Расследование злоупотребления должностными полномочиями

В целях предотвращения злоупотреблению властью порядок функционирования органов исполнительной власти детально регламентирован в действующем законодательстве в соответствии с принципом «разрешено только то, что указано в законе». Однако, правовые нормы, как известно, носят общий характер, в них невозможно предписать решение всех возникших ситуаций в сфере государственного управления. Поэтому административным органам предоставляется право на выбор вариантов действия в рамках закона. Используя дискреционные полномочия, органы государственной власти обязаны, верно, оценивать факты по конкретному делу, правильно применять к установленным фактам действующие правовые нормы, не допускать при этом злоупотреблений властью.

На данный момент развития нашего общества вопрос о злоупотреблении властью является достаточно актуальным. Как правильно заметил А.А. Малиновский: «Вопрос о злоупотреблении властью - этот вопрос не только о способах реализации властных полномочий, но и о тех целях, которые преследует власть. В идеале власть, которой наделяется государственный орган (чиновник), дается ему обществом для выполнения функций в целях достижения общего блага, а не собственной выгоды или причинения социального зла. Если государственная власть не служит обществу, причиняя вред человеку - она осуществляется в противоречии с ее назначением»[39].

Под злоупотреблением властью понимается ее использование в корыстных интересах, а также достижение поставленной цели не соответствующими ей средствами[40].

Так, Кировским районным судом г. Самара 2008 г. Коробцов осужден по ч. 1 ст. 285 УК РФ к лишению права занимать должности с организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.

Он признан виновным в том, что, работая заместителем директора по учебной части государственного унитарного предприятия «Моторостроитель» и, являясь должностным лицом, злоупотребил своими должностными полномочиями из корыстной заинтересованности. В феврале 2008 г. в здании ООО «Моторостроитель» Коробцов при наборе учебной группы по подготовке водителей, пользуясь тем, что в его обязанности входило комплектование учебных групп, получил от Голубевой и Лукьянова по 1200 руб. за обучение и по 800 руб. за использование бензина. Зная, что Голубева и Лукьянов заниматься практической ездой не будут, полученные деньги за бензин в кассу не сдал и оставил себе, чем существенно нарушил права и законные интересы граждан.

Признавая Коробцова виновным в злоупотреблении должностными полномочиями из корыстной заинтересованности, суд первой инстанции пришел к выводу, что Коробцов, как заместитель директора по учебной части государственного унитарного предприятия, осуществлял административно-хозяйственные функции и являлся должностным лицом[41].

Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 года установлена ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, которая предусмотрена ст. 285.

Злоупотребление должностными полномочиями - это преступление, которое является составной частью всего комплекса служебных преступлений, содержащихся в УК РФ 1996 года. А.Я. Аснис определил служебное преступление «как совершаемое лицом, занимающим служебное положение, в связи с этим положением посредством использования предоставленных ему прав или неисполнения возложенных на него обязанностей общественно опасное предусмотренное уголовным законом под угрозой наказания виновное деяние, посягающее, за редчайшими исключениями, на два обязательных непосредственных объекта, одним из которых являются общественные отношения, обеспечивающие интересы служебной деятельности в различных сферах, основанной на соблюдении и исполнении законов и (или) иных нормативных правовых актах и им соответствующей»[42]. Таким образом, правоведы, говоря о служебном преступлении, понимают злоупотребление должностными полномочиями, а, говоря о злоупотреблении должностными полномочиями, понимают служебное преступление.

Кроме того, идентичным определением злоупотребления должностными полномочиями является понятие «коррупции». Так авторы известного аналитического диалога «Россия и коррупция: кто кого?» Г.А. Сатаров определяет коррупцию как «злоупотребление служебным положением в корыстных целях»[43], Кроме того, понятие коррупции сформулированное 34-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 года, определяет это явление как выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения[44].

Наиболее глубоко и всесторонне понятие коррупции разрабатывалось учеными США. Например, юридический энциклопедический словарь Джеймса Бэллентайна слово «коррумпированный» толкует таким образом: «извращающий назначение органов государства в целях извлечения личной выгоды, препятствующий процессу отправления правосудия»[45].

Другой авторитетный юридический словарь Генри Блэка определяет коррупцию так: «деяние, совершаемое с намерением предоставить некое преимущество, несовместимое с официальными обязанностями должностного лица и правами других лиц»[46].

Уголовное законодательство Российской Федерации определяет коррупцию - злоупотребление должностными полномочиями как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Под злоупотреблением в буквальном смысле этого слова следует понимать «употреблять во зло», то есть причиняющие вред действие (бездействие), осуществляющие с использованием некоторого средства[47]. В данном случае средством будут должностные полномочия, которыми наделяется должностное лицо.

Уголовный кодекс Российской Федерации говорит именно об использовании должностным лицом своих полномочий, а не служебного положения, как это ранее указывалось в ст. 170 УК РСФСР 1960 года. Примером понимания словосочетания «служебное положение» в широком смысле, как указывает А.Я. Аснис, являются «случаи, когда должностное лицо, используя свои влияние и авторитет, обусловленные занимаемым им служебным положением, просит другое должностное лицо совершить в его пользу какие-либо действия...»[48]. В данном случаи, должностное лицо, хотя и не совершает действия непосредственно по службе, однако использует те фактические возможности, которые вытекают из занимаемого им служебного положения.

Полномочия должностного лица определяются его компетенцией, установленных в нормативных актах, в которых регламентируются права и обязанности лица, занимающего ту или иную должность или временно либо по специальному полномочию исполняющего обязанности по этой должности. Поэтому под использованием должностным лицом своих служебных полномочий следует понимать только деяние лица, которое вытекало из его полномочий и было связано с осуществлением вопреки интересам службы прав и обязанностей, которыми это лицо наделено в силу занимаемой должности. Следовательно, не будет состава данного преступления, когда должностное лицо, добиваясь нужного ему решения, использует не свои полномочия, а служебные либо личные связи, авторитет занимаемой им должности и т.п. При наступлении общественно опасных последствий от такого поведения можно говорить не о служебном, а обычном общеуголовном преступлении. А при отсутствии общественно опасных последствий - аморальном поведении. Таким образом, по сравнению с ранее действующей редакцией состав злоупотребления должностными полномочиями, является более конкретной нормой, где права и обязанности должностного лица закреплены в соответствующем документе и выход за эти рамки не образует указанный состав преступления.

На данный момент понятие злоупотребления должностными полномочиями, которое, казалось бы, раскрыто в диспозиции статьи 285 УК РФ, тем не менее, имеет свои недостатки в виде расплывчатости формулировок. Здесь стоит согласиться с точкой зрения Л.Д. Гаухмана: «Повышение эффективности уголовно-правовой борьбы с должностными преступлениями может быть обеспечено путем совершенствования уголовного, гражданского законодательства и Конституции РФ в разнообразных направлениях: исключение из санкций статей об ответственности за должностное преступление всех основных видов наказаний, кроме лишения свободы, причем на срок не ниже двух лет и установление за совершения этих преступлений абсолютно определенных санкций с запрещением применять ст. 64 и ст. 65 УК РФ...»[49].

Таким образом, учитывая передовой опыт зарубежных стран и мнение специалистов, предлагается дополнить ч. 1 ст. 73 УК РФ, после слова «условным» следующим содержанием: «за исключением случаев назначения наказания по статьям Особенной части, предусмотренных главой 30 УК РФ».

В данном случае понятию злоупотребления должностными полномочиями не хватает лаконичности определения, краткости. Так, С.С. Овчинский определяет коррупцию, что коррелирует с понятием злоупотребление должностными полномочиями, как незаконное использование государственной должности для извлечения личных выгод[50]. Указанный позитивный опыт необходимо перенять для определения злоупотребления должностными полномочиями.

Состав преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ, является материальным, то есть содержащим в объективной стороне обязательный признак состава - общественно-опасные последствия. В данном случае, как уже указывалось, последствия выражены в существенности нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. Существенность нарушения того или иного права либо законных интересов для каждого гражданина индивидуальна, так же как и для организации. При возбуждении уголовного дела по ст. 285 УК РФ существенность своих прав и законных интересов оценивает непосредственно гражданин, либо представитель организации.

Выводы по I главе

Таким образом, давая собственное определение злоупотребления должностными полномочиями, мы основываемся на понятии, заложенном в диспозиции статьи 285 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в международных нормах, при этом пологая, что злоупотребление должностными полномочиями - это совершаемое лицом, занимающим должностное положение в органе государственной власти или органе местного самоуправления, деяние, вопреки интересам службы, для извлечения личных выгод, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.


Глава II. Юридический анализ состава преступления – злоупотребления должностными полномочиями


§1. Объективные элементы преступления


В теории уголовного права до недавнего времени выделялось три вида объектов преступления: общий (описан выше), родовой и непосредственный. Указанная классификация была приемлема для УК РСФСР 1960 года. УК РФ 1996 года иначе формирует Особенную часть. Она делиться помимо глав, еще и на разделы. В связи с этим, некоторые ученые наряду с родовым объектом ст. 285 УК РФ выделяют и видовой объект[51]. Так, стоит согласиться с точкой зрения А.И. Марцевой, которая под видовым объектом преступления понимает следующее: «являясь составной частью родового объекта и объединяя совокупность родственных и взаимосвязанных общественных отношений, положен в основу деления преступлений на главы Особенной части УК»[52]. Статья 285 УК РФ помещена в главу 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» раздела 10 «Преступления против государственной власти», и, таким образом, по представлению законодателя родовым объектом данного преступления является совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование государственной власти, а, по представлению некоторых ученых, видовым объектом совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальное функционирование государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Здесь стоит отметить, что в целом и, в общем, видовой объект является разновидностью родового объекта преступления, и для характеристики преступления смысловой нагрузки не несет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты