Не менее важно, на наш взгляд, рассматривать влияние криминализации потребительского рынка на экономическую безопасность России. Для его преодоления необходимо соблюдать следующие принципы: законность; эффективное функционирование государственной системы предупреждения преступлений, совершаемых в сфере потребительского рынка; взаимная ответственность граждан, общества и государства за состояние обеспечения криминологической безопасности; приоритет мер профилактики и пресечения преступных посягательств в целях предотвращения самих преступлений либо наступления вредных последствий их совершения.
Защищенность экономических интересов государства вообще и интересов потребительского рынка в частности обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать соответствующие механизмы реализации и защиты. Абсолютно совершенных государственных механизмов, безусловно, нет, но государственное регулирование экономики, на наш взгляд, является приближенным именно к таковому. Это инструмент проведения государственной политики, которая зависит от правильно избранной модели экономического развития, разработки инструментария экономических преобразований, улавливающих происходящие в обществе закономерности развития[60].
Существует мнение о тождественности понятий государственного регулирования и государственного управления на том основании, что они имеют одно и то же целевое назначение[61]. Очевидно, что содержание государственного регулирования несколько уже управленческой деятельности. Это, скорее, элемент управленческой деятельности, которая есть "упорядочение тех или иных действий, подчиненных определенному порядку"[62]. Важно здесь то, что применительно к теме регулирование включает прямой административный контроль и экономическое стимулирование или, напротив, ограничение тех или иных видов деятельности. Одна из задач такого регулирования - обеспечение криминологической безопасности потребительского рынка.
Противодействие правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка на территориях конкретных регионов (городов, районов, областей) Российской Федерации осуществляется через сложную систему органов различных государственных институтов, правоохранительных органов и общественных организаций, выполняющих присущими им методами и приемами широкий спектр достаточно автономных управленческих, финансовых и оперативно-служебных задач. Очевидно, что для максимальной реализации их потенциала деятельность их должна быть согласованной, сочетаться по ряду параметров как пространственного, так и временного характера. Такое оптимальное сочетание достигается различными инструментами, самым важным из которых является координация, которая в теории рассматривается как процесс распределения деятельности во времени, обеспечения взаимодействия различных частей организации в интересах выполнения стоящих перед ней задач. Координация обеспечивает целостность и устойчивость управления деятельностью[63].
Потребность в координации в различных частях системы противодействия противоправным деяниям на потребительском рынке неодинакова. Здесь действует правило, согласно которому чем теснее взаимозависимость структурных единиц, тем больше необходимость в координации. В организациях с высокой степенью специализации и распределения обязанностей достижение необходимого уровня координации требует от всех звеньев руководства серьезных организационных усилий.
Наименьшая взаимозависимость в нашей системе существует между органами, чья деятельность напрямую связана с организационно-управленческой, контрольной, экономической и правовой защитой порядка функционирования хозяйствующих субъектов (производителей и предпринимателей), обеспечением их законных прав и прав потребителей и для которых задача противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере потребительского рынка является факультативной[64]. К таким органам относятся:
1. На федеральном уровне:
- Министерство экономического развития и торговли РФ (осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, развития предпринимательской деятельности, в том числе среднего и малого бизнеса, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела, торговли и т.п.);
- Министерство промышленности и энергетики РФ (функции в сфере разработки, принятия, применения и исполнения на обязательной или добровольной основе требований к продукции, процессам ее производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, оценки соответствия);
- Министерство сельского хозяйства РФ (выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере агропромышленного комплекса, включая животноводство, ветеринарию, растениеводство, карантин растений, мелиорацию, плодородие почв, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта из пищевого и непищевого сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции);
- Федеральная налоговая служба РФ (функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции);
- Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка);
- Федеральная антимонопольная служба (осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий, рекламы);
- Российская транспортная инспекция (осуществляет специальные разрешительные, контрольные и отдельные надзорные функции в сфере транспортных услуг) и др.
2. На региональном уровне: Министерство экономики; Департамент продовольственных ресурсов, Департамент потребительского рынка и услуг и Департамент финансов Правительства; Комитет по управлению имуществом; Центр госсанэпидемнадзора; акцизная таможня; Лицензионная палата; Регистрационная палата; Комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства; Земельный Комитет; Управления (отделы) по контролю над отдельными видами продукции; территориальные органы Федеральной налоговой службы, Федеральной антимонопольной службы, Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Минэкономразвития России, Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и др.
Потребность в координации в среде номинальной зависимости минимальна, поскольку каждый из вышеперечисленных органов противодействия правонарушениям и преступлениям на потребительском рынке самодостаточен в сфере своей компетенции. Эта потребность в полной мере удовлетворяется по схеме индивидуальной координации, т.е. возложением функции координации на конкретное должностное лицо. В нашем случае - на заместителя Председателя Правительства РФ[65] или Правительства субъекта РФ, координационная роль которого активизируется в основном при возникновении споров по предметам ведения органов противодействия противоправным деликтам в сфере потребительского рынка.
Высокую актуальность координационная работа имеет в отношениях обоюдной взаимозависимости, при которой существует зависимость результатов деятельности одних субъектов правопорядка на потребительском рынке от работы других, имеющая циклический характер. Эта зависимость проявляется среди правоохранительных органов, и здесь отсутствие координации может привести к трагическим результатам.
Дело в том, что в процессе работы на потребительском рынке правоохранительные органы сталкиваются со многими трудностями. Некоторые из них определяются тем, что отдельные лица и преступные группы совершают преступления на объектах потребительского рынка, которые относятся к компетенции различных правоохранительных органов или даже различных служб одного органа. Например, при перемещении через таможенную границу Российской Федерации алкогольной продукции правонарушитель уклоняется от уплаты таможенных платежей в крупном размере, то есть совершает преступление, относящееся к подследственности таможенных органов; сбывает немаркированную алкогольную продукцию, чем совершает преступление, относящееся к подследственности органов внутренних дел. Все эти преступления совершаются одним и тем же правонарушителем, причем нередко в разных регионах области. Возникает вопрос: кто должен заниматься расследованием данных преступлений?
Как правило, на практике "свой" состав преступления расследует на "своей" территории уполномоченное на то ведомство. А так называемое перетягивание каната между ведомствами нередко приводит к некачественному, одностороннему расследованию преступлений и уходу преступников от уголовной ответственности.
Подобные противоречия отчасти разрешаются по принципу групповой координации, т.е. на коллегиях, совещаниях, специально посвященных этому вопросу и возглавляемых руководителем-координатором. Роль таких координаторов среди правоохранительных органов - субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям на потребительском рынке на сегодняшний день исполняют Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, городов, районов и другие территориальные прокуроры, а также приравненные к ним военные и иные специализированные прокуроры. Координация деятельности правоохранительных органов с учетом криминальной обстановки может проводиться на межрегиональном уровне по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними.
Координация деятельности правоохранительных органов, как правило, осуществляется в таких формах, как:
- проведение прокурорами координационных совещаний руководителей правоохранительных органов;
- обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью;
- совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, проверок и оказания помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью, изучения и распространения положительного опыта;
- создание следственно-оперативных групп для расследования конкретных преступлений;
- проведение совместных целевых мероприятий для выявления и пресечения преступлений, а также устранения причин и условий, способствующих их совершению;
- взаимное использование возможностей правоохранительных органов для повышения квалификации работников, проведение совместных семинаров, конференций;
- оказание взаимной помощи в обеспечении собственной безопасности в процессе деятельности по борьбе с преступностью;
- разработка и утверждение согласованных планов координационной деятельности и др[66].
Наравне с вопросом координации внешнего сотрудничества и взаимодействия правоохранительных органов, иных государственных органов, осуществляющих борьбу с экономической преступностью на объектах потребительского рынка, актуальна тема согласованности их действий внутри каждой структуры.
Так, потребность в координации деятельности и обеспечении взаимодействия сотрудников подразделений органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на потребительском рынке возникает в процессе:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13