Президент Российской Федерации

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри стран и в международных отношениях.

Круг предоставленных Президенту полномочий очень широк. Их можно классифицировать по направлениям деятельности, а также по сферам взаимодействия Президента РФ с органами различных ветвей государственной власти.

Но в Конституции некоторые функции и полномочия Президента сформулированы в слишком общей форме, например, как «определе­ние основных направлений внутренней и внешней политики государ­ства». В результате в Основном законе страны не нашли своего долж­ного закрепления функции и полномочия Президента России в осуще­ствлении таких важных внутренних функций российского государства, как:

- экономическая, которая отражает степень участия государства в управлении экономикой страны;

- социальная функция государства, которая призвана обеспе­чивать все права, предусмотренные ст. 25 Всеобщей декларации прав человека;

- функция развития научно-техниче­ского прогресса и культуры, способная обеспечить развитие высоких технологии, а также духовных сфер общества;

- экологическая функция, на­правленная на сохранение природной среды, рациональное использо­вание и воспроизводство ее ресурсов, улучшение среды обитания че­ловека.

Действующая Конституция закрепляет явно недостаточно полномочий за Президентом России в отношениях с субъектами РФ. Обращая внимание на эту особенность, М.В. Баглай пишет: «Полномочия Прези­дента как главы федеративного государства прописаны в Конституции РФ очень скромно, они скорее вытекают из его основных функций как гаранта Конституции»[10].

Недостаточная правовая регламентация функций и особенно полномочий Президента по их реализации, а также неполная исследованность дан­ной проблематики создают определенные сложности в классификации полномочий и раскрытии их содержания.

Между тем, целый ряд полномочий, например, при чрезвычайном положении, в области внешней политики и т.д., Президент реализует не непосредственно, а через другие государственные органы, относящиеся к законодательной или исполнительной ветвям власти.

Поэтому при изложе­нии полномочий Президента РФ следует исходить не из одного, а двух критериев их классификации:

а) по направлениям деятельности;

б) по сферам взаи­модействия Президента РФ с государственными органами всех ветвей го­сударственной власти;

          Президент России как глава государства наряду с традиционными представительскими функциями  призван выполнять ответственную задачу по определению основных направлений внут­ренней и внешней политики нашей страны, по обеспечению реализации этого курса. В литературе справедливо подмечено, что в отличие от тех глав зарубежных государств, которые «царствуют, но не управляют», в России Президент не только конституционный глава государства, но и центральное действующее лицо в его политической жизни[11].

Особое место Президента как главы государства подчеркивается его функцией гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина .

Каждый из органов (институтов) государственной власти в рамках сво­ей компетенции обязан выполнять функции, которые направлены на реализацию Конституции, на защиту прав и свобод личности. Однако каждый из них лишь частично обеспечивает действие Конституции. Только перед Президентом ставится задача охранять устойчивость государства в целом, его суверенитет и государственную целостность, только при этих услови­ях все иные органы государственной власти и должностные лица могут иметь возможность осуществлять свои полномочия в нормальном конституционном режиме.

Для Президента обеспечение выполнения Конституции как направление деятельности имеет приоритетное значение. Главное назначение Президента как гаранта Конституции – принимать все необходимые меры по обеспечению защиты конституционных прав граждан, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. Деятельность Президента нацелена на создание необходимых условий для упрочения консти­туционного строя, незамедлительного устранения нарушений Кон­ституции.

Активное использование Президентом своих полномочий и дозво­ленных законом средств политического, правового и общественного воздействия в этом направлении является главной гарантией действия Конституции.

Будучи главой государства, Президент представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях. Именно в этом качестве Президент обеспечивает устойчивость и преемственность механизма государственной власти, координацию и взаимодействие всех органов государственной власти. Президент «призван цементиро­вать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государствен­ной власти»[12]. Как глава государства Президент определяет основные на­правления внутренней и внешней политики, имеющее значение не толь­ко для исполнительной власти, но и для органов, представляющих дру­гие ветви власти.

Президент не может оставаться безучастным, если хоть один орган государства нарушает или не соблюдает Конституцию РФ, а тем более, ког­да при этом ущемляются или нарушаются права и свободы каких-либо групп населения.

Президент не только вправе, но просто обязан принять меры вплоть до применения самого широкого принуждения на законной основе, если на территории государства действуют организованные преступные группы или незаконные вооруженные формирования, от которых исходит прямая и реальная угроза территориальной целостности, безопасности государст­ва и правам человека в мирное время.

Функция гаранта требует от Президента постоянной заботы об эффективности судебной системы и осуществления очень многих других акций, прямо не сформулированных в его полномочиях, естественно, не втор­гаясь в прерогативы парламента[13].

По мнению многих исследователей, только действующий Президент РФ Д.А.Медведев своей нормотворческой деятельностью восполнил многие пробелы в Российском законодательстве. Граждане Российской Федерации видят и чувствуют, что у Конституции действительно есть гарант.

Сложной и ответственной является функция Президента РФ  по обеспечению согласованной  деятельности органов государственной власти.

Эта функция важна для взаимодействия органов государственной вла­сти как на федеральном уровне, так и на уровне отношений органов государственной власти Федерации и субъектов РФ и между различными субъ­ектами РФ[14].

Законодатель не перечисляет все случаи, при которых Президент РФ  может использовать согласительные процедуры. Но в некоторых законах  прямо предусматривается использование Президентом России согласительных процедур. Такое указание, например, имеется в Федеральном законе  «Об об­щих принципах организации законодательных (представительных) и ис­полнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 6 октября 1999 г. В нем говорится, что Президент РФ вправе обращаться в законодательный (представительный) орган госу­дарственной власти субъекта РФ с представлением о приведении в соот­ветствие с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Но в случае возникновения разногласий Президент РФ использует согласительные процедуры для их разрешения.

В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Конституция не раскрывает понятие согласительных процедур. Следовательно, Президент свободен в выборе конкретных согласительных про­цедур, суть которых состоит в выдвижении компромиссных вариантов и, в конечном счете, в достижении согласия.

Согласительные процедуры призваны обеспечить решение проблемы без элементов принуждения. Естественно, что в процессе согла­сования Президент выступает не как одна из сторон, а как общенациональный авторитет.

Наиболее распространенная форма решения спора, к которой часто прибегают стороны – это непосредственные переговоры. Значение непосредственных переговоров особенно велико потому, что при их помощи имеется возможность не только найти выход из спорной ситуации, но и предотвратить сам конфликт. Следует приветствовать включение в догово­ры и соглашения как между Федерацией и ее субъектами, так и между субъектами, положений о проведении взаимных консультаций по интересующим участников вопросам.

Если применение согласительных процедур не приведет к согласованному решению, Президент, в соответствии с Конституцией, может передать разрешение спора на рассмотрение суда. Выбор суда зависит от характера спора и компетенции суда. Конституционный Суд Россий­ской Федерации, вправе разрешать споры о соответствии Конституции ряда нормативных актов субъектов Российской Федерации (ст. 125 Конституции).

Возможность обращения Президента в суд в случаях, предусмотрен­ных Конституцией, установлена и в других федеральных законах. Согласительные процедуры, как следует из ст. 85 Конституции, могут применяться Президентом практически во всех случаях обнаружив­шихся разногласий[15].

Но в любом случае исключается передача дела в международный суд, поскольку речь идет о внутренних вопросах жизни одного государства.

         Полномочия Президента по формированию органов  государственной власти регулируются в двух основных формах:

а) Президент в пределах своей компетенции со­здает новые или упраздняет уже имеющиеся ор­ганы государственной власти

б) Президент в пределах своей компетенции назначает или участвует в назначении, а также освобождает или участвует в освобождении соответствующих должностных лиц.

Полномочия Президента в области кадровой политики относятся к чис­лу важнейших полномочий главы государства, позволяют ему в широком смысле этого слова разместить на ведущих постах государственных орга­нов свою команду. Но, кроме того, следует иметь в виду, что Конституция не отдает право назначения должностных лиц безоговорочно Президенту, а предусматривает различные формы их назначения. Не­которые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие – по представлению или после консультации с соответствующими федеральными государственными ор­ганами, или по их предложению.

Основные полномочия Президента РФ в области кадровой политики закреплены в ст. 83 Конституции РФ. Президент с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства РФ.

Согласие Государственной Думы дается в форме постановления, которое принимается большинством голосов от общего числа депутатов. Данное  Государственной Думой согласие на назначение конкретного лица Председателем Правительства не связано сроком полномочий Думы и действует до тех пор, пока Правительство либо не сложит с себя полномочия в связи с вступлением в должность нового Президента РФ, либо пока оно не уйдет в отставку по решению Президента.

После вступления в должность или после отставки Правительства Президент вносит предложение о кандидатуре Председателя Правительства не позднее двухнедельного срока. Если предложенная Президентом кандидатура отклоняется Государственной Думой, то новая кандидатура должна быть внесена Президентом в течение недели. Это направлено на то, чтобы Правительство как носитель исполнительной власти в стране действовало практически без сколько-нибудь продолжи­тельных интервалов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты