Российское уголовное право

Для согласования этих непримиримостей, наряду с принуждением мы и должны использовать метод поощрения в уголовном праве как равноправный.

Источники уголовного права

Согласно ст. 1 УК РФ источником уголовного права является УК РФ 1996 г. Любые законы, устанавливающие или изменяющие уголовную ответственность, подлежат включению в УК РФ. Из этого указания ст. 1 УК РФ подавляющее большинство авторов делают вывод о том, что Уголовный кодекс является единственным источником уголовного права России.

В то же время, в силу ч. 2 ст. 1 УК РФ, уголовно-правовое значение имеют Конституция РФ и международные договоры России.

Последние применяются в качестве источников уголовного права в случае их ратификации в форме федерального закона (ст. 14 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации») и подлежат включению во внутреннее уголовное законодательство, т.е. в Уголовный кодекс (ч. 1 ст. 1 УК РФ).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (Бюллетень Верховного Суда РФ, 2003, N 12) указано, что международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государств обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом.

Однако в ряде случаев международно-правовые акты имеют непосредственное уголовно-правовое значение, без их включения вУК РФ. Это, например, касается вопросов уголовной ответственности лиц, пользующихся иммунитетом в силу международных договоров и конвенций России.

Таким образом, можно говорить о том, что международно-правовые документы могут быть непосредственными источниками уголовного права, что прямо соответствует принципу приоритета международного права над национальным (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ) и косвенно признается самим уголовным законом России (ч. 4 ст. 11 УК РФ – «4. Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных граждан, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами преступления на территории Российской Федерации разрешается в соответствии с нормами международного прав.»).

Следовательно, Конституцию РФ и международно-правовые договоры России необходимо признавать источниками уголовного права.

Кроме того, в науке последовательно обосновывается положение о признании судебного прецедента источником уголовного права. (На этой позиции, например, стоит А.В. Наумов - статья в Российской юстиции за 1994 г. «Судебный прецедент, как источник уголовного права»).

Действительно, решения Верховного Суда РФ по конкретным уголовным делам содержат фактически обязательные для правоприменителя правила квалификации того или иного преступления, назначения наказания и иные решения, толкующие применение положений Уголовного кодекса. Однако судебный прецедент может быть только толкующим норму источником национального уголовного права - собственно преступность и наказуемость деяния должны определяться законодательно.

Кроме того, в силу конституционного правила о приоритете международного права и вступления России во многие международные организации, в качестве источников национального уголовного права необходимо расценивать также решения международных организаций (международных судов), имеющие непосредственное уголовно-правовое значение.

В частности, к подобным решениям относятся решения Европейского суда по правам человека, толкующие положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, решения международных трибуналов: Нюрнбергского, по бывшей Югославии, по Руанде. Так как с 1 июля 2002 г. в силу вступил Римский статут Международного уголовного суда, то и решения последнего также в недалеком будущем станут источниками национального уголовного права России.

1.2 Задачи, функции и система уголовного права РФ


Задачи уголовного законодательства сформулированы в ст. 2 УК РФ.

Такими задачами являются: «охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений» (ч. 1).

Общей задачей уголовно-правового регулирования в настоящий период развития России следует признать всемерное замедление темпов роста преступности, стабилизацию ее уровня, удержание преступности в контролируемых государством рамках. Какие же это рамки – в последние годы это около 3 млн. зарегистрированных преступлений в год. Число осужденных лиц колеблется в пределах 1,5 - 2 млн. человек, по всем видам наказаний.

Конкретные (специфические) задачи, стоящие перед уголовным правом изложены в ст.2 УК.

Первой задачей законодатель провозглашает охрану от преступных посягательств таких объектов, как права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок, общественная безопасность, окружающая среда и конституционный строй.

Вторая задача уголовного законодательства состоит в обеспечении мира и безопасности человечества.

Третья задача, закрепленная Уголовным кодексом, заключается в предупреждении преступлений. Указанная задача включает в себя частную и общую превенцию, то есть предупреждение преступлений со стороны осужденных лиц (частная превенция) и предупреждение преступлений со стороны граждан, склонных к нарушениям уголовно-правовых запретов (общая превенция).

В тоже время, неотъемлемой задачей уголовного права является задача уголовной репрессии, т.е. применения принудительных мер государственного воздействия (в первую очередь наказания) к лицу, совершившему уголовно наказуемое деяние.

Осуществление задач, предусмотренных Уголовным кодексом, способствует реализации уголовной политики государства, включающей в себя основные направления, средства и методы борьбы с преступностью.

Задачи борьбы с преступностью решаются в деятельности законодательных и правоохранительных органов, участвующих в реализации уголовной политики.

Уголовный кодекс выполняет эти задачи способами, указанными в законе (ч. 2 ст. 2 УК):

во-первых, устанавливает основание (ст. 8 УК) и принципы уголовной ответственности (ст.ст. 3-7 УК);

во-вторых, определяет, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями (ст.ст. 14-42, 150, 360 УК);

в-третьих, устанавливает виды наказаний (ст.ст. 44-74 УК) и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений.

Задачи же уголовного законодательства определяют функции уголовного права, то есть основные направления его воздействия на общественные отношения. Теория уголовного права выделяет регулятивную, охранительную и превентивную функции.

Регулятивная функция уголовного права проявляется в прямом указании правоохранительным органам их задач, принципов, направлений деятельности, средств и методов борьбы с преступностью, а также в воздействии на поведение законопослушных граждан, которым закон предоставляет право на причинение вреда в состоянии необходимой обороны и при наличии других обстоятельств, исключающих преступность деяния.

Охранительная функция проявляется в защите наиболее значимых для государства общественных отношений, выступающих в уголовном праве в качестве объектов уголовно-правовой охраны (защищается жизнь, здоровье, имущество).

Превентивная (предупредительная) функция имеет две стороны: общее и специальное предупреждение преступлений. Общее предупреждений заключается в угрозе наказанием за совершение преступлений, она адресована всем гражданам.

Специальное (частное) предупреждение заключается в привлечении к уголовной ответственности, наказании и применении иных мер уголовно-правового характера в отношении лиц, совершивших преступление.

Ряд авторов наряду с указанными функциями выделяют воспитательную функцию. В основе указанной т.з. включение в уголовный закон некоторых специфических особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних.

Система уголовного права.

Уголовное право состоит из Общей и Особенной частей, неразрывно связанных между собой.

В Общей части - сформулированы понятия и задачи уголовного закона, его принципы, основания уголовной ответственности, понятия преступления и элементов его состава, обстоятельства, исключающие преступность деяния, понятие и цели наказания, система и виды наказаний, установлены основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также применение иных, не связанных с наказанием, мер уголовно-правового воздействия.

Особенная часть - представляет собой исчерпывающий перечень конкретных составов преступлений.

Общую и Особенную части следует рассматривать как элементы единой системы уголовного права. Будучи органически связанными, они лишь в единстве представляют собой уголовное право как единую, стройную систему уголовно-правовых норм. Нормы Общей и Особенной частей могут применяться только в совокупности.

Удачным представляется их сравнение как фундамента (Общая часть) и стен и крыши здания (Особенная часть), понятие уголовного закона, преступления и наказания, задачи, основания и принципы уголовной ответственности и т.д. Но как нет здания без фундамента, так и нет его без стен и крыши.

Близко к истине и утверждение, что без Общей части уголовное право – бессмысленно, а без Особенной – беспредметно.

Вместе с тем представляется излишне категоричным утверждение профессора Рарога А.И.о том, что «Общая часть, без Особенной, представляет собой свод хотя и важных, но безобидных, ввиду невозможности быть применёнными самими по себе декларациями, а Особенная часть – набор потенциально эффективных юридических инструментов, к которым не приложена инструкция по применению».

В действительности же Общая часть выполняя регулятивную функцию, включает и нормы, могущие быть применёнными непосредственно, например касающиеся обстоятельств исключающих преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость и д.р.).

1.3 Принципы уголовного права


а). Понятие и система принципов уголовного права.

Задачи, стоящие перед уголовным правом решаются, а реализация его функций осуществляется на основе определенных исходных начал, то есть принципов уголовного права.

Под принципами уголовного права следует понимать исходные основополагающие идеи, закрепленные в нормах уголовного законодательства, которые определяют содержание и направленность уголовного права в целом, либо находят отражение в отдельных его положениях и институтах.

В уголовном праве в зависимости от характера и содержания выделяют две основные группы принципов: общие правовые принципы (на которых основываются и иные отрасли права) и специальные (отраслевые) принципы уголовного права.

Общие принципы, действуя комплексно, пронизывают все содержание уголовного права, в том числе и остальные более узкие (специальные) принципы. В институтах уголовного права одновременно могут проявляться несколько принципов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты