Российское уголовное право

Принцип обратной силы уголовного закона также является конституционным (см. ст. 54 Конституции Российской Федерации).

Соответственно обратную силу имеет закон:

устраняющий преступность деяния;

смягчающий наказание;

иным образом улучшающий положение лица, совершившего преступление (сокращающий сроки давности привлечения к уголовной ответственности, увеличивающий возраст привлечения к ответственности и т.п.).

Соответственно, закон, устанавливающий преступность деяния, усиливающий наказание или иным образом ухудшающий положение лица, совершившего преступление, обратной силы не имеет (ч.1 ст.10 УК РФ).

Законом, устраняющим преступность деяния, и вследствие этого имеющим обратную силу, следует признавать тот, который:

декриминализирует деяние полностью (Например УК РФ 1996 г. декриминализировал заведомое поставление другого лица в опасность заражения венерическим заболеванием. Теперь это аморальный проступок. Декреминализирована ст. 200 УК – обман потребителей; ранее это коснулось так называемых «валютных операций»);

уменьшает круг предметов (потерпевших) посягательства;

повышает возраст ответственности;

сужает ответственность путем конкретизации или исключения альтернативного способа совершения преступления, его последствий, мотивов и целей, (ст. 213 – хулиганство признаётся таковым, если злостное нарушение общественного порядка имело место с применением оружия (конкретизация);

исключает одну из альтернативных форм вины.

2.4 Действие уголовного закона в пространстве

Под действием уголовного закона в пространстве понимается применение его на определённой территории и в отношении определённых лиц, совершивших преступление.

Общепринятая т.з. в том, что действие уголовного закона в пространстве определяется ст. ст. 11 и 12 УК России и базируется на четырёх основных принципах:

- территориальном;

- гражданства;

- универсальном;

- реальном.

Территориальный принцип (определяющий) предполагает, что любое лицо, совершившее преступление на территории Российской Федерации, подлежит уголовной ответственности по УК России. Исключение составляют иностранные граждане (подданные), пользующиеся дипломатическим иммунитетом (принцип экстерриториальности).

В соответствии с ч. 2 ст. 11 УК РФ преступления, совершенные в пределах территориального моря или воздушного пространства Российской Федерации, признаются совершенными на ее территории. Действие УК распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Принцип гражданства (ч. 1 ст. 12 УК России (в ред. ФЗ от 27.07. 2006 г. №153-ФЗ) заключается в том, что граждане России, равно, как и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие преступление за ее пределами, подлежат ответственности по УК России, если:

совершенное деяние направлено против интересов охраняемых уголовным кодексом РФ;

если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Исключение составляют военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующиеся на территории иностранных государств. При совершении ими преступлений ответственность наступает по УК России, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч.2 ст.12). Некоторые учёные, (например Ю.М. Ткачевский) считают, что в рассматриваемой норме установлен покровительственный принцип или принцип специального режима.

Универсальный и реальный принципы (ч. 3 ст. 12 УК России) означает предание преступника суду вне зависимости от места совершения им преступления и его гражданства.

Отражением универсального принципа является указание в ч.3 ст.12 УК на то, что в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации за преступления совершённые вне пределов Российской Федерации не гражданином России или лицом без гражданства, если преступление направлено против интересов Российской Федерации, либо гражданина Российской Федерации, либо постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, ответственность может наступать по УК РФ в случаях, если преступник задержан и привлечён к ответственности на территории РФ и не был осужден в иностранном государстве. Чаще всего применение универсального принципа имело место в случаях захвата и угона самолётов, наркобизнеса и международного терроризма.

Реальный принцип при решении вопроса о применении уголовного закона исходит из того, против кого направлено совершённое преступление (Против России?).

Эти (два последних) принципы реализуются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, совершивших преступление вне ее пределов, которые подлежат ответственности по УК России в случаях:

- предусмотренных международным договором (универсальный принцип) либо если преступление направлено против интересов России (реальный принцип);

- если указанные лица не были осуждены в иностранном государстве;

- если указанные лица привлекаются к ответственности на территории Российской Федерации.

(Обязательно соблюдение всех условий).

Пример: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу К. на определение Курганского областного суда от августа 2006 года, по которому отказано в удовлетворении жалобы К. об отмене постановления заместителя Генерального прокурора РФ о выдаче его правоохранительным органам Кыргызской Республики.

Судебная коллегия установила: постановлением заместителя Генерального прокурора РФ от мая 2006 года К., 1960 года уроженец Северо-Казахстанской области Республики Казахстан, выдан правоохранительным органам Кыргызской Республики для привлечения к уголовной ответственности за побег из мест лишения свободы.

Не согласившись с постановлением, К. обжаловал его в Курганский областной суд. Определением Курганского областного суда в удовлетворении жалобы К. отказано.

К. просит отменить определение суда, указывая, что истек срок давности со дня совершения преступления, в связи с которым принято решение о его депортации. Отмечает, что в Кыргызской Республике применяются недозволенные методы следствия, а он желает проживать в Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, препятствий, предусмотренных ст. 464 УПК РФ, согласно которым выдача К. правоохранительным органам Кыргызской Республики недопустима или в выдаче может быть отказано, не имеется.

24 декабря 1997 года следователем СО ГУИН МВД Кыргызской Республики вынесено постановление о привлечении К. в качестве обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 190 ч. 1 УК Кыргызской Республики, санкция которой предусматривает наказание до 3-х лет лишения свободы, которая соответствует ч. 1 ст. 313 УК Российской Федерации, санкцией которой также предусмотрено наказание в виде лишения свободы до 3-х лет. 25 декабря 1997 года в отношении К. избрана мера пресечения в виде заключения под стражу и 26 декабря 1997 года он объявлен в розыск.

Эти обстоятельства подтверждены имеющимися копиями соответствующих постановлений, текстом закона (ст. 190 ч. 1 УК Кыргызской Республики) о преступлении, в совершении которого обвиняется К., что соответствует требованиям статьи 58 Минской Конвенции от 22 января 1993 года "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам".

В соответствии с ч. 1 ст. 462 УПК РФ и пунктом 1 ч. 3 ст. 462 УПК РФ Российская Федерация в соответствии с международным договором или на основе принципа взаимности может выдать иностранному государству иностранного гражданина или лицо без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора за деяния, которые являются уголовно наказуемыми по уголовному закону Российской Федерации и законам иностранного государства, направившего запрос о выдаче лица. Выдача лица может быть произведена, если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования.

К. гражданином Российской Федерации не является.

К.был зарегистрирован и постоянно проживал на территории Кыргызской Республики и является гражданином Кыргызской Республики.

Согласно справке Управления Федеральной миграционной службы (УФМС) России по Курганской области за политическим убежищем, за приобретением статуса беженца не обращался, по учетам областного адресно-справочного бюро и УФМС по Курганской области не значится, по вопросу получения гражданства Российской Федерации не обращался.

При таких обстоятельствах оснований для отмены определения суда не имеется.

Выдача преступников (экстрадиция)

В общем виде в УК России урегулированы вопросы экстрадиции - выдачи лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации (см. ст.13 УК России), за исключением собственных граждан, которые выдаче не подлежат.

В практике международных отношений, связанных с борьбой с преступностью, серьезное значение имеет проблема выдачи преступников, совершивших преступления на территории одного государства, но находящихся на территории другого.

Выдача преступников - это передача преступника государством, на территории которого он находится, другому государству для суда над ним или для применения к нему наказания.

Вопросы выдачи преступников непосредственно связаны с проблемой предоставления убежища иностранцам, преследуемым в другом государстве.

Проблемы выдачи преступников и предоставления убежища возникли еще в древности и неоднозначно решались в различные исторические периоды. Особенно остро эти вопросы стояли в период холодной войны между государствами двух систем.

В современном международном праве утвердилась позиция, что убежище может предоставляться только лицам, совершившим политические преступления в другом государстве. Лица, совершившие общеуголовные преступления, не мог пользоваться правом убежища. Вместе с тем имеем обратного порядка прецеденты: Закаев – Березовский.

Конституция РФ содержит принципиальные положения о выдаче преступников и предоставлении права убежища. Так, ст. 61 Конституции говорится, что "гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству". Положение о выдаче преступников включено в Российское уголовное законодательств впервые.

В соответствии с Конституцией в ч. 1 ст. 13 УК указано: "Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству".

Позиция о невыдаче своих граждан другому государству для привлечения к ответственности разделяется многими современными государствами. Набивший оскомину пример с требованием Великобритании о выдаче гр. России Лугового по так называемому делу Литвиненко.

Что же касается иностранцев или лиц без гражданства, то вопрос об их выдаче решается на основе международные договоров о юридической помощи или путем дипломатический переговоров. В борьбе с преступлениями, признаваемыми всеми государствами, действует принцип: «Выдать или наказать».

До настоящего времени не потерял актуальности вопрос о выдаче военных преступников второй мировой войны, совершивших тяжкие злодеяния на оккупированных территориях. (В УК РФ последние ст. этому посвящены).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты