Проблема защиты прав потребителей в сфере оказания услуг
Содержание
Глава 1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей
1.2 Органы местного самоуправления
Глава 2. Защита прав потребителей
2.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг
Глава 3 Формы и способы защиты прав потребителей
3.1 Общая характеристика формы и способов защиты прав потребителей
3.2 Правовое регулирование способов защиты прав потребителей
3.3 Правовое регулирование форм защиты прав потребителей
Глава 4. Пробелы в законодательстве о защите прав потребителей
Глава 5 Проблема эффективности законодательства в методах ведения бухгалтерского учета
Список использованных источников
Введение
В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, защита прав потребителей в сфере оказания услуг занимает особое место. Правовые нормы, посвященные защите прав потребителей, являются важной правовой гарантией охраны их интересов.
Большая часть потребностей обеспечивается посредством приобретения товаров, то есть торговли. Однако, в условиях нестабильной рыночной экономики, бешеной инфляции, массового снижения уровня жизни, постоянной задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы важно, чтобы потребитель чувствовал защиту своих прав. Потребитель должен быть уверен, что он получает достоверную информацию о товаре и его изготовителе, что это качественный товар, безопасный для его жизни и здоровья, что он вправе отстаивать свои интересы, в том числе и в судебных органах.
В данной работе анализируется обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении. Данная тематика в цивилистической литературе затрагивалась многими авторами. Вместе с тем в науке гражданского права специальных работ монографического характера, посвященных исследованию проблемным вопросам защиты прав потребителя при оказании услуг не так много, большинство существующих современных работ носят скорее информативный характер, а не научный. Данная проблема требует сегодня всестороннего изучения с учетом практики применения новейшего законодательства о защите прав потребителя, а также с учетом того, что многие аспекты все еще не получили надлежащего законодательного урегулирования. Что же касается имеющихся правовых решений, то они в ряде случаев нуждаются в развитии и совершенствовании. Сказанное дает основание для утверждения, что тематика данной работы должна быть отнесена к числу актуальных проблем науки гражданского права, представляющая несомненный научный и практический интерес.
Объектом исследования данной дипломной работы является практическая значимость защиты прав потребителей в сфере оказания услуг.
Предметом данного исследования выступает обязательство по оказанию услуг потребителю и проблемы защиты прав потребителя при его нарушении.
Цель данной дипломной работы - изучить и проанализировать российское законодательство в области защиты прав потребителей.
Исходя из указанной цели, в данной дипломной работе поставлены задачи:
Рассмотреть состав системы органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей;
Изучить установленный законодательством уровень ответственности за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг;
Раскрыть содержание отдельных способов и форм защиты прав потребителей;
Указать недостатки законодательства о защите прав потребителей в сфере оказания услуг и разработать предложения по устранению этих недостатков для наиболее эффективной защиты прав потребителей.
В данной работе представлен анализ современного законодательства в сфере защиты прав потребителей, отражены результаты исследования основных на сегодняшний день теоретических проблем этого правового института, а так же высказаны некоторые предложения относительно совершенствования составляющих его правовых норм.
Методологическую основу исследования составили концептуальные положения, содержащиеся в законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов по потребительской политике, а так же статистические материалы Госкомстата и других субъектов Российской Федерации.
Теоретической основой исследования послужили наиболее перспективные труды ученых в области защиты прав потребителей, среди которых важно выделить разработки В.Н. Аргунова, А.Е. Шерстобитова, В.И. Витрянского, А.М. Эрделевского и многих других. Активно использовались материалы на основе преддипломной квалификационной практики.
Научная новизна исследования состоит в разработке подходов и методологических основ формирования системы защиты прав потребителей, и практических рекомендаций по ее обеспечению и реализации.
В исследовании использовались методы системного и комплексного экономического анализа законодательства о защите прав потребителей.
Структура дипломной работы определена поставленной целью и последовательностью решения сформулированных задач. Работа состоит из введения, содержательной части, заключения, библиографии, глоссария и приложений.
Глава 1. Система органов государственного управления в сфере защиты прав потребителей
1.1 Федеральные органы
Законодательство Российской Федерации (далее - РФ) предусматривает осуществление государственной защиты прав потребителей федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся:
федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы);
федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор);
федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ);
иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) в соответствии со своей компетенцией.
Федеральный Закон "О защите прав потребителей" (далее - ФЗ "О защите прав потребителей") предоставляет им следующие полномочия [17]:
осуществлять контроль за соблюдением требований к безопасности товаров (работ, услуг);
направлять предписания об устранении нарушений требований безопасности товаров (работ, услуг); требований о снятии с производства, прекращении выпуска и продажи некачественных товаров (работ, услуг); требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах);
предъявлять иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований безопасности товаров (работ, услуг).
Выше указанные органы, контролирующие безопасность товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуществляют контроль за соблюдением этих требований.
В целях осуществления определенного вида государственной деятельности государством формируется федеральная система антимонопольных органов (федеральный антимонопольный орган) для проведения политики по содействию формирования рыночных отношений и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.
В составе федерального антимонопольного органа образуется коллегия, в состав которой входят: глава Министерства по Антимонопольной Политике России (далее - МАП России), его заместители, руководители управлений и отделов, ведущие ученые и специалисты, управления, отделы и департаменты.
Данная организационная структура МАП России рассчитана на выполнение трех типов задач:
организационно-созидательные;
контрольно-предупредительные;
репрессивные.
Этими задачами являются:
предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства;
осуществление государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, а также в пределах своих полномочий законодательства РФ о естественных монополиях и о товарных биржах;
проведение государственной политики, направленной на поддержку предпринимательства, в том числе малого и среднего, содействие становлению и укреплению предпринимательского сектора экономики РФ, государственное регулирование, межотраслевая и межрегиональная координация в сфере развития и поддержки малого предпринимательства;
государственное регулирование и контроль деятельности субъектов естественных монополий в области связи (оказание услуг общедоступной электрической и почтовой связи) и субъектов естественных монополий на транспорте (железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов).
В соответствии с основными задачами МАП России выполняет следующие функции:
обобщает практику применения антимонопольного законодательства РФ, а также законодательства РФ о защите прав потребителей, о рекламе, о государственной поддержке предпринимательства, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и вносит в Правительство РФ предложения о его совершенствовании;
дает в установленном порядке заключения на проекты законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области антимонопольной политики, рекламной деятельности, защиты прав потребителей, деятельности субъектов естественных монополий, поддержки предпринимательства, а также принимает участие в их подготовке;
рассматривает факты нарушений антимонопольного законодательства РФ, законодательства РФ о защите прав потребителей, о государственной поддержке предпринимательства, о рекламе, о товарных биржах, о естественных монополиях в области связи и на транспорте и принимает соответствующие решения на основе законодательства РФ;
дает рекомендации федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на содействие развитию конкуренции на товарных рынках;
разрабатывает и осуществляет меры по демонополизации производства и обращения товаров (услуг);
формирует и ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, а также реестры субъектов естественных монополий в области связи и на транспорте, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль;
осуществляет контроль за соблюдением требований антимонопольного законодательства РФ при создании, слиянии и присоединении объединений коммерческих организаций (союзов и ассоциаций), ликвидации и разделении (выделении) государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10