Президент Российской Федерации

Форма правления, т.е. порядок организации и взаимоотношений выс­ших органов государства, зависит от многих факторов. Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социаль­ная напряженность обусловили тот факт, что в России в ка­честве формы правления, по мнению ряда ученых установлена президент­ская республика. Но по сравнению с традиционными президентскими республиками Россия обладает рядом особенностей.

 Наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль президента за деятельностью правительства) данная форма имеет незначительные элементы парламентской республики, состоя­щие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие прави­тельству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).

В тех государствах, где присутствуют элементы парламентаризма в президентской республике или элементы президентской республики в парламентской, форму республиканского правления можно считать смешан­ной или полупрезидентской[6].

В полупрезидентской республике обычно президент избирается населением путем прямых выборов; является главой государства; исполнительную власть президент осуществляет совместно с главой правительст­ва, которое должно пользоваться доверием парламента; правительство не­сет ответственность перед парламентом и частично перед президентом, который обладает правом роспуска парламента.

Правда, по признанию Л.А. Окунькова, сравнение текстов российской и зарубежных конституций дает лишь поверхностное представление о сходстве тех или иных положений, а равно и достоинствах или недостат­ках различных формулировок. Сам по себе даже безупречный текст Кон­ституции с полным набором гарантий прав и свобод и общепризнанных принципов конституционного строя еще ничего не говорит о состоянии государственности и общественного бытия. Во многих государствах Афри­ки, Латинской Америки внешне демократические конституции «сосущест­вуют» десятилетиями с диктаторским режимом государственной власти со всеми его последствиями для общества. В этом смысле говорить о прибли­жении или тяготении нашей Конституции к французскому аналогу на­столько верно, насколько «близки и схожи» наши российские будни с французским гражданским обществом, традициями, парламентаризмом, уважением личности в этом государстве.

«Думается, - пишет Л. А. Окуньков, - хотя и имели в виду французский опыт, что разработчики не смогли избежать внешне незаметного включения в текст  Конституции  апробированных  методов руководства  и легализации  некоторых «партийных»  механизмов и прерогатив власти. В результате Президент превратился в вершину государственной пирамиды, осуществляет единоличное руководство внешней политикой, всеми силовыми министерствами и ведомствами, обладает пропагандистским аппаратом, воздействующим на средства  массовой информации. Многие элементы директивного руководства  были сохранены и взяты в основу президентской власти.  Это касается, в частности, опыта по  подбору и расстановке  кадров  в высшем руководстве,  в результате которой мы, как и прежде, остались с громоздкой, неуправляемой и неэффективной  исполнительной вертикалью»[7] 

 

1.2. Место Президента в Конституционной системе государственных органов РФ

        

Президент РФ занимает особое место в системе государственных органов. Особенность института Президента в РФ состоит в том, что в отличие от зарубежных государств, где Президент, как правило, относится исключительно к исполнительной ветви власти, Президенту РФ отведено особое положение в системе разделения властей.
Президент обладает широкими полномочиями в различных сферах. В одних случаях полномочия принадлежат исключительно ему, в других – они сопряжены с полномочиями других органов государственной власти.
В взаимоотношениях с властью Президент обладает очень обширными полномочиями:
1) Президент РФ обладает правом законодательной инициативы и является непосредственным участником законотворческого процесса. Законопроекты могут разрабатываются в администрации президента, после чего они направляются в Государственную Думу, затем поступают в Совет Федерации, а после одобрения идут на подпись Президенту. Законопроект становится законом и вводится в действие только после его подписания и обнародования Президентом. На рассмотрение отводится 14 дней, после чего закон или должен быть отклонен, или подписан Президентом.
2) Президент обладает правом отлагательного вето. Иными словами, Президент вправе наложить запрет на одобренный Советом Федерации законопроект. Причем вето Президента не является абсолютным, так как существует специальный механизм, с помощью которого возможно его преодолеть. Для этого необходимо, чтобы против вето Президента выступило не мене 2/3 обеих палат Федерального Собрания – в этом случае Президент обязан подписать законопроект в течение 7 дней.
3) Президент назначает выборы Государственной Думы, в то время как выборы Президента назначаются Советом Федерации. После выборов Государственная Дума собирается на 30-й день самостоятельно, но Президент имеет право собрать депутатов досрочно.
4) Президент обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране, об основных направлениях внешней и внутренней политики, о бюджете. Причем следует отметить, что послание Президента не является обязательным для исполнения для Федерального Собрания. Федеральное Собрание может принимать во внимание идеи, высказанные Президентом, но не обязано беспрекословно их выполнять.
5) Президент назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Другие органы не вправе принимать решение о всенародно голосовании.
6) Президент вправе распустить Государственную Думу в 3-х случаях:
- в случае трехкратного отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства;

- в случае двукратного вынесения недоверия Правительству в течение трех месяцев;
- в случае отказа Государственной Думы в доверии Правительству.
Кроме этого, можно выделить ряд случаев, когда

Государственная Дума не может быть Распущена Президентом:
- в течение одного года после его избрания;
- с момента вынесения обвинений против Президента до

принятия соответствующего решения Советом Федерации;

- в течение 6 месяцев до окончания сроков полномочии Президента.
Таким образом, можно сделать вывод, что Президент обладает

 существенной компетенцией в законодательной ветви власти.
Президент занимает также существенное положение в исполнительной ветви власти:
1) Президент назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. Причем в этом вопросе Президент обладает механизмом давления на Государственную Думу, так как если последняя 3 раза откажет в избрании кандидатуры на пост Председателя Правительства, то Президент вправе распустить Государственную Думу, назначить новые выборы и без одобрения Государственной Думы назначить Главу Правительства собственнолично.
2) Президент формирует состав Правительства. Председатель Правительства предлагает кандидатуры на должности федеральных министров,

а Президент непосредственно их назначает.

3) Президент имеет право председательствовать на заедании Правительства.
4) Президент имеет право роспуска Правительства. Он может это делать по собственному усмотрению, но также в условиях выражения

Думой недоверия вправе этого не делать.

Таким образом, столь обширные полномочия Президента не оставляют сомнений в его руководящем положении в исполнительной власти.
Президент оказывает существенное влияние на судебную власть:
В соответствии с принципами разделения властей и независимости судов Президент не вправе вмешиваться в деятельность судебных органов. Однако он участвует в формировании органов судебной власти.
1) Президент предлагает Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, то есть высших судебных органов РФ.

 Президент также вправе назначать судей других федеральных судов.
2) Президент предлагает Совету Федерации кандидатуру

на должность Генерального Прокурора РФ.   Подытоживая вышеизложенное, можно сделать вывод, что Президент РФ занимает особое положение в системе государственных органов. Он является главой государства и выступает в роли некого «арбитра», стоящего над всеми ветвями власти и контролирующего отношения, которые возникают между ними.


1.3. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ


Избрание первого Президента России осуществлялось на основе Конституции РСФСР и специального Закона «О выборах Президента РСФСР». После принятия Конституции 1993 года действие данного Закона было прекращено. Предусмотренный ч. 4 ст. 81 Конституции 1993 года новый Федеральный закон о выборах Президента России принят 21 апреля 1995г. Поэтому в настоящее время и Конституция России (ст.ст, 32, 81, 82), и данный Закон определяют срок полномочий Президента, порядок его избрания и вступления в должность. Кроме того, общие принципы организации и проведения выборов главы государства определяются и Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации».

Конституция 1993 года устанавливает, что Президент России избирается сроком на четыре года, а нынешним законом и на шесть лет. Срок полномочий первого Президента России прежним законодательством был установлен в пять лет. В п. 3 «Заключительных и переходных положений» Конституции 1993 года определено, что Президент, избранный в соответствии с ранее действовавшей Конституцией 1978 года, осуществляет свои полномочия до истечения срока, на который он был избран.

Ограничение срока полномочий Президента, как и норма ч. 3 ст. 81 Конституции о том, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента России более двух сроков подряд, являются важными правовыми барьерами, исключающими превращение института президентской власти в пожизненную должность.

Конституция 1993 года установила, что избрание Президента осуществляется гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Кроме перечисленных принципов избирательного права в Конституции закреплен ряд требований (цензов), предъявляемых к кандидату на пост Президента России. Основной закон требует, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином России.

Конституцией Российской Федерации устанавливается ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока). Этот срок составляет 10 лет. Конституция не определяет, идет ли речь о непрерывном сроке или возможно его составление из отдельных временных  отрезков.

Конституция России устанавливает и возрастной ценз для главы государства: Президент не может быть моложе 35 лет. Данное требование обусловлено спецификой президентских полномочий, особой важностью функций этого должностного лица, для осуществления которых необходимы большой жизненный опыт и навыки управленческой работы.

В отличие от ранее действовавшей, новая Конституция не предусматривает верхнего возрастного предела для кандидата в президенты (ранее он равнялся 65 годам).

Названными положениями исчерпываются конституционная регламентация способа избрания Президента и конституционные требования, предъявляемые к кандидатам на этот пост. Остальные вопросы, связанные с выборами, решаются в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации». Согласно ст. 4 этого Закона, выборы Президента назначает Совет федерации. Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты