В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполнение до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ[19].
4. Отрешение Президента от должности
Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован Конституцией (ст. 93). Отрешение от должности – высшая форма ответственности Президента, и исходя из статуса главы государства порядок отрешения от должности достаточно сложный.
Основанием отрешения Президента от должности являются выдвинутые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения .
Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.
Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государственной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.
На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Конституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок выдвижения обвинения против Президента был соблюден.
Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, подтверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считаются отклоненными .
В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процедуры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.
Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодательстве проблемы.
В частности, неурегулированность нормами права процедуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Во-первых, не регламентирован вопрос о процессуальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение – коллегия, президиум или пленум Верховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламентирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может проверить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения[20].
Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отрешение от должности. Конечно, отрешение от власти Президента – это достаточно ответственное решение, здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Но с другой стороны также не допустимо ее чрезмерное усложнение.
И
именно сегодня, в столь непростое для России время, в системе органов
государственной власти требуется сильная властная рука, способная дать
возможность исполнительной власти, руководствуясь лишь основной концепцией
вывода страны из кризиса, а не всем тем многообразием политических мнений, которое
присутствует сегодня в законодательном органе из-за наличия множества
политических партий, проводить политику реформ, строить демократическое
правовое государство, развивать межгосударственные политические и экономические
отношения и т.д. И именно президент способен разрешить все разногласия между
органами законодательной власти и Правительством РФ, используя для этого как
согласительные процедуры, так и силовые рычаги президентской власти - право
единолично принять решение об отставке Правительства или роспуске
Государственной Думы. Так был разрешен кризис, возникший в июне 1995 г., связанный с вынесением вотума недоверия Правительству. Тогда все завершилось взаимными
уступками Президента и Думы, вследствие чего Дума не стала подтверждать
вынесенное незадолго до этого недоверие Правительству, а Председатель
Правительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило
Думе возможностью роспуска.
Аналогично, лишь после вмешательства Президента, разрешился и конфликт в
октябре 1997г. Взаимные уступки Думы и Правительства позволили перевести их
взаимоотношения из плоскости политической конфронтации в плоскость реальной
практической деятельности по разработке проектов столь необходимых законов в
сформированных для этого согласительных комиссиях. Жесткая и в то же время
гибкая политика Президента, подбор для осуществления этой политики новых кадров
в Правительство РФ, невзирая на политические пристрастия и антипатии Думы,
позволили исполнительной власти добиться многих позитивных сдвигов в сфере
экономики и финансов, внутренней и внешней политике государства, что в свою
очередь повысило доверие Запада к Российским реформам и позволило России
вступить в ‘Большую семерку’ и ‘Парижский клуб’ - престижные европейские
финансовые организации, влиться в большую европейскую и мировую политику на
правах равноправного члена с большими потенциальными возможностями, ввести в
европейский штаб НАТО своего представителя с правом совещательного голоса и
т.д. Сегодня Россия, по мнению многих авторитетных западных политиков, уже
включена в мировую экономику. Проблемы у России есть, проблемы остаются и после
попыток их решения различными ветвями власти, но только от комплексной
согласованной работы всех ветвей власти сегодня, в том числе и от Президента,
зависит - станут ли потенциальные возможности некогда великой державы
экономическим чудом.
С учетом всего вышеизложенного, мы в полной мере убедились, что от главы государства зависит очень многое, и то, как он поведет дальнейшую политику, во многом предопределит состояние страны в целом.
Список используемой литературы:
Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации», Москва, 1999г.
Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», Москва, 2003г.
Колосова Н.М. «Конституционная ответственность в Российской Федерации», 2000г.
Конституция РФ. Комментарий, Москва, 1993г.
Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика», Москва, 1996г.
Радченко И.И. «Президент в конституционном строе Российской Федерации», Москва, 2000г.
Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»// СЗ РФ. 1994
Указ Президента РФ от 23 мая 1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 1996
Конституция Российской Федерации СП РФ, 1993 г.
Чиркин В.Е «Президентская власть». //Государство и право 1997 №5
[1] См.: Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М., 2000. С. 35—38.
[2] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 13—14.
[3] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 1. – М., 1995.
[4] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 2. – М., 1995.
[5] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. С. 18.
[6] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М, 1999. С. 157 – 161
[7] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996.
[8] См. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» // Собрание Законодательства Российской Федерации
[9] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. С. 54.
[10] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999. С. 414.
[11] См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. – М., 1999.
16 – ст. 80 Конституция РФ.
[12] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999. С. 388.
[13] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации С. 390.
[14] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999.
[15] См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М„ 1996. С. 45 – 46.
[16] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. С. 54.
[17] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996.
[18] Российская газета. 2000. 21 июня
[19] Российская газета. 2000. 21 июня
[20] См.: Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — Саратов, 2000. С. 102
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9