Президент Российской Федерации

В случае прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Совет Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента РФ. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед месяцем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения полномочий. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опуб­ликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Все сроки различных стадий избирательной кампании сокращают­ся на одну четверть.

Одной из главных особенностей третьих выборов Президента Российской Федерации явилось то, что они проводились досрочно.

В связи с прекращением первым Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока Совет Федерации 5 января 2000 года на основании статей 92 и 102 Конституции Российской Федерации назначил выборы Президента Российской Федерации на 26 марта 2000 года.

Голосование и определение результатов выборов.

Результаты выборов определяются по мажоритарной системе абсолютного большинства в один или два тура.

Решающая роль в выборе Президента принадлежит источнику власти – народу. Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших уча­стие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Проблема активности избирателей на выборах является одной из наиболее значимых в избирательном процессе как с точки зрения уровня правовой культуры избирателей, так и в плане признания легитимности формируемой государственной власти.

Фактически в выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года приняли участие 69 581 761 избиратель, или 64,39 процента избирателей, из 108 064 281 зарегистрированных избирателей включенных в списки избирателей на момент окончания голосования.

Итоги выборов Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года:

        В. Путин - 71,31%

Н. Харитонов - 13,69%

С. Глазьев - 4,1%

И. Хакамада - 3,84%

О. Малышкин - 2,02%

С. Миронов - 0,75%

Против всех - 3,5%

        В соответствии с данными об итогах голосования Центральная избирательная комиссия постановила: «Признать выборы Президента Российской Федерации состоявшимися и действительными; считать избранным на должность Президента Российской Федерации Путина Владимира Владимировича».

Состоявшиеся выборы Президента обозначили дальнейший прогресс в деле консолидации демократической из­бирательной системы в Российской Федерации. По мнению наблюдателей, выборы прошли в атмосфере политической стабильности, в рам­ках законодательства, которое соответствует международно-признанным демократическим принципам, обеспечивает плюрализм, равные условия и возможности выступления кандидатов на политической арене, а также высокий уровень открытости всех стадий избира­тельного процесса.


Признание выборов  несостоявшимися или недействительными

 В соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»

Центральная избирательная комиссия признает выборы Президента РФ несостоявшимися в случае:

а) если в выборах приняли участие менее поло­вины избирателей, включенных в списки изби­рателей на момент окончания голосования;

б) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрирован­ным кандидатам), меньше чем число голосов избирателей, поданных про­тив всех кандидатов.

Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президен­та РФ недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если количество избирательных участков, где итоги голосования признаны недействительными, составляет не менее одной четвер­той от общего количества избирательных участков;

в) по решению суда.

Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президен­та, Центральная избирательная комиссия назна­чает повторное голосование по выборам Президента по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей.

Повторное голосование проводится через 21 день после дня голосова­ния на общих выборах.

Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру, по решению Центральной избирательной комис­сии второй кандидатурой для проведения повтор­ного голосования признается зарегистрированный кандидат, получивший на общих выборах наибольшее число голосов избирателей после кандида­тур, по которым Центральная избирательная комиссия первоначально назначила повторное голосование. В этом случае по­вторное голосование проводится в первое воскресенье по истечении 14 дней со дня подачи заявления.

По итогам повторного голосования избранным на должность Президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу го­лосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата, при условии, что число голосов избирателей, поданных за заре­гистрированного кандидата, набравшего большее число голосов избирателей, больше числа голосов избирателей, поданных против всех кандидатов[8].

В случае если выборы Президента признаны несостоявшимися, недействительными либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента, Совет Федерации назначает повторные выборы Президента.

Голосование на повторных выборах Президента проводится не позднее чем через четыре месяца со дня первоначаль­ных выборов либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания вы­боров несостоявшимися или недействительными.

Избирательные дейст­вия, связанные с проведением повторных выборов Президента, осуществляются в порядке, установленном Федераль­ным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Правда, при проведении повторных выборов Президента Российской Федерации сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть.

При проведении повторных выборов Президента Российской Федера­ции кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили основанием для признания общих вы­боров или выборов при повторном голосовании недействительными.


2.2. Принципы проведения выборов Президента РФ

В истории современных государств выборам принадлежит значительная роль. Ныне практически ни одно государство не может обойтись без этого института демократии, тысячекратно оправдавшего себя в мировой политической истории. Выборы в зависимости от конкретного соотношения политических и классовых сил в государстве, политического режима, уровня политико-правовой культуры и состояния демократических традиций в обществе могут играть и роль орудия в борьбе за власть господствующего класса (или блока политических сил). Но во многих случаях этот институт есть выражение демократизма в государстве и обществе. Путем выборных процедур формируются представительные органы государственной власти и местного самоуправления, избираются должностные лица в государстве ц регионах.
Институту выборов как в советский период, так и в современный всегда придавалось исключительно важное политическое значение. В нынешних российских условиях, когда осуществляется переход к демократическому правовому государству, выборы выполняют и роль структурирования подлинно гражданского общества, ибо введение принципа состязательности в российскую избирательную практику позволяет более адекватно воплощаться различному общественному мнению в результатах выборов.
В преамбуле Закона от 6 декабря 1994г. № 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" говорится "Демократические свободные выборы в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти.
Государство гарантирует свободные волеизъявление граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм избирательного права". М.В. Баглай смотрит на выборы иначе: "Выборы- это своеобразный праздник всех людей, если они верят в демократию и стремятся обрести справедливое правление".
Законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ" в ст. 2 дается следующее определение выборам "выборы в Российской Федерации - выборы Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, выборы в органы государственной власти субъектов РФ, а также выборы в выборные органы местного самоуправления; действия граждан РФ, избирательных объединений, избирательных комиссий и органов государственной власти по составлению списков избирателей, выдвижению и регистрации кандидатов, проведению предвыборной агитации, голосованию и подведению его итогов и другие избирательные действия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ".
Понятие избирательной системы и избирательного права во многом совпадают, но не тождественны. Понятие избирательной системы

складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок

предоставления избирательных прав, проведения выборов, определения

 - Баглай М. В. «Конституционное право Российской Федерации», Москва, 1999 г.

 - ФЗ . Об основных гарантиях избирательных прав.


результатов голосования. Понятие избирательного права употребляется в

широком и узком смысле. В широком смысле -это совокупность правовых норм, регулирующих избирательный процесс от начала и до конца, как видно

в этом смысле эти понятия совпадают. В узком смысле -нормы, регулирующие порядок предоставления права участия в выборах .
Понятия «избирательной системы»  и «избирательного права» носят собирательный характер. В РФ они включают в себя пять различных

подсистем, устанавливающих порядок избрания соответствующих органов государственной власти:

*       порядок избрания Президента РФ;

* порядок избрания депутатов Государственной Думы РФ;
* порядок избрания глав администрации субъектов РФ;
* порядок избрания депутатов законодательных органов субъектов РФ;
* порядок избрания органов местного самоуправления.
Каждая из этих подсистем регулируется отдельными правовыми актами, хотя есть и общие для всех источники права. Различия между ними проявляются при определении пассивного избирательного права, порядка определения результатов голосования и по ряду других весьма важных условий.
2. Конституционные принципы субъективного избирательного права.
Под принципами российского избирательного права понимают основные начала российского демократизма, имеющие руководящее значение для выборов, закрепленные в действующих конституционных нормах и выражающие сущность власти народа в государстве. Эти основные начала складываются на базе фактических отношений, которые возникают в процессе выборов. Будучи сформулированными и закрепленными в нормах конституционного права, они становятся принципами избирательного права. Традиционно в советский период к принципам избирательного права относили: всеобщность выборов; равноправие избирателей на выборах; непосредственность избрания депутатов и тайну голосования, обеспечивающую свободу волеизъявления избирателей на выборах.
Всеобщим признается такое избирательное право, при котором все взрослые граждане мужского и женского пола имеют право принимать участие в выборах.
Равное избирательное право трактуется в Федеральном законе как участие граждан на выборах "на равных основаниях". Эта формулировка означает, что все граждане, удовлетворяющие требования закона и не отстраненные от участия в голосовании по законным основаниям, имеют равные права и обязанности как избиратели. Все голоса должны иметь "равный вес", то есть одинаково влиять на результат выборов. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах за или против кандидатов непосредственно. Прямые выборы позволяют гражданам без каких-либо посредников вручать свой мандат тем лицам, которых они знают и которым они данный пост доверяют. Тайное голосование- обязательный атрибут демократической системы выборов, абсолютная привилегия избирателей. Избиратель проявляет свою волю без всякого контроля за ним, давления или запугивания, а также с сохранением своего гарантированного права никому и никогда не сообщать о своем выборе того или иного кандидата. Избирательные бюллетени не подлежат нумерации, и никто не в праве пытаться идентифицировать личность избирателя по использованному бюллетеню.
Демократизация российской избирательной системы привнесла существенный элемент - состязательность кандидатов на выборах. Этот принцип, получивший широкое мировое признание, наконец-то прочно вошел и в нашу российскую избирательную практику. Состязательность кандидатов есть свидетельство зарождения гражданского общества в России.
Правовые нормы, закрепляющие вышеназванные принципы, образуют институты российского избирательного права: всеобщее, равное, прямое избирательное право при состязательности кандидатов и тайное голосование. Принципы избирательного права - это область фактических отношений, их социальное содержание. Институты избирательного права являются их правовой формой выражения. Ныне действующая Конституция России не содержит специальной главы, как это было в прежних советских Основных Законах, содержащей правовые нормы, закрепляющие основные принципы избирательного права. Но во множестве положений Конституции РФ (ст. ст. 3, 32, 71, 81, 84, 96, 97, 102, 109, 111, 117, 130) и в п. 3, 5, 7 и 8 раздела второго содержатся конституционные основы избирательной системы. Особо следует указать на ст. 32 Конституции, определяющую избирательную правосубъектность граждан РФ, обеспечивающую возможность их быть носителем этого конституционного права. Для реализации избирательной правосубъектности граждан РФ установлены несколько ограничений: возраст, постоянное проживание, состояние здоровья и личная свобода. Для участия в выборах у нас установлен единый возраст-18 лет, для избрания депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ - 21 год, Президентом Российской Федерации. - 35 лет. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свобод по приговору суда.

    2.3. Стадии избирательного процесса на выборах Президента РФ

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты