Президент Российской Федерации

В соответствии со ст. 92 (ч. 3) Конституции РФ в случае досрочного прекращения исполнения Президентом РФ своих полномочий их исполне­ние до вступления в должность вновь избранного Президента РФ возлагается на Председателя Правительства РФ[19].

4. Отрешение Президента от должности

Порядок досрочного прекращения полномочий Президента в случае его отрешения от должности урегулирован Конституцией (ст. 93). Отрешение от должности – высшая форма ответственности Президента, и исходя из статуса главы государства порядок отрешения от должности достаточно сложный. 

Основанием отрешения Президента от должности являются выдвину­тые Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступле­ния и заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленно­го порядка выдвижения обвинения .

Отрешение Президента от должности проводится в три этапа.

Первый этап сводится к выдвижению Государственной Думой обвинения в совершении Президентом тяжкого преступления. Инициатива в принятии такого решения может исходить от группы депутатов Государственной Думы численностью не менее 1/3 от общего числа. Для рассмотрения данного вопроса на заседании Государственной Думы требуется заключение специальной комиссии, образованной самой Государствен­ной Думой. Решение принимается квалифицированным большинством, т.е. двумя третями голосов от общего числа депутатов палаты.

На втором этапе надлежит получить заключение Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента признаков тяжкого преступления. Кон­ституционный Суд дает заключение о том, что установленный порядок вы­движения обвинения против Президента был соблюден.

Третий этап процедуры отрешения Президента РФ от должности включает принятие Советом Федерации решения по этому вопросу. Решение выносится на основании рассмотрения всех материалов, под­тверждающих правильность решений Государственной Думы, заключений Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ. Вопрос считается решенным положительно, если за отрешение проголосует не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации. Однако это решение должно быть принято в течение трех месяцев после выдвижения Госу­дарственной Думой обвинения против Президента. Если решение в указанный срок не будет принято, то обвинения против Президента считают­ся отклоненными .

В 1999 г. Государственной Думой была предпринята попытка отрешить от должности Президента Б.Н. Ельцина. Но уже на первом этапе процеду­ры эта попытка потерпела неудачу: при рассмотрении в Государственной Думе за решение о выдвижении обвинения Б.Н. Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

Но независимо от этого в процессе обсуждения вопросов отрешения Президента от власти всплыли нерешенные в действующем законодатель­стве проблемы.

 В частности, неурегулированность нормами права проце­дуры предъявления обвинения и дачи заключения Верховным Судом РФ. Во-первых, не регламентирован вопрос о процес­суальном порядке рассмотрения Верховным Судом РФ признаков преступ­ления в действиях главы государства. Во-вторых, неясно, кто в Верховном Суде должен давать заключение – коллегия, президиум или пленум Вер­ховного Суда. И, в-третьих, при отсутствии нормативных актов, регламен­тирующих эту процедуру, Конституционный Суд РФ просто не может про­верить соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения[20].

Кроме того, следует признать, что процедура отрешения Президента РФ от власти настолько сложна, что делает почти нереальным само отре­шение от должности. Конечно, отрешение от власти Президента – это достаточно ответственное решение, здесь недопустимы легкость и упрощенность процедуры. Но с другой стороны также не допустимо ее чрезмерное  усложнение.


                                       Заключение

И именно сегодня, в столь непростое для России время, в системе органов государственной власти требуется сильная властная рука, способная дать возможность исполнительной власти, руководствуясь лишь основной концепцией вывода страны из кризиса, а не всем тем многообразием политических мнений, которое присутствует сегодня в законодательном органе из-за наличия множества политических партий, проводить политику реформ, строить демократическое правовое государство, развивать межгосударственные политические и экономические отношения и т.д. И именно президент способен разрешить все разногласия между органами законодательной власти и Правительством РФ, используя для этого как согласительные процедуры, так и силовые рычаги президентской власти - право единолично принять решение об отставке Правительства или роспуске Государственной Думы. Так был разрешен кризис, возникший в июне 1995 г., связанный с вынесением вотума недоверия Правительству. Тогда все завершилось взаимными уступками Президента и Думы, вследствие чего Дума не стала подтверждать вынесенное незадолго до этого недоверие Правительству, а Председатель Правительства отозвал постановку перед Думой вопроса о доверии, что грозило Думе возможностью роспуска.
Аналогично, лишь после вмешательства Президента, разрешился и конфликт в октябре 1997г. Взаимные уступки Думы и Правительства позволили перевести их взаимоотношения из плоскости политической конфронтации в плоскость реальной практической деятельности по разработке проектов столь необходимых законов в сформированных для этого согласительных комиссиях. Жесткая и в то же время гибкая политика Президента, подбор для осуществления этой политики новых кадров в Правительство РФ, невзирая на политические пристрастия и антипатии Думы, позволили исполнительной власти добиться многих позитивных сдвигов в сфере экономики и финансов, внутренней и внешней политике государства, что в свою очередь повысило доверие Запада к Российским реформам и позволило России вступить в ‘Большую семерку’ и ‘Парижский клуб’ - престижные европейские финансовые организации, влиться в большую европейскую и мировую политику на правах равноправного члена с большими потенциальными возможностями, ввести в европейский штаб НАТО своего представителя с правом совещательного голоса и т.д. Сегодня Россия, по мнению многих авторитетных западных политиков, уже включена в мировую экономику. Проблемы у России есть, проблемы остаются и после попыток их решения различными ветвями власти, но только от комплексной согласованной работы всех ветвей власти сегодня, в том числе и от Президента, зависит - станут ли потенциальные возможности некогда великой державы экономическим чудом.

     С учетом всего вышеизложенного, мы в полной мере убедились, что от главы государства зависит очень многое, и то, как он поведет дальнейшую политику, во многом предопределит состояние страны в целом.

                       











Список используемой литературы:


Баглай М.В. «Конституционное право Российской Федерации»,  Москва, 1999г.

Козлова Е.И., Кутафин О.Е. «Конституционное право России», Москва, 2003г.

Колосова Н.М. «Конституционная ответственность в Российской Федерации», 2000г.

Конституция РФ. Комментарий, Москва, 1993г.

Окуньков Л.А. «Президент Российской Федерации. Конституция и   политическая практика», Москва, 1996г.

Радченко И.И. «Президент в конституционном строе Российской Федерации», Москва, 2000г.

Указ Президента РФ от 2 марта 1994 г. № 442 «О государственных наградах Российской Федерации»// СЗ РФ. 1994

Указ Президента РФ от 23 мая 1996г. № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти»// СЗ РФ. 1996

Конституция Российской Федерации СП РФ, 1993 г.

Чиркин В.Е  «Президентская власть». //Государство и право 1997 №5




[1] См.: Радченко И.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — М., 2000. С. 35—38.

[2] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. — М., 1996. С. 13—14.

[3] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 1. –  М., 1995.

[4] Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. Т. 2. –  М., 1995.

[5]  См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. –  М., 1996. С. 18.

[6] См.: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. – М, 1999. С. 157 – 161

[7] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М., 1996. 


[8] См. Федеральный закон «О выборах Президента РФ» // Собрание Законодательства Российской Федерации

[9] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. –  М., 1996. С. 54.

[10] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –  М., 1999. С. 414.

[11] См.: Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации. В кн.: Конституционное законодательство России. /Под ред. Ю.А. Тихомирова. –  М., 1999.

16 – ст. 80 Конституция РФ.

[12] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. – М., 1999. С. 388.

[13] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации С. 390.

[14] См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. –  М., 1999.

[15] См.: Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – М„ 1996. С. 45 – 46.

[16] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. –  М., 1996. С. 54.


[17] См.: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика.  –  М., 1996.

[18] Российская газета. 2000. 21 июня

[19] Российская газета. 2000. 21 июня


[20]  См.: Радченко В.И. Президент в конституционном строе Российской Федерации. — Саратов, 2000. С. 102


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты