Принцип разделения властей в системе органов государственной власти

В Конституции Российской Федерации (ч. 2 ст. 92 и 91) довольно туманно сформулировано положение о досрочном прекращении полномочий Президента Российской Федерации в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия[21]. Не внесло ясности в эту процедуру и соответствующее Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, отметившее лишь то, что при проведении такой процедуры должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента Российской Федерации от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий главы государства[22].

Таким образом, Россия не является ни полупрезидентской, ни даже президентской республикой. Анализ законодательно закрепленных полномочий главы государства позволяет говорить о сверхпрезидентской республике с отсутствием механизма сдержек и противовесов различных ветвей власти. Как отметил Ф. Закариа, Россию следует отнести к «нелиберальным демократиям» (аналогично латиноамериканским республикам) с фигурой президента, высоко вознесшегося над партиями (их руководители публично, наперебой клянутся в лояльности и даже преданности главе государства), парламентом (нижняя палата которого может быть в любой момент распущена посредством процедуры доверия-недоверия Правительству, а верхняя наполовину формируется из членов, назначенных главами регионов, в свою очередь, избранными из числа кандидатур, представленных Президентом), судами и вообще всеми другими политическими институтами[23].

Ряд ученых, считая, что природа президентской власти и юридическая сила издаваемых им нормативных актов недостаточно выявлена Конституцией Российской Федерации, отмечают, что президентская власть - «власть, которая не является ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной, - это власть, загадочная по своей юридической природе».[24] Однако представляется, что в этих исследованиях, посвященных институту президента[25], речь об особом характере президентской власти идет лишь в силу реально сложившихся гипертрофированных властных полномочий главы государства[26], а не особого характера института президентской власти.

В зарубежной литературе при исследовании власти главы государства используется термин "институт президентства", а в российской литературе особый статус и полномочия Президента Российской Федерации обусловили использование термина «институт президента»[27]. Как справедливо отмечает Б.П. Елисеев, использование этого термина не совсем правомерно, поскольку, во-первых, является отступлением от общепринятой терминологии, а во-вторых, не в полной мере отражает сущность данного института[28].

Неясность конституционной формулы совместной процедуры назначения и освобождения от должности высших должностных лиц государства (в частности, ст. 83 Конституции Российской Федерации) приводит к спорам о компетенции главы государства с Советом Федерации и Государственной Думой. Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации было установлено, что Президент Российской Федерации как глава государства несет ответственность за согласованное функционирование органов государственной власти (ч. 1 и 2 ст. 80, ч. 1 ст. 85 Конституции)[29].

Неясен вопрос с объемом скрытых полномочий главы государства, под которыми некоторые ученые-конституционалисты понимают полномочия Президента Российской Федерации, предусмотренные ст. 80 Конституции Российской Федерации. Широко сформулирована функция Президента Российской Федерации по охране суверенитета страны, ее независимости и государственной целостности. Ссылка на то, что это будет произведено в установленном конституционном порядке, довольно туманна и не предусматривает четкого механизма осуществления[30].

Со дня принятия Конституции Российской Федерации и вплоть до ее 15-тилетия граждане России избирали Президента на срок 4 года. В соответствии с действующей редакцией Конституции Президент России избирается на шесть лет гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании[31].

Для решения проблемы совершенствования президентской власти необходимо прежде всего уточнить место главы государства в системе органов государственной власти России и в единой системе исполнительной власти.Президент России - глава государства, гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он объединяет все власти, способствуя их согласованной и эффективной работе. Свои полномочия Президент обязан осуществлять, не подменяя ни одну из ветвей власти, не нарушая их самостоятельности и не вторгаясь в их конституционные полномочия. Ему предоставлено право использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти Федерации и ее субъектов. Он представляет Россию внутри страны и на международной арене, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.


2.2 Исполнительная власть в системе разделения властей


Исполнительная власть представлена правительством, которое самостоятельно и действует наряду с Президентом. Правительство Российской Федерации осуществляет в стране исполнительную власть. Оно состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган исполнительной власти государства и субъектов Федерации, который осуществляет государственную власть на всей российской территории.

Часть 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации установила, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти. В ст. 110 Конституции Российской Федерации указано, что Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть, но в главе 6 Конституции Российской Федерации «Правительство Российской Федерации» ничего не сказано о том, кто возглавляет единую систему исполнительной власти. Положение же о том, что Правительство Российской Федерации является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти, закрепленное в ст. 1 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», не подкреплено законодательно и носит декларативный характер в силу ряда причин. Прежде всего в главе III «Полномочия Правительства Российской Федерации» вышеназванного Федерального конституционного закона не содержится реальных полномочий Правительства Российской Федерации по управлению (руководству) региональными органами исполнительной власти. В свою очередь, глава VIII «Взаимоотношения Правительства Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации» закрепляет лишь обеспечительные и координационные полномочия Правительства Российской Федерации по отношению к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации[32]. Содержание контрольных полномочий, в отличие от соответствующих полномочий Президента Российской Федерации[33], не раскрыто; упоминается лишь возможность разрешения споров, которые могут возникнуть между федеральными и региональными органами исполнительной власти.

В отличие от главы государства Правительство Российской Федерации не обладает полномочиями по привлечению к политической ответственности региональных органов исполнительной власти либо их должностных лиц. Оно лишь уполномочено вносить предложения главе государства о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина. Более того, на федеральном уровне законодательно не предусмотрено ни одного механизма участия Правительства Российской Федерации в назначении на должность руководителей региональной исполнительной власти.

Часть 2 ст. 85 Конституции Российской Федерации предоставляет Президенту России право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в указанных случаях до разрешения противоречия соответствующим судом. Следовательно, реальными полномочиями по контролю за двумя уровнями исполнительной власти в стране, координации их взаимодействия и сотрудничества, привлечению к политической ответственности виновных должностных лиц обладает лишь глава государства.

Анализ ст. 83 Конституции Российской Федерации показывает, что Президенту Российской Федерации принадлежат не только полномочия по формированию Правительства Российской Федерации, но и возможность непосредственной координации деятельности Правительства Российской Федерации. В связи с этим одним из способов определения места главы государства в системе государственной власти в России в целом и в единой системе исполнительной власти в частности является конституционное закрепление реально сложившегося в стране статуса Президента Российской Федерации как руководителя единой системы исполнительной власти.

Для этого необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", а ч. 1 ст. 80 Конституции Российской Федерации необходимо изложить в следующей редакции: "1. Президент Российской Федерации является главой государства и возглавляет единую систему исполнительной власти в Российской Федерации".

В качестве дополнительного механизма координации различных уровней государственной власти в стране действует созданный главой государства Государственный Совет Российской Федерации, на заседаниях которого Президентом страны обозначаются наиболее судьбоносные решения и реформы системы исполнительной власти государства, разрабатываются программы по стимулированию социально-экономического развития России.[34]

Представляется, что в целях детализации полномочий главы государства и решения задачи по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти с другими ветвями власти следует закрепить статус Государственного Совета Российской Федерации в Конституции Российской Федерации, дополнив ст. 85 Конституции Российской Федерации частью 3 следующего содержания: «3. Для обеспечения согласованного функционирования и развития органов государственной власти Президент Российской Федерации образует Государственный Совет Российской Федерации, состав и порядок деятельности которого определяются федеральным конституционным законом». Указанные изменения позволят укрепить на данном историческом этапе основы Российского государства, федерализма и обеспечить стабильность государства.


2.3 Законодательная власть в системе разделения властей


Законодательная власть воплощена в Федеральном Собрании. Из определения Федерального Собрания как парламента следует, что этот орган должен выступать в качестве коллективного выразителя интересов и воли российского народа, который являйся носителем суверенитета и единственным источником власти в стране. Исходя из принципа разделения властей, российский парламент представляет законодательную ветвь государственной власти в России. Главная функция - законотворческая деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты