Проблемы правового регулирования подготовки и переподготовки кадров

-                   обеспечение приспособления профессиональной квалификации к новым тенденциям в техническом и профессиональном развитии путем проведения учебных мероприятий, сопровождающих трудовой процесс, преимущественно на самих предприятиях;

-                   подготовку профессиональной карьеры с переходом на более высокую ступень квалификации в качестве специалистов и руководящего персонала среднего звена (например, мастеров, техников, специалистов различного профиля и т.д.), путем посещения курсов на предприятии, при учебном центре, обслуживающем множество предприятий, или в профессиональной школе.

Цикл профессионального обучения начинается с определения потребностей, которое состоит в выявлении соответствия между требованиями предприятия к профессиональным знаниям и навыкам своих работников и теми знаниями и навыками, которыми они в действительности обладают. На основании анализа потребностей и ресурсов предприятия определяются бюджет и цели профессионального обучения, а так же критерии оценки его эффективности. Важное место в процессе обучения должно быть отведено измерению его эффективности, разработке и реализации программ обучения. Среди указанных направлений обучения особое место у специалистов службы персонала предприятия занимает задача определения потребности (нужды) подготовки персонала. Профессиональное развитие – процесс подготовки работников к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей, решению новых задач, связанных с деятельностью предприятия в рыночных условиях.

Виды и направления профессионального обучения и подготовки кадров определяют его формы. Обычно выделяются следующие формы.

Обучение на рабочем месте в процессе работы. Эта форма подготовки является наиболее оперативной, т.к. обеспечивает тесную связь непосредственно с процессом деятельности работника. Обычно данная форма реализуется через наставничество и кураторство с использованием методов усложняющихся заданий, направляемого приобретения опыта, производственного инструктажа, ротации, использования работника в качестве ассистента, делегирования полномочий – функций и ответственности.

Преимущество обучения на рабочем месте: оно дешево, легко удовлетворить потребности обучаемого, работник получает опыт «из рук в руки».

 Однако этот метод имеет недостатки: работники могут не обладать достаточным опытом в обучении; работники, которых попросили обучать, могут не иметь для этого достаточно авторитета и ответственности; работники могут возмутиться, что их будут учить их коллеги.[33]

Обучение вне рабочего места более эффективно, но связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей. Методы профессиональной подготовки вне рабочего места предназначены, прежде всего, для получения теоретических знаний и для обучения решению проблем, принятию решений, согласованному поведению.

Преимуществом этой формы является то что:

-                   занятие проводятся опытными экспертами;

-                   используются современное оборудование и информация;

-                   работники получают заряд свежих идей и информации.

Но и имеются свои недостатки, они выражаются в том что:

-                   это может быть дорого;

-                   курсы могут быть оторванными от практики, и перенасыщены теорией;

-                   работники могут быть не настроены проходить обучение в свое свободное время.

Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Профессиональное обучение способствует общему интеллектуальному развитию человека, укрепляет уверенность в себе. Потому возможность получения профессионального обучения в собственной компании высоко ценится работниками и оказывает большое влияние на принятие ими решения о работе в той или иной организации.

 Если рассматривать профессиональное образование как систему, то в ней необходимо выделить два этапа. Первый – собственно профессиональная подготовка. Второй – последующие усилия, предпринимаемые для углубления, расширения и дополнения ранее приобретенной квалификации.

При этом в зависимости от преследуемых целей приобретенная ранее квалификация должна быть сохранена, приведена в соответствие с изменившейся обстановкой или использована для профессионального продвижения по службе. Данный подход к повышению квалификации непосредственно вытекает из концепции непрерывного образования, в основе которой лежит принцип организации ступенчатого производственного обучения персонала.

Из выше изложенного важно разграничить право на профессиональное образование, основанное на государственных образовательных стандартах, и право на профессиональное обучение, включающее профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников. В последнем случае согласно Трудовому кодексу РФ к основным правам работника отнесено право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации[34] иными словами – «право на профессиональное обучение». Организация профессионального обучения должна охватываться всеми уровнями правового регулирования трудовых отношений (нормативным, коллективно-договорным, локальным и индивидуально-договорным). Формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном для принятия локальных нормативных актов. Реализация конкретным работником права на профессиональное обучение осуществляется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем (ст.197 ТК РФ).

Профессиональное обучение во всех перечисленных выше формах всегда содержит оба элемента: элемент учебы и элемент применения.


§2. Права и обязанности работодателя и работника в сфере профессионального обучения


В новых экономических условиях развития России очевидна необходимость правового регулирования профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, поскольку в постсоветский период система подготовки и переподготовки кадров была основательно расшатана. Это не могло не отразиться на квалификации кадров, в то время как одним из основных факторов обеспечения нормального функционирования любого предприятия, учреждения или организации является наличие квалифицированных кадров.

В этой связи законодатель ввел в Трудовой кодекс РФ специальный раздел, посвященный регулированию подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. В гл. 31 этого раздела сгруппированы общие положения, регулирующие отношения в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В содержании указанного раздела Трудового кодекса РФ акцент сделан на полномочиях работодателя по организации подготовки и переподготовки кадров, который, исходя из конкретных задач организации, перспектив ее развития, совершенствования существующих и создания новых рабочих мест, сам определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд данной организации[35].

Право каждого работника на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации на принципах равенства возможностей без всякой дискриминации установлено трудовым законодательством (ст. 21 ТК РФ). Право на профессиональное обучение такого рода должно реализовываться в порядке, установленном нормативными правовыми актами. На практике стороны трудовых отношений сталкиваются с рядом вопросов, связанных с реализацией прав работников на профессиональное обучение.

Обучение работников может быть организовано в различных формах. Ознакомление со спецификой работы в данной организации, освоение навыков при реализации новых производственных задач осуществляются каждым работником, в том числе самостоятельно в процессе работы. Организация также может самостоятельно организовывать обучение и проводить внутреннюю аттестацию работников.

Профессиональная подготовка может быть пройдена в образовательных учреждениях, в образовательных подразделениях организаций и в порядке индивидуальной подготовки у специалистов, обладающих соответствующей квалификацией.[36]

Дополнительные образовательные программы могут реализовываться в различных образовательных учреждениях, в том числе в учреждениях дополнительного образования (например, на курсах повышения квалификации), а также посредством индивидуальной педагогической деятельности (на индивидуальных занятиях).[37]

По результатам повышения квалификации и переподготовки проводится аттестация. По окончании обучения по всем перечисленным видам программ дополнительного образования работник получает соответствующий документ, причем документы государственного образца выдаются только аккредитованными учебными заведениями.[38]

Не лицензируется и не проходит государственную аккредитацию индивидуальная трудовая педагогическая деятельность, а также образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.[39]

Сказанное означает, что работодатель вправе без получения соответствующей лицензии или государственной аккредитации организовать обучение работников на предприятии. Однако документы по результатам такого обучения не выдаются.

Работодатель не должен вводить работников в заблуждение относительно статуса подобных занятий, поскольку согласно законодательству полученные таким образом знания ничем не отличаются от самообразования. Исключение составляет инструктаж по охране труда. По общему правилу, если речь не идет об опасных, вредных условиях труда и прочих особых случаях, обучение, аттестация и выдача документов о прохождении инструктажа по охране труда осуществляются самой организацией.[40]

Согласно п. 4 ст. 196 ТК РФ работодатель обязан провести обучение, которое является условием выполнения работником профессиональной деятельности, а работник обязан пройти такое обучение и необходимую аттестацию, в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Рассмотрим более подробно некоторые виды деятельности и законодательные акты, которыми предусмотрена данная обязанность:

-                   Так п. 4 ст. 25 Федерального закона РФ от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[41], повышение квалификации работников железнодорожного транспорта, производственная деятельность которых связана непосредственно с движением поездов, осуществляется за счет средств работодателей в порядке, установленном соответствующим органом исполнительной власти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты