Проблемы правового регулирования подготовки и переподготовки кадров

-                   если обучение работника осуществляется по его собственной инициативе. Работник вправе без согласия работодателя принять решение о прохождении обучения за рамками рабочего времени. В этом случае он самостоятельно выбирает вид образовательной программы, ее содержание и форму обучения, на работодателя не возлагаются обязанности по обеспечению работнику возможности обучения.

При организации работодателем обучения работников в организации без получения соответствующей лицензии работодатель не может обеспечить приобретение учеником знаний по конкретной программе (профессии, специальности, квалификации). Тем не менее, не запрещается включать в трудовой договор, локальные акты или должностные инструкции организации условия об обязанности работника пройти тот или иной инструктаж, курс обучения, если это не противоречит требованиям трудового законодательства. Указанные мероприятия осуществляются в рамках рабочего времени, за время обучения выплачивается заработная плата и т. п.

В заключение необходимо подчеркнуть, что в случае обучения работника по своей инициативе и за свой счет он самостоятельно вступает в договорные отношения с соответствующим образовательным учреждением, получает соответствующие права, несет обязанности и ответственность.

В ст. 197 Трудовой кодекс РФ воспроизвел одно из основных прав работников, закрепленных в ст. 21 ТК: право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Указанное право реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем.

Ученический договор является одним из возможных способов реализации права работника на профессиональное обучение. ТК РФ уделяет ему особое внимание, а потому данный вид соглашения, направленного на профессиональное обучение работника, необходимо рассмотреть подробнее.


§3. Ученический договор как способ реализации права на профессиональную подготовку и переподготовку


История ученичества насчитывает не одно столетие. Ученические отношения как отношения по профессиональной подготовке и переподготовке непосредственно у работодателя активно исследовались учеными в 50 - 60-е годы прошлого столетия. С изменением в стране экономических отношений работодатель – собственник средств производства, предприниматель, отвечающий за конечный результат экономической деятельности, самостоятельно определяет необходимость профессиональной подготовки, переподготовки кадров для собственных нужд, и такое право ему предоставлено ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации.[55]

Одним из возможных средств реализации данного права является ученический договор. Он является основанием возникновения между учеником и работодателем ученических отношений, направленных на ускоренное приобретение лицом профессиональных навыков, необходимых для выполнения определенной работы, группы работ. Ученические отношения обеспечивают не просто подготовку работников к труду, а именно к труду у конкретного работодателя, что особенно актуально в условиях различных форм собственности и является одним из средств решения проблемы безработицы, поскольку само обучение сопряжено с теми условиями, в которых впоследствии будут протекать трудовые отношения. В ученических отношениях заинтересованы как работодатель, так и работник: первый получает подготовленные для себя кадры, а второй - работу.

Необходимо отметить, что законодатель целью ученического договора называет профессиональное обучение (переобучение) ученика (ст.198 ТК РФ). Однако, как было показано выше, профессиональная подготовка и переподготовка – это виды профессионального обучения, поэтому вполне допустимо рассматривать ученический договор как способ реализации именно права на профессиональную подготовку и переподготовку, тем более что ученический договор в качестве способа повышения квалификации при настоящем правовом регулировании довольно сомнителен, о чем будет сказано ниже.

К.Н. Гусов, рассматривая вопрос о классификации договоров о труде, предлагает в ее основу положить такой признак, как особенность содержания договоров, их условий. При этом ученым отмечается, что после проведения дифференциации договоров о труде по указанному критерию возможна их дальнейшая классификация сообразно особенностям субъектного состава, целевого назначения договоров и некоторых других признаков[56].

В ч. 1 ст. 198 ТК РФ говорится о том, что работодатель имеет право заключать с лицом, ищущим работу, ученический договор на профессиональное обучение, а с работником данной организации – ученический договор на профессиональное обучение, переобучение с отрывом или без отрыва от работы.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что ученический договор может быть заключен с лицами, которые ищут работу, то есть не состоящими с работодателем в трудовых отношениях. Данный договор может быть заключен с работником организации, который, естественно, состоит с работодателем в трудовых отношениях. В связи с чем по субъектному составу можно выделить два вида ученических договоров.

Во-первых, ученический договор, заключаемый с лицом, которое ищет работу и не состоит с работодателем в трудовых отношениях.

Во-вторых, ученический договор, заключаемый на профессиональное обучение работника, состоящего с работодателем в трудовых отношениях.

Заметим, что выделение видов договора по субъектному составу не является особенностью только ученического договора. Так, С.Ю. Головина на основании субъектного состава выделяет в качестве особого вида отношений по подготовке и повышению квалификации рабочих и служащих отношения по подготовке руководящих кадров.[57]

Рассматриваемое деление ученических договоров на виды имеет не только и не столько теоретическое, но главным образом практическое значение. Очевидно, что лицо, которое не состоит с работодателем в трудовых отношениях, находится от него в меньшей зависимости. В частности, ему не надо решать вопрос о том, будет ли его обучение проходить с отрывом или без отрыва от производства. В свою очередь работник, состоящий с работодателем в трудовых отношениях, должен получить от него согласие на прохождение профессионального обучения с отрывом или без отрыва от производства. В связи, с чем ученический договор, заключаемый с работниками, состоящими в трудовых отношениях, может быть разделен на два подвида:

1.                 Ученический договор на профессиональное обучение работника без отрыва от работы. В этом случае работодатель обязан создавать работнику условия для сочетания работы с профессиональным обучением.

2.                 Ученический договор, заключаемый с работником для прохождения профессионального обучения с отрывом от производства. Заключение этого договора предполагает освобождение работника на период обучения от выполнения трудовых обязанностей, а также предоставление предусмотренных законодательством льгот, например, сохранение места работы и среднего заработка, выплата компенсаций, установленных для лиц, направляемых в служебные командировки.

Одной из сторон ученического договора является работодатель (а именно работодатель – юридическое лицо). В договоре обязательно указывается наименование работодателя – юридического лица (организации) и фамилия, имя, отчество лица, уполномоченного им на заключение ученического договора.

Другой стороной может быть работник, изъявивший желание пройти переподготовку в данной организации. В договоре указывается его фамилия, имя, отчество. Ученический договор должен содержать наименование приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации.

Обязанность работодателя по организации обучения работников на производстве основывается на соответствующих разделах коллективных договоров и соглашений, в которых указывается численность работников, подлежащих подготовке или переподготовке по профессиям, специальностям, необходимым для данной организации, а также определяются условия, обеспечивающие ученикам успешное усвоение теоретических знаний и профессиональных навыков по овладеваемой профессии, специальности.[58]

Указанная обязанность работодателя получает конкретизацию в ученическом договоре. В качестве необходимого условия в ученический договор включается соглашение по поводу обучения по определенной профессии, специальности в объеме установленных требований к уровню теоретических знаний и практических навыков.

Обязанность работодателя обеспечивать ученику возможность обучения в соответствии с ученическим договором накладывает на него определенные обязательства: использовать ученика на работе по избранной им профессии, специальности, в период ученичества не привлекать к сверхурочным работам, не направлять в служебные командировки, не связанные с ученичеством.[59]

Необходимым условием ученического договора является предусмотренная в нем обязанность ученика пройти профессиональное обучение в объеме утвержденной учебной программы и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре.

Обязательной составляющей ученического договора является срок обучения. При подготовке или переподготовке по рабочим профессиям срок обучения, как правило, не превышает 6 месяцев, а по отдельным сложным профессиям – 12 месяцев.

В содержание ученического договора обязательно включается указание на размер оплаты труда, причитающейся в период ученичества.

Помимо указанных выше необходимых условий, ученический договор может содержать дополнительные условия, определяемые по соглашению сторон: сроки сдачи квалификационных экзаменов, расписание теоретических занятий и графики практической работы, условия обеспечения жильем и др.

По общим правилам ученический договор прекращается по истечении указанного в нем срока.[60] Однако в договоре могут указываться и другие основания его прекращения, а именно:

-                   расторжение трудового договора;

-                   невозможность обучения работника данной профессии или квалификации вследствие его индивидуальных особенностей;

-                   сокращение численности или штата работников организации, по специальности, профессии или квалификации которых ученик проходит обучение;

-                   неудовлетворительный результат прохождения аттестации (можно указать количество раз); определенное количество неявок на занятия и др.

Ученический договор несет в себе плюсы, как для самих сторон договора, так и в некоторых случаях для третьих лиц. Организация получает сотрудника с повышенной квалификацией, работник — повышенную стоимость своего труда; в качестве третьего лица можно назвать потребителя, который получает продукцию более высокого качества.

Несмотря на то, что история законодательства об ученичестве началась давно и в науке исследователи обращали внимание на ученические отношения, ученический договор впервые выделен в отдельную главу только в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты