Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Деятельность коммерческих и некоммерческих организаций осуществляется на основании законов и нормативно-правовых актов России, и не может быть направлена на причинения вреда правам и законным интересам граждан или организаций, а также охраняемым законом интересам общества и государства. Поэтому лицо, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, должно действовать в интересах своей организации и руководствоваться нормативно-правовой базой Российской Федерации, а также учредительными договорами и уставами своей организации.
Таким образом, по основному объекту преступления, злоупотребление полномочиями отличается от злоупотребления должностными полномочиями по характеру защищаемых интересов. В первом случае это будут интересы негосударственных предприятий, учреждений и организаций, а во втором исключительно государственных и муниципальных органов и учреждений.
Дополнительный объект - права и законные интересы граждан или организаций, а также охраняемые законом интересы общества и государства, указанных преступлений - идентичен.
Субъектом преступления злоупотребления полномочиями, согласно примечанию 1 к ст. 201 УК РФ, является лицо, постоянно, временно либо по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации независимо от форм собственности, а также в некоммерческой организации, не являющиеся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением.
Указанное лицо не является должностным лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления. Оно не обладает соответствующим статусом, правами и не реализует государственное управление, то есть, не призвано обеспечивать публичные интересы, а лишь в установленных законом пределах соблюдает их. Как правильно заметили А.Э. Жалинский и А.А. Энгельгардт А.А наделение лиц, выполняющих управленческие функции в коммерческих и некоммерческих организациях, функциями должностных лиц могло бы необоснованно расширить их полномочия, тем самым незаконно ограничив государственные монополии на осуществление властных функций[129].
В коммерческих и иных организациях лицо наделяется управленческими функциями на основании внутренних документов данной организации, в рамках действующего законодательства, и, как правило, на основании решений общих собраний учредителей. Лицо, выполняющее управленческие функции, являясь наемным рабочим, действует в рамках инструкции или положения.
Коммерческая или иная организация самостоятельно устанавливают статус лиц, выполняющих как организационно-распорядительные, так и административно-хозяйственные функции.
Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности лица выполняющего управленческие функции, не идентичны организационно-распорядительным и административно-хозяйственным обязанностям должностного лица в ст. 285 УК РФ, так как имеют самостоятельную правовую природу.
Организационно-распорядительные обязанностями лица, выполняющего управленческие функции, являются обязанности, также возложенные на лицо на основании внутренних документов данной организации и связанные с распоряжением деятельностью других работников организации.
Административно-хозяйственные обязанностями лица, выполняющего управленческие функции, являются обязанности, возложенные на лицо на основании устава, учредительного договора, инструкции данной организации и связанные с управлением имуществом данной организации.
По объективной стороне преступления ст. 201 УК РФ незначительно отличается от ст. 285 УК РФ. Здесь стоит обратить внимание, что в диспозицию ст. 201 УК РФ законодатель ввел термин «законным» интересам этой организации, а в ст. 285 УК РФ указано только «вопреки интересам службы». Видится, что отдельной смысловой нагрузки здесь нет. Законодатель лишь конкретизирует, что деятельность коммерческой и иной организации должна быть в рамках закона, а в ст. 285 УК РФ в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления это презюмируется. Как правильно отметили А.Э. Жалинский и А.А. Энгельгардт, к законным интересам относится и соблюдение порядка деятельности данной организации всеми субъектами отношений с ней, включая процедуру заключения сделок, предоставления услуг, поддержание расчетной дисциплины, соблюдения различных условий и факторов, определяющих конкурентоспособность данной организации[130].
Кроме того, в диспозиции ст. 201 УК РФ законодатель указал «существенный вред», тогда как в диспозиции ст. 285 УК РФ указано «существенное нарушение». Видится, что и здесь законодатель не заложил смысловое различие, а лишь подчеркнул, что незаконная деятельность лица, выполняющего управленческие функции, в коммерческой и иной организации может причинить именно вред, а незаконная деятельность должностного лица - нарушить права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или организации. На это обратил внимание и А.Н. Игнатов: «Понятие существенного вреда идентично той характеристике, которая дана при анализе ст. 285 УК РФ, и зависит от оценки суда по конкретному делу»[131].
Субъективная сторона указанных преступлений имеет ряд различий. Так, большинство ученых склонны утверждать, что злоупотребление полномочиями совершается только с прямым умыслом, так как в диспозиции указана цель преступления[132]. Позволим с данной точкой зрения не согласиться. Считаем, что лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой и иной организации, может совершить злоупотребление полномочиями с косвенным умыслом, то есть осознавать общественную опасность своих действий (бездействий), предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий, не желать, но сознательно допускать эти последствия либо относиться к ним безразлично. Указанная в диспозиции цель - извлечение выгод или преимуществ, говорит нам о цели деятельности лица, выполняющего управленческие функции, по обогащению, а не о цели причинения вреда данной организации, гражданам, обществу или государству. Данную точку зрения поддерживает A.M. Яковлев[133].
Мотив преступления – корыстная или иная личная заинтересованность является обязательным признаком, состава преступления, предусмотренного ст. 285 УК РФ, тогда как цель преступления может быть любая. А в ст. 201 УК РФ, наоборот, цель преступления - извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц либо нанесения вреда другим лицам, является обязательным признаком, тогда как мотив преступления может быть любой.
Указанные признаки субъективной стороны преступления являются важным звеном в отграничении злоупотребления должностными полномочиями от злоупотребления полномочиями.
Кроме того, стоит обратить внимание, что ст. 201 УК РФ не имеет особо квалифицирующего признака, а квалифицирующий признак «тяжкие последствия», по терминологии совпадает с особо квалифицирующим признаком ст. 285 УК РФ. Данные признаки имеют разную правовую природу, но идентичны по содержанию. Тяжкие последствия ст. 201 УК РФ, как и ст. 285 УК РФ, являются оценочным признаком и определяются судом с учетом всех обстоятельств дела. Это может быть серьезное нарушение деятельности организации, нарушение законных интересов большого числа граждан, причинение по неосторожности вреда здоровью граждан.
Помимо признаков составов преступлений, указанные преступления отличаются по порядку привлечения должностных лиц и лиц, выполняющих управленческие функции, к уголовной ответственности.
Так, в примечании 2 ст. 201 УК РФ указано, что если деяние причинило вред интересам исключительно коммерческой организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, уголовное преследование осуществляется по заявлению этой организации или с ее согласия. А в примечании 3 ст. 201 УК РФ указано, что если деяние причинило вред интересам других организаций, а также интересам граждан, общества или государства, уголовное преследование осуществляется на общих основаниях.
Указанная норма основана на п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации, где указано, что в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Здесь необходимо рекомендовать обращать внимание на учредительные документы организации - устав, учредительный договор, статуса данной организации, вида деятельности и формы образования. Кроме того, более пристально исследовать субъективную сторону преступления - на что направлен умысел должностного лица.
§3. Квалификация злоупотребления должностными полномочиями при конкуренции норм
Ю.Р. Хисматулина, давая понятие конкуренции уголовно-правовых норм, констатирует: «При совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи УК РФ. Однако иногда случается, что совершенное преступление предусматривается несколькими уголовно-правовыми нормами одновременно. Это свидетельствует об имеющейся конкуренции уголовно-правовых норм»[134].
Конкуренцию уголовно-правовых норм достаточно часто приходится преодолевать сотрудникам правоохранительных органов в процессе применения уголовного закона, как при квалификации преступления, так и при назначении наказания. Свои, особые признаки имеет ст. 285 УК РФ, так как является общей нормой по отношению ко многим нормам о служебных преступлениях. Характеризуя объективную сторону служебного преступления, А.Я. Аснис указал, что она состоит «в совершении деяния в связи со служебным положением, занимаемым лицом, его совершающим»[135], что практически является объективной стороной злоупотребления должностными полномочиями.
В Уголовном кодексе РФ 1996 года нашло законодательное закрепление правило, выработанное теорией права - специальный закон отменяет действие общего. В ч. 3 ст. 17 УК РФ установлено: «Если преступление предусмотрено общей и специальной нормами, совокупность преступлений отсутствует и уголовная ответственность наступает по общей норме». Как правильно заметил В.Н. Кудрявцев, общая норма шире по объему, охватывает более широкий круг деяний, а специальная - лишь частные случаи из этого круга. В то же время специальная норма богаче по содержанию, так как в ней предусматривается больше признаков, за счет которых она выделяется из общей[136]. Указанные признаки могут относиться к характеристике объекта, объективной и субъективной стороны, субъекта преступления.
Анализируя главу 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» можно сказать, что наиболее общей нормой здесь является норма о злоупотреблении должностными полномочиями. В ней в самом общем виде дана характеристика субъекта преступления (должностное лицо), самого деяния (использование своих служебных полномочий вопреки интересам службы) и последствий (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства). Уже в самой главе 30 УК РФ имеются специальные составы преступлений по отношению к злоупотреблению должностными полномочиями, различающиеся объективной стороной преступления:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15