Расследование злоупотребления должностными полномочиями

В Уголовном уложении 1903 г. было также дано законодательное определение понятия должностного лица, под которым понималось «всякое лицо, несущее обязанности или исполняющее временное поручение по службе государственной или общественной, в качестве должностного лица или полицейского, или иного стража, или служителя, или сельского, или мещанского управления».

В начале XX в. в период бурных экономических и государственных преобразований вновь встал вопрос об установлении ответственности высших государственных должностных лиц за злоупотребления по службе, превышение власти, её бездействие, должностной подлог, взяточничество и т.п. В проекте основного государственного закона, выработанном Союзом «Освобождение», было предложено установить ответственность за «умышленное нарушение основного государственного закона, а также за нанесение тяжкого ущерба интересам государства превышением, бездействием или злоупотреблением власти».[25] Предлагалось, чтобы для привлечения данной категории лиц был создан особый суд, действовавший на основе специального закона. Эта проблема получила широкое освещение в научной литературе того периода, но законодательного разрешения так и не нашла.

Сравнивая содержание Русской Правды с военно-уголовным законодательством Петра I, затем, анализируя уголовные законы эпохи Екатерины II, Александра I, Александра II и Николая II, следует заметить, что нормы о привлечении к уголовной ответственности за злоупотребления по службе развивались от реформы к реформе, первоначально обеспечивая охрану государственных интересов, затем, включая в этот объект деятельность государственного аппарата, общественные блага и, наконец, личность с ее правами и свободами. К 1917 г. развитие этих норм получило свое завершение, эффективность их применения зависела от государственной политики, от степени ответственности государства перед гражданином в стремлении сохранить достигнутый уровень прав и свобод.

С первых дней Советской власти действие уголовных и иных законов Российского государства было прекращено, и на смену им были предложены декреты, постановления, основным содержанием которых был призыв «арестовывать и передавать революционному суду народа всякого, кто посмеет вредить народному делу, будет ли такой вред проявляться в саботировании и вообще в каком бы то ни было сопротивлении великому делу мира, целью которого является твердая и неуклонная победа социализма, которая даст народам прочный мир и избавление от всякого гнета и от всякой эксплуатации»[26]. Для проведения государственных решений в жизнь была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия, наделённая правом принятия нормативных актов, имеющих силу закона и обязательных для исполнения всеми учреждениям, должностными лицами и гражданами. Была введена практика административных арестов граждан, а в последующем и административных расстрелов, применять которые имели право не только органы ВЧК, но и их комиссии на местах. Правовой основой для производства таких арестов могли быть обычные указания членов ВЧК либо членов СНК. Эти указания получали форму многочисленных записок, содержание которых красноречивее всего объясняют происходящие в тот период события и состояние законности в государстве, в деятельности должностных лиц, представляющих его на местах. Должностное злоупотребление расценивалось как бездействие власти либо попустительство и превышение власти, которые приравнивались к государственной измене. Характерно высказывание Н. Бухарина, сделанное им в 1914 г., что «чуть ли не вся страна управляется такими «записками»[27], в которых содержатся указания о массовых нарушениях прав человека: «Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели думать»[28]. Для реализации данных целей были созданы революционные трибуналы. Их компетенция была определена Декретом о суде № 1, который определял их полномочия и систему[29], послужившие основой массовых нарушений прав и интересов личности. Складывающаяся ситуация вызвала бурный протест со стороны видных умов русской интеллигенции, которые осуждали такую политику и тактику большевиков[30].

Превышение власти, нарушение законности прав и интересов граждан в те годы покрывалось революционными идеями, различного рода лозунгами, «социалистической целесообразностью». Не месть, а классовая целесообразность, интересы трудящихся в целом - вот что кладется в основу борьбы с должностными преступлениями. Выработанные многовековым историческим развитием нормы уголовного права России были преданы забвению. Право было отвергнуто и заменено политическими, антинародными решениями, от которых общество получило неизгладимый вред[31].

Между тем ради исторической объективности и справедливости необходимо проанализировать развитие советского уголовного законодательства с учетом исследуемых проблем, тем более что и в нём были позитивные аспекты борьбы с должностными злоупотреблениями. В научной литературе тех лет было принято рассматривать понятие должностного лица в широком смысле, так как по самому духу советского строя всякий служащий, занимая определенное место, выполняет задачи государственного характера, то с точки зрения современного строя всякий служащий является в то же время должностным лицом, как бы ни была незначительна его функция в общей системе управления. Должность - есть известное место по службе. Поэтому и занимающиеся чисто механическим трудом, например, перепиской бумаги, печатанием на пишущей машинке, несущие служительские обязанности в виде курьеров, рассыльных, сторожей и т.п. являются должностными лицами в широком смысле этого слова. Каждому из этих лиц отводятся известные функции, и каждое из них несёт определенные служебные обязанности и может нарушать их, сделаться субъектом преступления по службе[32].

Подобное мнение (а оно было распространенным) объяснялось политической обстановкой и проводимой государством уголовной политики, основной целью которого было закрепление проводимого властью террора, опиравшегося на революционное правосознание и революционную совесть. Согласно ст. 27 УК РСФСР 1922 г. должностные преступления относились к деяниям, направленным против нового порядка, и содержали суровые санкции: 10 лет лишения свободы, а при отягчающих обстоятельствах - расстрел. Обязательным признаком объективной стороны превышения власти Верховный суд РСФСР рассматривал угрозы, используемое оружие, насилие либо особо мучительные и оскорбляющие достоинство потерпевших действия[33].

Данные признаки остались неизменными и в УК РСФСР 1960 г. Уход от эпохи, в которой царило безвластие права и всевластие государства, превратившего жизнь людей в ад репрессивного тоталитаризма, уравнительной нищеты, необходим, и начавшееся движение вперед не может уже остановиться. Первый съезд народных депутатов СССР признал необходимость «решительного поворота внимания к человеку, к дальнейшей демократизации и гумманизации всех сфер общественной жизни, ее духовному обновлению, последовательному проведению принципа социальной справедливости»[34]. В этом направлении сделано немало. Ратифицирована Всеобщая декларация прав человека (от 10 декабря 1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (от 16 декабря 1966г.). На третьем съезде Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, которой права и свободы человека, его честь и достоинство объявлены высшей ценностью общества и государства. Всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. где принята Конституция Российской Федерации, которая закрепила основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов власти. В соответствии со ст.10 государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Для поддержания нормального правового режима и законности в 1994 г. принят Федеральный закон «О Конституционном суде Российской Федерации», в цели и задачи которого входит охрана суверенитета народов России, защита конституционного строя, основных прав и свобод человека, прав и законных интересов граждан и юридических лиц, поддержание верховенства и непосредственного действия Конституции Российской Федерации на всей территории России[35]. Существенным вкладом в формирование демократических начал государства является принятый 6 июля 1991 г. Закон «О местном самоуправлении в РСФСР»[36], определивший полномочия местных органов власти и управления и их должностных лиц. Это, в свою очередь, определило роль местных органов власти и управления. Шагом вперёд в строительстве действительной правоохранительной системы явилось принятие 18 апреля 1991 г. Закона РФ «О милиции»[37], деятельность которой строится на принципах законности, гуманизма, гласности, на уважении прав человека.

В связи с введением в действие с 1 января 1997г. Уголовного кодекса РФ 1996г. существенно изменилось законодательство о должностных преступлениях (последние, помимо всего прочего, получили новое название - преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления). Но по сей день, возникают вопросы толкования, казалось бы, давно известных понятий, допускаются ошибки в применении ст.ст. 285, 286, 290–293 УК РФ.

В соответствии со ст. 285 УК РФ злоупотребление должностными полномочиями – это «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства».


§2. Понятие злоупотребления должностными полномочиями


История государственной власти, начиная от произвола вождей и заканчивая разделением властей в современных условиях, есть, в действительности, борьба народа с произволом и злоупотреблениями власть предержащих. С целью ограничить произвол власть имущих выдвигались идеи правления законов, но не правителей, а для пресечения злоупотреблений была разработана теория разделения властей. Ш.Л. Монтескье писал: «Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет положенного ему предела. А в пределе - кто бы мог подумать - нуждается и сама добродетель. Чтобы не было возможности злоупотреблять властью, необходим такой порядок вещей, при котором различные власти могли бы взаимно сдерживать друг друга»[38].

Данный тезис является актуальным и в настоящее время. На данный момент в демократических государствах закреплен принцип взаимной ответственности государства и гражданина. В частности, в Конституции Российской Федерации 1993 года он нашел свое отражение в ст. 52: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняется законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты