В завершении отметим, что новым Федеральным законом №229-ФЗ фактически поставлена точка в споре о том, существует ли так называемая исполнительная ответственность как особый вид публично-правовой ответственности или соответствующие нормы являются нормами института административной ответственности. В соответствии со ст. 113 Федерального закона №229-ФЗ указано, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, а также других нарушений законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает штраф в порядке и в размере, предусмотренных КоАП РФ (например, ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве»).
1.2 Виды санкций в исполнительном производстве
В соответствии с законодательством об исполнительном производстве существует три вида санкций – исполнительский сбор (ст. 112 ФЗ Федерального закона №229-ФЗ), штрафы, налагаемые судебными приставами-исполнителями (ст. 113 ФЗ «Об исполнительном производстве»), расходы по совершению исполнительных действий (ст. 116 Федерального закона №229-ФЗ).
В ч. 1 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ вводится определение понятия «исполнительский сбор», который является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. №13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона №229-ФЗ в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» такой сбор в перечне налогов и сборов, которые устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом РФ, не указан, и, следовательно, он не относится к сборам в смысле ст. 57 Конституции РФ, а также он не является государственной пошлиной в смысле ст. 1 Федерального закона «О государственной пошлине» [14].
Кроме того, в данном Постановлении Конституционного Суда РФ указывается на то, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. При этом исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Все указанные признаки исполнительского сбора можно найти в ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ.
Исходя из вышеуказанного определения понятия «исполнительский сбор» можно выделить следующие его признаки:
1) указанный сбор, также как и административный штраф, является денежным взысканием (ст. 3.5 КоАП РФ);
2) применяется к должнику только в случае неисполнения в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного документа, а также в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства подлежащего немедленному исполнению, в случае неисполнения исполнительного документа.
В соответствии с ч. 3 и 4 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы, но не менее 500 рублей для должников – физических лиц и 5 000 рублей для должников – юридических лиц. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере 500 рублей, с должника-организации – 5 тыс. рублей [6].
Исполнительский сбор за неуплату периодических платежей исчисляется с суммы каждой задолженности в отдельности.
При исчислении долга в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель исчисляет исполнительский сбор в рублях в размере, рассчитанном исходя из установленного Банком России официального курса иностранной валюты на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Исполнительский сбор подлежит зачислению в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 46 Бюджетного Кодекса РФ [2] суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве подлежат зачислению в федеральный бюджет – по нормативу 100%.
Новый Федеральный закон достаточно полно и детально описал процедуру привлечения судебными приставами виновных лиц к административной ответственности (в виде штрафа) за нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 113), например банка или кредитной организации (ст. 114) [48, с. 9].
В ст. 113 Федерального закона №229-ФЗ говорится, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает штраф в порядке и в размере, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях [46, с. 18].
КоАП РФ дополнен двумя новыми статьями: ст. 17.14 «Нарушение законодательства об исполнительном производстве» и ст. 17.15 «Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера». В указанных статьях определены размеры штрафа, налагаемого за соответствующие правонарушения на граждан, должностных лиц и юридических лиц [43, с. 404]. В этом случае судебный пристав-исполнитель налагает на виновное лицо штраф.
Кроме того, в указанной норме предусмотрена административная ответственность банков или иных кредитных организаций в случае неисполнения ими в установленный Законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживании счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах. В этом случае судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.
В ч. 2 чт. 113 Федерального закона №229-ФЗ предусмотрены особенности наложение штрафа на должника в случае неисполнения им содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебными приставом-исполнителем.
Данной статьей предусмотрены случае неоднократного неисполнения содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, то штраф на должника налагается за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок.
Статью 113 Федерального закона №229-ФЗ следует также рассматривать в контексте с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. №225-ФЗ «О внесение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6], которым были внесены изменения в КоАП РФ, вступившие в силу с 1 февраля 2008 г.
Указанным Федеральным законом гл. 17 «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти» КоАП РФ дополнена новыми статьями 17.14 и 17.15, в которых устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства об исполнительном производстве и неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1 и 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ, рассматривает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов.
При этом рассматривать дела об административных правонарушениях от имени выше указанного органа вправе судебные приставы-исполнители.
Согласно ч. 4 при наличии в действиях лица, нарушающего законодательство РФ об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности. Таким преступлением, например, могут быть деяния, предусмотренные ст. 315 «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта» УК РФ [5].
Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
Расходы по совершению исполнительных действий относятся к санкциям компенсационного характера.
К расходам по совершению исполнительных действий относятся денежные средства, затраченные на перевозку, хранение и реализацию имущества должника; вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсацию понесенных ими, а также понятыми расходов; перевод (пересылку) взыскателю денежных средств; розыск должника, его имущества, розыск ребенка; проведение государственной регистрации прав должника. Указанный перечень является открытым, в связи, с чем судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства имеет возможность по своему усмотрению к таким расходам отнести и иные расходы, возникшие в процессе принудительного исполнения исполнительного документа [41, с. 41 – 42].
Расходы по совершению исполнительных действий возмещаются за счет должника.
Порядок возмещения федеральному бюджету и иным лицам расходов, понесенных ими в связи с совершением исполнительных действий определяется ст. 117 Федерального закона №229-ФЗ.
Поскольку на момент совершения исполнительных действий денежные средства могут быть еще не взысканы с должника, Законом предполагается механизм согласно которому в данных случаях судебным приставом-исполнителем используются денежные средства федерального бюджета (специально выделяемые ФССП России на эти цели), а также взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Указанные денежные средства в последующем возмещаются федеральному бюджету и иным лицам за счет денежных средств, взысканных с должника.
В тех случаях, когда исполнительное производство прекращено в связи с отменой или признанием недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета и с должника не взыскиваются.
О взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесении их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом, а также возмещении расходов лицу, которое их понесло, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, которое должно быть утверждено старшим судебным приставом.
Исполнение указанного постановления осуществляется в рамках исполнительного производства, в процессе которого оно было вынесено судебным приставом-исполнителем или в рамках отдельного исполнительного производства возбужденного на основании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов по совершению исполнительных действий. Это производится в тех случаях, когда при окончании или прекращении основного исполнительного производства постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий не исполнено или исполнено частично [49, с. 302].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9