Проблемы правового регулирования подготовки и переподготовки кадров

Политика и программы профессиональной ориентации и профессиональной подготовки подготавливаются и осуществляются в сотрудничестве с организациями предпринимателей и трудящихся и - когда необходимо в соответствии с национальным законодательством и практикой с другими заинтересованными органами.

Конвенция МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» 1988 г.[5] рассматривает профессиональную подготовку и профессиональную ориентацию в числе обязательных мер, направленных на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.

Конвенция МОТ № 159 «О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» 1983 г.[6] возлагает на государства - члены МОТ обязанность по обеспечению инвалиду возможности получать, сохранять подходящую работу и продвигаться по службе, способствуя тем самым его социальной интеграции или реинтеграции.

Вопросам профессионального обучения и профессиональной ориентации кадров посвящен также ряд рекомендаций МОТ[7], в частности:

-                   Рекомендацию № 88 «О профессиональном обучении взрослых, включая инвалидов» 1950 г.

-                   Рекомендацию № 136 «О специальных программах обеспечения занятости и подготовки молодежи в целях развития» 1970 г.

-                   Рекомендацию № 57 «О профессиональном обучении» 1939 г.

-                   Рекомендации № 15 «О развитии технического обучения в области сельского хозяйства» 1921 г.

-                   Рекомендацию № 60 «Об ученичестве» 1939 г.;

-                   Рекомендацию № 117 «О профессиональном обучении» 1962 г.

В условиях стремительно развивающейся рыночной экономики проблемы подбора квалифицированных кадров и обеспечения развития их профессионального потенциала актуальны для любого хозяйствующего субъекта. В этой связи правовое регулирование профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников приобретает особое значение.[8]

И важную роль здесь играет международно-правовая регламентация отношений, связанных с профессиональной подготовкой, переподготовкой кадров.

Безусловно, международно-правовые нормы играют важную роль в механизме правового регулирования трудового законодательства, в том числе и законодательства о профессиональной подготовке и переподготовке.

И эта роль объясняется принципом приоритета норм международного права, который отражен в ст. 15 Конституции РФ[9] и ст. 10 Трудового кодекса РФ[10], где сказано: «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы Российской Федерации». Часть 2 Трудового кодекса РФ гласит: «Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора». Очевидно, что международные договоры (принципы, нормы) применяются в качестве непосредственного регулятора трудовых отношений, когда нормы национального законодательства ухудшают положение граждан и организаций в сравнении с соответствующими международными правилами, т.е. устанавливают более низкий уровень правовых гарантий, социальной защиты.

Как справедливо отмечает А.Ф. Нуртдинова, «для трудового права имеет значение не сам факт существования в международном договоре другого правила, а его характер (более или менее благоприятные условия для работников), а ст. 10 ТК РФ не учитывает отраслевой принцип неухудшения положения работников»[11].

Действительно, этот принцип является важным, потому что определяет особенности построения системы источников трудового права, и в этой связи его необходимо закрепить в ТК РФ.

Сегодня источники международного права, регулирующие интеграционные процессы в отдельных сферах образования, становятся международными стандартами, обязательными для законодательной власти государства, участвующего в интеграционных процессах, при принятии актов внутригосударственного права, в частности в области подготовки и переподготовки кадров.


§2. Национальные источники регулирования подготовки и переподготовки кадров

подготовка кадры профессиональный обучение

Российское законодательство, регулирующее отношения в области профессиональной подготовки, переподготовки кадров и повышения квалификации работников, включает в себя Трудовой кодекс РФ иные федеральные законы, подзаконные нормативные акты, в том числе акты бывшего Союза ССР, действующие в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.

Действующее законодательство включает в себя целый комплекс разноуровневых актов, направленных на регулирование деятельности по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации.

Среди актов российского законодательства, регулирующих отношения в сфере высшего и послевузовского образования, наряду с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[12] и Законом РФ «Об образовании»[13], могут находиться и другие законодательные акты, принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере подготовки и переподготовки кадров. Сфера профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации регулируется десятками подзаконных и ведомственных актов. Хотелось бы выделить лишь основные акты:

1.                 федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[14];

2.                 федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.12.2008) «О прокуратуре Российской Федерации»[15];

3.                 постановление Правительства РФ от 31.01.2009 № 82 «Об утверждении Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования»[16];

4.                 постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 610 (ред. от 31.03.2003) «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»[17];

5.                 приказ Минобразования РФ от 06.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»[18];

6.                 постановление Минтруда РФ № 3, Минобразования РФ № 1 от 13.01.2000 (ред. от 08.02.2001) «Об утверждении Положения об организации профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения»[19];

7.                 приказ Минюста РФ от 11.04.2007 № 73 «Об утверждении Наставления по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы»[20];

8.                 Приказ МВД РФ от 14.12.1999 № 1038 (ред. от 09.12.2008) «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации»[21];

Эти акты занимают особое место в механизме правового регулирования профессиональной подготовки и переподготовки кадров, так как раскрывают вопросы в сфере профессиональной подготовки переподготовки специалистов различных профессий и отраслей.

Основополагающим нормативным актом в сфере профессионального обучения работников является Трудовой кодекс РФ, содержащий отдельный раздел, посвященный профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников.

Каким же образом и насколько оптимально регулируют нормы трудового права, и, прежде всего, Трудового кодекса Российской Федерации, указанные отношения?

В соответствии со статьей 1 Трудового кодекса РФ одной из основных задач трудового законодательства является правовое регулирование отношений по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников непосредственно у данного работодателя.

Одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, признано обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.

В качестве основных прав работника закреплено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации.[22]

В науке российского трудового права, по сути, является аксиомой, что праву работника корреспондирует соответствующая ему обязанность работодателя. В связи с этим можно предположить, что одной из основных обязанностей работодателя является обязанность обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. Так, согласно статье 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

В отличие от КЗоТ РСФСР (1918, 1922 и 1971 гг.)[23] Трудовой кодекс Российской Федерации закрепил самостоятельный раздел IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников», что является важной и своевременной мерой. Следует согласиться с А.Я. Петровым в том, что данный раздел содержит в себе нормы, образующие самостоятельный институт российского трудового права, и значение его в условиях рыночной экономики трудно переоценить.[24]

Глава 2. Правовое регулирование подготовки и переподготовки кадров

§1. Понятие и виды профессионального обучения по российскому законодательству

В XXI в. одним из основных приоритетов общественного развития становится приобретение знаний, профессиональное обучение. Не случайно новая эпоха получила название «век знаний», появилось понятие «общество, основанное на знаниях». Интеллектуализация общественного труда в XXI в. диктует новые требования к организации профессионального образования и обучения кадров. Эта проблема решается на правовом уровне в рамках межотраслевого взаимодействия (государственное право, международное право, административное право, трудовое право и право социального обеспечения и др.). [25]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты