Проблема защиты прав потребителей в сфере оказания услуг

В соответствии со ст.40 ФЗ "О защите прав потребителей" федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы) [17]:

осуществляют государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;

направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материала для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных законом прав потребителей;

заключает соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;

обращается в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей;

предоставляет официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), согласно п.3 ст.42 ФЗ "О защите прав потребителей" [17].

Согласно закону РФ "О стандартизации" Госстандарт России координирует деятельность органов государственного управления, а именно [16]:

формирует и реализует государственную политику в области стандартизации;

осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;

определяет порядок сертификации товаров (работ, услуг);

принимает решения о применении международных (региональных) стандартов, правил, норм на территории РФ;

определяет порядок сертификации и перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации.

Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" предусматривает осуществление государственного экологического контроля федеральным органом по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды РФ). Должностные лица органов государственного экологического контроля в соответствии с их полномочиями имеют право в установленном порядке [18]:

посещать предприятия, учреждения, организации, независимо от их формы собственности и подчинения, включая воинские части и иные объекты Министерства обороны;

выдавать разрешения на право выброса, сброса и размещения вредных веществ;

устанавливать по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нормативы выбросов, сбросов вредных веществ стационарными источниками загрязнения окружающей природной среды;

назначать государственную экологическую экспертизу, обеспечивать контроль за выполнением ее заключения;

привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека;

принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред окружающей природной среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека.

Решения, вынесенные органами экологического контроля и должностными лицами, можно обжаловать в суде или арбитражном суде.

Вышеперечисленные федеральные органы представляют собой систему управления, которая контролирует соблюдение законодательства о защите прав потребителей.

1.2 Органы местного самоуправления


Органы местного самоуправления (далее - ОМС) по защите прав потребителей являются структурным подразделением местной администрации и обладают следующими полномочиями:

рассматривают жалобы потребителей и консультируют их по вопросам защиты прав потребителей;

анализируют договоры, заключаемые продавцами (изготовителями, исполнителями) с потребителями, для выяснения условий, ущемляющих права потребителей;

извещают федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), при обнаружении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества, опасных для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды;

приостанавливают или прекращают продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) не сопровождающихся достоверной и достаточной информацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков годности, если установление этих сроков обязательно;

защищают права потребителей (неопределенного круга потребителей) путем обращения в суды.

Данные полномочия реализуются ОМС в соответствии с ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" [12].

Органы по защите прав потребителей при местной администрации создаются по постановлению главы местной администрации, которым назначается и руководитель этих органов.

МАП России разработало методические рекомендации для ОМС по организации защиты прав потребителей. Согласно этим рекомендациям работа структурного подразделения по защите прав потребителей осуществляется в соответствии с текущими и перспективными планами, включающими перечень мероприятий.

ОМС осуществляют свою деятельность по защите прав потребителей по следующим направлениям [23, с.36-38]:

формирование в муниципальном образовании системы защиты прав потребителей и координация деятельности входящих в нее организаций;

координация деятельность структурных подразделений местной администрации по вопросам, затрагивающим законные интересы и права потребителей;

взаимодействие с органами государственной исполнительной власти и контрольно-надзорными органами по вопросам защиты прав потребителей;

подготовка проектов нормативных актов по вопросам защиты прав потребителей;

разработка предложений по совершенствованию защиты прав потребителей;

подготовка предложений о разработке и содержании программ по защите прав потребителей;

оказание помощи уполномоченным поселковым и сельским администрациям в работе по защите прав потребителей;

сотрудничество с общественными объединениями потребителей,

содействие развитию общественного потребительского движения;

оказание помощи потребителям в реализации их законных прав (рассмотрение письменных и устных обращений и заявлений потребителей, консультация их по вопросам защиты прав потребителей и т.д.)

ОМС вправе проводить проверки хозяйствующих субъектов по вопросам соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Проверки проводятся:

при необходимости уточнения фактов по жалобам потребителей;

по утвержденному плану работы;

по поручениям руководства ОМС как самостоятельно, так и совместно с другими подразделениями органа;

совместно с территориальными структурами федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ.

ОМС являются важным элементом национальной системы защиты прав потребителей, действующим на муниципальном уровне, наиболее приближенном к населению. Для обеспечения защиты прав потребителей ОМС самостоятельно формируют соответствующие структуры.

Законодательство предоставляет ОМС право не только рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по проблемам защиты прав потребителей, но и анализировать договоры, заключаемые хозяйствующими субъектами с потребителями. При выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества или опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды ОМС вправе согласно ст.44 ФЗ "О защите прав потребителей" информировать об этом федеральные органы исполнительной власти, обращаться в суды в защиту прав потребителей (в том числе неопределенного круга потребителей). При этом Закон определяет, что пятьдесят процентов суммы взысканного судом штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требования потребителя перечисляются ОМС, выступившему с заявлением в защиту прав потребителя [17].

Местные органы по защите прав потребителей в отличие от федеральных структур не наделены контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую они могут применить, - право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками годности. Но отсутствие у местных органов по защите прав потребителей права привлекать нарушителей к административной ответственности отнюдь не означает их слабости или ненужности. Эти органы могут применять к нарушителям закона достаточно эффективные меры.

Во многих отделах по защите прав потребителей созданы списки хозяйствующих субъектов, систематически нарушающих права потребителей. Эта информация публикуется в средствах массовой информации. Специалисты ОМС направляют информацию о нарушениях прав потребителей в соответствующие федеральные органы, передают материалы в суд.


Глава 2. Защита прав потребителей

2.1 Гражданско-правовая ответственность за нарушение прав граждан в сфере оказания услуг


Ежедневно каждый из нас вступает в отношения, связанные с удовлетворением различных бытовых нужд. Покупая продукты или туристическую путевку, сдавая обувь в ремонт, получая консультацию врача, мы не обращаем внимания на правовую сторону этих отношений. Необходимость оценки своих действий как потребителя услуг и действий исполнителя с точки зрения закона возникает, к сожалению, лишь после нарушения каких-либо прав. Ни в одной цивилизованной стране потребитель не является таким незащищенным, как в России. Пострадать можно не только от продавца, но и от закройщика, телевизионного мастера, врача или экстрасенса.

Гражданская ответственность занимает важное место в ряду правовых средств, обеспечивающих защиту прав потребителей. В условиях перехода к экономике рыночного типа роль гражданской ответственности значительно повышается, поскольку основной ее целью является восстановление нарушенной имущественной сферы потерпевшего лица.

Необходимо отметить тенденцию расширения сферы систематического контроля по соблюдению законодательства о защите прав потребителей, осуществляемого территориальными управлениями МАП России.

Все больше внимания уделяется проверкам таких важных сфер обслуживания потребителей как платные медицинские, образовательные, транспортные, коммунальные и другие услуги. Так, проверки коммунальных услуг составили в 1996г.4,6% от общего числа проверок и в 1997г.6,0%; образовательных услуг - соответственно 0,7% и 1,7%; медицинских услуг - 1% и 7,1%; транспортных - 2,5% и 3,1%. Самую высокую долю нарушений в сфере потребительского рынка составляют нарушения в сфере торговли. Но на втором месте по количеству нарушений называются нарушения в сфере коммунальных услуг, которые составили в 1996-1997 годах 12,7% от общего количества нарушений. В 1997 г. по сравнению с 1996 г. значительно возросло количество нарушений, выявленных в сфере платных медицинских услуг - в 2,4 раза. Это в определенной мере объясняется массовыми проверками, проводившимися территориальными управлениями по заданию МАП России [24, с.80-84].

По-прежнему остается актуальной защита прав потребителей в сфере жилищно-коммунальных услуг. Это во многом связано с проводимыми в стране экономическими реформами, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве, передачей ведомственного жилья в муниципальную собственность, приватизацией жилых помещений, перестройкой системы договорных отношений, связанных с обслуживанием жилищного фонда.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты