Согласно п. 11 действующего постановления Пленума Верховного Суда СССР № 4 от 30.03.1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных положений, халатности и должностном подлоге» «при отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий судам следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции (которые относятся к полномочиям другого должностного лица либо могли быть совершены самим должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте, а также действия, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать)»[115].
Как видно из действующего постановления Пленума Верховного Суда СССР разграничение злоупотребления должностными полномочиями и превышения должностными полномочиями не совсем понятно. В связи с этим достаточно трудно определить разницу между незаконным использованием предоставленных прав и полномочий и совершением действий, которые могли быть совершены должностным лицом только при наличии особых обстоятельств. На это обращает внимание и П.С. Яни: «Нетрудно заметить, что критерии, предложенные Пленумом для разграничения указанных преступлений, не очень определены. Ведь в чем, собственно, разница между незаконным использованием предоставленных законом прав и полномочий и совершением действий, которые могли быть совершены должностным лицом только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте»[116].
Проводя анализ по отграничению злоупотребления должностными полномочиями от превышения должностных полномочий, необходимо остановиться на разграничении данных формулировок согласно внутреннему содержанию. Так, толковый словарь русского языка трактует «превышение» - как «выйти за какой-нибудь предел»[117], а «злоупотребление» - как «употребить во зло, незаконно использовать что-нибудь во вред кому чему ни будь»[118]. Таким образом, видно, что в буквальном смысле указанные определения отличаются по направленности действий лица, его умысла на определенные поступки.
В юриспруденции важным в разграничении злоупотребления должностными полномочиями от их превышения будет являться разграничение по признакам преступления. Отметим, что субъект и непосредственный объект данных преступлений идентичен, а отличия заложены в объективной и субъективной сторонах преступлений, а также в дополнительном объекте преступления.
Во-первых, злоупотребление возможно как путем действия, так и путем бездействием, а превышение - только действия. Но, с данной точкой зрения некоторые ученые не согласны. Так, В.М. Лебедев указывает, что «объективная сторона данного состава преступления может выполняться как в виде активных действий, так и бездействия (невыполнения постановления об освобождении из-под стражи со стороны начальника следственного изолятора)»[119]. С данной точкой зрения стоит не согласиться, так как даже в диспозиции ст. 286 УК РФ указывается на «совершения должностным лицом действий», что нельзя понимать как «бездействие». Кроме того, в буквальном смысле слова «превысить», то есть выйти за какой - ни будь предел нельзя, не совершив определенных действий. И именно данной позиции придерживается большинство ученых - Б.В. Здравомыслов[120], С.Г. Келина[121] и др.
Во-вторых, при злоупотреблении виновный действует в пределах своих должностных полномочий, а при превышении он выходит за эти пределы. На это обратил внимание и А.И. Игнатов: «От злоупотребления служебными полномочиями превышение служебных полномочий отличается тем, что в первом случае должностное лицо действует в формальных пределах своей компетенции, но вопреки интересам службы, а во втором имеет место формальный выход за пределы своих полномочий»[122]. К примеру, если сотрудник милиции в ходе допроса подозреваемого причинит телесные повреждения последнему, то он совершит превышение должностных полномочий, так как данные действия никто и никогда не вправе совершать, а если в результате опроса заявителя, сотрудник милиции не зарегистрирует заявление, в котором усматриваются признаки состава преступления, с целью не портить показатели по службе, то он совершит злоупотребление должностными полномочиями.
В-третьих, обязательным субъективным признаком злоупотребления должностными полномочиями являются корыстная или иная личная заинтересованность, а при превышении должностными полномочиями установление подобных мотивов необязательно. Они могут иметь место, а могут и отсутствовать. На это обратил внимание и П.С. Яни: «При изменении квалификации на ст. 286 УК РФ принимается во внимание, что в отличие от преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, при превышении должностных полномочий отсутствует корыстная или иная личная заинтересованность должностного лица. Чаще всего такую заинтересованность просто не удается доказать»[123].
В-четвертых, дополнительным объектом злоупотребления должностными полномочиями являются права и законные интересы граждан, организаций, общества или государства, а дополнительным объектом при квалифицированном виде преступления - превышения должностных полномочий является также личность (жизнь, здоровье, телесная неприкосновенность, свобода, достоинство). Таким образом, имея общие признаки непосредственного объекта, ст. 285 УК РФ имеет свои особенности по дополнительному объекту относительно ст. 286 УК РФ.
Кроме отграничения данных деяний по признакам состава преступления, имеются различия по квалифицирующим признакам, а точнее по особо квалифицирующим признакам.
Так, часть 3 ст. 286 УК РФ предусматривает ответственность за деяния, предусмотренные частями первой и второй статьи, если они совершены:
а) с применением насилия или угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий.
Таким образом, отграничение злоупотребление от превышения должностными полномочиями по особо квалифицирующим признакам состоит по «применению насилия или угрозы его применения», а также по «применению оружия или специальных средств». Введя указанные признаки в диспозицию ч. 3 ст. 286 УК РФ, законодатель повысил ответственность за преступление, установив низшую планку лишения свободы «на срок от трех лет...», по сравнению с ч. 3 ст. 285 УК РФ, где указано санкция «наказываются лишением свободы на срок до десяти лет...».
В литературе достаточно часто бытует мнение, что ст. 285 УК РФ является общей нормой по отношению к ст. 286 УК РФ. К данной позиции нужно относиться настороженно, так как в данном случае имеются принципиальные различия по объективной и субъективной сторонам преступления. Как правильно заметил А.В. Шнитенков, рассматривая отграничение ст. 285 УК РФ от ст. 286 УК РФ, высказывается мнение о том, что превышение должностных полномочий не может состоять в совершении действий, которые никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. Специальная норма должна содержать в себе все основные структурные элементы общей нормы, только тогда между ними возникает конкуренция[124].
Ст. 285 УК РФ ограничивается от ст. 286 УК РФ обязательным мотивом - корыстной или иной личной заинтересованностью. Для установления превышения должностными полномочиями мотив не обязателен. Как правильно отметил А.С. Горелик, при конкуренции общей и специальной норм одна из них (общая) охватывает определенный круг деяний, а другая (специальная) - часть этого круга, т.е. разновидности деяний, предусмотренных общей нормой[125].
В следственной и судебной практике имеются проблемы в отграничении ст. 285 УК РФ от ст. 286 УК РФ по объективной стороне преступления. Указанная проблема, как правило, связана с доказательной деятельностью сотрудников правоохранительных органов. Так, в ходе проведения опроса сотрудников правоохранительных органов по проблеме злоупотребления должностными полномочиями должностными лицами в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, старший оперуполномоченный по ОВД Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом МВД России В.А. Федотов заявил, что первоначально уголовные дела в отношении коррумпированных должностных лиц органов государственной власти возбуждаются по ст. 285 УК РФ, но впоследствии, за недоказанностью корыстной или иной личной заинтересованности уголовные дела переквалифицируются на ст. 286 УК РФ»[126].
§2. Отграничение злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями
Злоупотребление полномочиями руководителями негосударственных предприятий и организаций является одним из самых распространенных и вместе с тем латентных преступлений. Как правильно отметила О.И. Цоколова, не являясь должностными лицами государственных органов и организаций, руководители коммерческих предприятий и организаций длительное время избегали ответственности за многочисленные злоупотребления, совершенные в отношении, как своей организации, так и иных организаций и граждан. Статья 201 УК РФ создает возможность привлечения к уголовной ответственности названных лиц[127].
Диспозиция ст. 201 УК РФ состоит в использовании лицом.
Юридико-технически ст. 201 УК РФ построена по типу ст. 285 УК РФ, отличаясь главным образом по объекту - характеру защищаемых интересов и субъекту преступления. И, кроме того, имеются некоторые отличия по объективной и субъективной сторонам преступления.
Конечно же, главные отличия указанных преступлений заложены в объекте преступления. Глава 23 УК РФ «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» является новой для уголовного законодательства и связана с революционными изменениями в экономике государства. Как правильно отметил А.Н. Игнатов, коренные изменения в экономике страны - признание частной собственности и ее равная защита с государственной, муниципальной и иными видами собственности, обеспечение свободы экономической деятельности, конкуренции и свободного перемещения товара, услуг и финансовых средств - потребовали существенно изменить и дополнить отраслевое законодательство[128].
Объектом преступления - злоупотребления должностными полномочиями является нормальная деятельность государственного органа, учреждения или предприятия, или органа местного самоуправления, а объектом преступления - злоупотребления полномочиями является нормальная деятельность и интересы коммерческих и иных негосударственных организаций и предприятий.
Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15