институты государства и общества должны эффективно и своевременно противодействовать теневым экономическим явлениям на потребительском рынке в целях обеспечения безопасности страны.

 

§ 2. Потребительский рынок Российской Федерации: значение и понятие


Глобализация российской и мировой экономики, становление и совершенствование рыночной экономики в нашей стране, которая основана на конкуренции независимых хозяйствующих субъектов гражданского оборота, как товаропроизводителей, так и продавцов, включая и тех хозяйствующих субъектов, которые оказывают исключительно услуги, породили ряд проблем. С одной стороны, указанные процессы усложнили и усложняют правоотношения, так или иначе взаимосвязанные со сферой потребительского рынка, а значит, требуют возрастающего правового регулирования, установления его границ. С другой стороны, в процессе экономических преобразований в стране существенно выросло количество хозяйствующих субъектов с различными организационно-правовыми формами собственности, которые так или иначе связаны с продажей (реализацией) товаров на потребительском рынке России. От функционирования всех хозяйствующих субъектов, впрочем, как и граждан, которые занимаются розничной куплей-продажей, в конечном итоге зависит не только благополучие потребителя, но и экономическая и социальная стабильность в России. В этой связи уместно привести цитату из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина, который сказал, что "прямая обязанность государства - создать условия для развития экономических свобод, задавать стратегические ориентиры, предоставлять населению качественные публичные услуги"[16]. Поэтому, на наш взгляд, успех социально-экономических реформ должен заключаться не только в повышении реальных денежных доходов населения, в развитии и укреплении социальной сферы, но и в предоставлении возможности потребителям использовать полученные доходы на приобретение качественных и безопасных товаров, работ, услуг.

Однако следует отметить, что, несмотря на проявление заботы со стороны государства об укреплении правовых и иных позиций непосредственного потребителя на рынке товаров и оказания услуг и то обстоятельство, что само понятие "потребительский рынок" давно уже вошло в юридическую (экономическую) лексику, применяется во многих значениях в хозяйственном обороте, оно, к сожалению, законодательно не закреплено ни в одной отрасли права. Представляется, что в свете настоящего исследования необходимо рассмотреть данное понятие, особенно потому, что оно в трудах ученых-правоведов исследовано не в достаточной степени. При этом надо учитывать и такие обстоятельства:

а) сложность самого механизма "потребительский рынок Российской Федерации";

б) его социально-экономическую значимость в условиях рыночного хозяйствования;

в) наличие понятия "потребитель" в Законе "О защите прав потребителей";

г) употребление указанного термина (определения) "потребительский рынок" не только в обычном обиходе, но и в правовом смысле в гражданском обороте России;

д) а также и тот факт, что к указанному вопросу все чаще и чаще обращаются молодые ученые.

Терминология "потребительский рынок", конечно же, в первую очередь связывается с законодательным закреплением в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей"[17] нового субъекта данных отношений - "потребителя". И здесь, очевидно, необходимо дать в первую очередь само понятие "потребитель", представленное законодателем в преамбуле (вводной части) Закона РФ "О защите прав потребителей". "Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности".

Здесь же сразу следует оговорить особые "полномочия" государственных органов в правовом регулировании отношений в области защиты прав потребителей. Пункт 1 ст. 1 Закона "О защите прав потребителей" гласит о том, что отношения в области защиты прав потребителей регулируются ГК РФ, настоящим Законом, другими федеральными законами (далее - законы) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации. Укажем и на то, что данный пункт изложен в редакции, введенной в действие с 9 января 2005 г. Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 171-ФЗ[18]. Характерно, что абз. 1 п. 2 ст. 1 Закона РФ "О защите прав потребителей" законодатель сужает сферу издания правовых актов определенными субъектами РФ в области защиты прав потребителей, сведя их круг до федерального уровня. Так, как усматривается из вышеизложенного, правовые акты в этой области могут применяться в силу норм ГК, Законом РФ "О защите прав потребителей", иными федеральными законами, Правительством РФ. Причем Правительство РФ не вправе поручать федеральным органам исполнительной власти принимать акты, содержащие нормы о защите прав потребителей. Отсюда можно сделать следующее умозаключение, как определенный вывод. Государство довольно "трепетно" относится к защите прав потребителей и в целях недопущения дополнительного дублирования нормативных актов по защите прав потребителей не дает полномочий субъектам Российской Федерации издавать в указанной сфере никаких законодательных нормативных актов, поставив тем самым законотворчество в этой области под одну "крышу" - на федеральный уровень. Очевидно, что это положение в "переходный" период рыночной экономики в стране оправданно, ибо позволяет федеральному центру держать законодательство в этой сфере под своим строгим контролем. Кроме того, этим же подчеркивается и важность "твердого" и устойчивого положения потребителя на товарном рынке.

Но рассмотрим все же изначально точки зрения правоведов на понятие "потребительский рынок". Анализируя основную массу работ, посвященных проблеме и понятию "потребительский рынок", мы увидим, что их авторы рассматривают проблему как бы с двух сторон (плоскостей). Авторы рассматривают вопрос прежде всего с плоскости административно-правового регулирования потребительского рынка. При этом рассматриваемое понятие преломляется и анализируется через призму административно-правового регулирования и функционирования рынка. Второй момент: большинство авторов ассоциируют понятие "потребительский рынок" с понятием "потребитель", которое, как известно, представлено законодателем в Законе РФ "О защите прав потребителей". К тому же авторы считают, что сам потребительский рынок ограничивается сферой торговли, выполнения работ, оказания услуг. Очевидно, что второй подход, как взгляд на понятие "потребительский рынок", сужает и несколько искажает сущность понятия "потребительский рынок". Но указанную проблему надо рассмотреть в обозначенной выше последовательности.

Правовед Н.Н. Таскаев, анализируя указанную проблему, делает следующее умозаключение относительно потребительского рынка и сферы как "области деятельности, связанной с реализацией товаров (услуг), заказом, исполнением, приобретением и использованием работ (услуг), приобретаемых потребителем исключительно для бытовых (личных) нужд, не связанных с извлечением прибыли"[19].

Правовед В.Н. Ульянова несколько расширенно (по сравнению с Н.Н. Таскаевым) трактует вопрос о потребительском рынке, полагая что "потребительский рынок - это есть совокупность отношений по продаже товара, производству и оказанию услуг и работ и осуществлению связанных с их продажей правил, устанавливаемых, контролируемых и охраняемых государством, то есть правил торговли и оказания услуг"[20], акцентируя внимание на то, что "к отношениям потребительского рынка следует отнести отношения, возникающие после окончания производственного цикла по поводу реализации произведенной продукции"[21].

Взгляд Н.Н. Таскаева примерно совпадает с точкой зрения Г.Б. Царевой, которая, анализируя административно-правовое регулирование деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с административными правонарушениями на потребительском рынке, предлагает закрепить в законодательстве следующее понятие потребительского рынка: "Потребительский рынок - это система различных отношений между продавцом и потребителем, между ними и государством в лице его исполнительных органов (должностных лиц), возникающих по поводу продажи (реализации) товара, выполнения работ и оказания услуг, их качества, соблюдения требований к процессу реализации, а также к деятельности продавцов (изготовителей, исполнителей) в связи с реализацией товаров, работ и услуг"[22].

В данном определении автор, исследуя отношения на потребительском рынке, выделяет только два его субъекта: потребителя и продавца, не включая сюда и таких важных субъектов, как изготовитель и исполнитель. Однако все же Г.Б. Царева относит к объекту данных правоотношений "выполнение работ, оказание услуг". К тому же из определения выпадают и такие важные процессы, как производство, и примыкающие к нему процессы, неотделимые от потребительского рынка: проектирование, безопасность эксплуатации и т.п. Следует полагать, что такое разъяснение определения "потребительской рынок" является довольно узким и требует более расширительной трактовки.

Другой правовед, В.М. Безденежных, дает определение потребительскому рынку как "социально-экономическим отношениям, в процессе которых на основе рыночных отношений осуществляется реализация товаров и услуг потребителям"[23].

Очевидно, для того чтобы осознать, оценить и понять значимость такого определения, как "потребительский рынок", а затем и вывести его "устойчивое" определение, необходимо рассмотреть хотя бы в обобщенном виде и такие определения, как экономические и правовые категории: "потребление", "потребности", "потребительский рынок" и просто значение слова "рынок", а также и "потребительское право", о существовании которого все чаще говорят современные правоведы. Следует рассмотреть и этимологию слов "потребитель" и "рынок". Исследуем эти вопросы в обозначенной последовательности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты