В судебной практике также встречаются случаи, когда суд отказывает заявителю в снижении размера исполнительского сбора.
В соответствии со статьей 112 Закона исполнительский сбор возвращается должнику в следующих случаях:
– при отмене судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ;
– при отмене исполнительного документа;
– при отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Порядок возвращения должнику исполнительского сбора определяется Правительством Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. №550 «Об утверждении правил возврата должнику исполнительского сбора» [10] возврат исполнительского сбора осуществляется на основании заявления, представляемого должником в структурное подразделение территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
В заявлении указываются реквизиты банковского счета для перечисления средств, реквизиты вклада, открытого в кредитной организации, либо адрес должника-гражданина для перевода средств через отделения почтовой связи.
К заявлению прилагаются заверенные судом копии вступившего в законную силу судебного акта об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, либо документа, подтверждающего отмену судебного акта, акта другого органа или должностного лица, на основании которых был выдан исполнительный документ, исполнительного документа, постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, либо постановления судебного пристава-исполнителя о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора [45, с. 224].
Возврат исполнительского сбора производится в срок, не превышающий 30 дней с даты принятия заявления структурным подразделением территориального органа Федеральной службы судебных приставов, в котором был взыскан исполнительский сбор.
В соответствии со статьей 110 Закона исполнительский сбор из суммы денежных средств (в том числе полученных от реализации имущества), взысканных судебным приставом-исполнителем с должника, оплачивается в третью очередь (после удовлетворения в полном объеме требований взыскателя, в том числе понесенных им расходов по совершению исполнительных действий, и возмещения расходов по совершению исполнительных действий).
Исполнительский сбор по исполнительным производствам неимущественного характера уплачивается во вторую очередь (после возмещения расходов по совершению исполнительных действий).
Существует особый порядок взыскания исполнительского сбора при заключении мирового соглашения и отзыве исполнительного документа взыскателем.
Под мировым соглашением понимается соглашение сторон о взаимных уступках по правам и обязанностям в спорном или установленном правоотношении. Мировое соглашение может быть заключено как в судебном заседании, так и в процессе исполнительного производства. В любом случае оно подлежит утверждению судом.
С учетом того, что исполнительский сбор является санкцией, взыскиваемой с должника за неисполнение требований исполнительного документа, заключение взыскателем и должником мирового соглашения не освобождает должника от ответственности за неисполнение указаний судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении исполнительного документа. Следовательно, постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное до утверждения судом мирового соглашения между должником и взыскателем, подлежит исполнению [39, с. 14].
Аналогичным образом решается вопрос о взыскании исполнительского сбора после окончания исполнительного производства в связи с отзывом взыскателем исполнительного документа. Отзыв исполнительного документа взыскателем не освобождает должника от ответственности за неисполнение указаний судебного пристава-исполнителя о добровольном исполнении исполнительного документа. Судебная практика на этот счет не однозначна. Так Арбитражный суд Свердловской области в решении от 11.07.2007 по делу №А60–10540/2007-С6 указал, что отзыв исполнительного документа взыскателем после истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения исполнительного документа, не может являться основанием для освобождения должника от уплаты исполнительского сбора. Действия судебного пристава-исполнителя, направленные на взыскание с должника исполнительского сбора, не нарушают прав и охраняемых законом интересов должника. Однако ФАС Уральского округа в постановлении от 10.01.2008 №Ф09–10835/07-С1 высказал иную точку зрения на этот счет, ссылаясь на действующие в тот период времени нормы Закона об исполнительном производстве 1997 г. [37, с. 32].
Согласно части 7 статьи 33 Закона, если в процессе исполнения исполнительного документа изменились место жительства должника, место его работы или место его нахождения, либо выяснилось, что имущество должника, на которое можно обратить взыскание, по прежнему месту нахождения отсутствует, то судебный пристав-исполнитель продолжает исполнительное производство в порядке, установленном частью 6 статьи 33 Закона, либо составляет акт, оканчивает исполнительное производство и не позднее следующего дня после дня его составления направляет исполнительный документ и постановление о взыскании исполнительского сбора вместе с копией этого акта судебному приставу-исполнителю по новому месту жительства должника, месту его работы, месту его нахождения либо по новому месту нахождения имущества должника.
В данном случае для учета взысканных сумм, при взыскании исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем по новому месту совершения исполнительных действий, исполнительский сбор перечисляется на депозитный счет структурного подразделения территориального органа ФССП России, которым производилось взыскание. Сумма взысканного исполнительского сбора учитывается в отчетности структурного подразделения территориального органа ФССП России, которым производилось взыскание [17].
В соответствии со статьей 34 Федерального закона №229-ФЗ в сводное исполнительное производство объединяются возбужденные в отношении одного должника несколько исполнительных производств имущественного характера, а также возбужденные в отношении нескольких должников исполнительные производства по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя.
В рамках сводного исполнительного производства, возбужденного в отношении одного должника, исполнительский сбор взыскивается после полного удовлетворения требований взыскателя и возмещения расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с очередностью, установленной статьей 110 Федерального закона №229-ФЗ.
В соответствии со статьей 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, как полностью, так и в части долга. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
При полном исполнении требований исполнительного документа одним из солидарных должников исполнительные производства в отношении других солидарных должников могут быть окончены по пункту 2 части 1 статьи 47 Федерального закона №229-ФЗ при условии представления одной из сторон исполнительного производства соответствующему судебному приставу-исполнителю финансовых документов, подтверждающих факт полной оплаты задолженности по исполнительному документу.
При решении вопроса о взыскании исполнительского сбора при исполнении требований исполнительных документов в отношении солидарных должников необходимо учитывать, что исполнительский сбор является мерой ответственности должника за неисполнение в установленный срок требований исполнительного документа [32, с. 80].
В связи с изложенным постановление о взыскании исполнительского сбора следует выносить в отношении каждого солидарного должника, а затем взыскивать исполнительский сбор до полного взыскания суммы исполнительского сбора по исполнительному документу.
Вместе с тем необходимо учитывать, что общая сумма взысканного исполнительского сбора со всех солидарных должников не должна превышать 7% от суммы, подлежащей взысканию.
За 2008 год Управлением Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области взыскано 84 млн. 610 тыс. рублей исполнительского сбора. Для сравнения в 2007 году было взыскано 60 млн. 821 тыс. рублей исполнительского сбора [31].
Итак, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
2.2 Штрафы, налагаемые судебными приставами-исполнителями за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве
Судебным приставам и другим должностным лицам ФССП России КоАП РФ предоставлены широкие полномочия по составлению протоколов (возбуждению дел) об административных правонарушениях, посягающих на институты государственной власти, порядок управления. В случаях, предусмотренных Федеральным законом №229-ФЗ и КоАП РФ, судебному приставу-исполнителю предоставлено право выносить постановление о наложении штрафа без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанные случаи рассмотрены ниже.
Территориальные органы ФССП России осуществляют значительную работу по пресечению административных правонарушений. Количество возбужденных в 2007 году дел об административных правонарушениях по сравнению с 2006 годом увеличилось на 6% и превысило 152,5 тыс. дел. Причем 67% из них возбуждено судебными приставами-исполнителями. Должностных лиц территориальных органов ФССП России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, можно распределить по группам следующим образом:
1) руководство территориальных органов ФССП России (руководители – главные судебные приставы субъектов Российской Федерации, их заместители);
2) должностные лица структурных подразделений аппарата территориальных органов ФССП России (начальники отдела организации работы судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, отдела организации исполнения судебных решений, отдела дознания и административной практики; их заместители, старшие дознаватели, дознаватели);
3) должностные лица районных, межрайонных и специализированных отделов судебных приставов территориальных органов ФССП России (старшие судебные приставы – начальники отделов, судебные приставы-исполнители, судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов) [11].
Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, наступает при условии, что эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности [45, с. 225]. Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Круг лиц (граждан и организаций), участвующих в исполнительном производстве, определенный Федеральным законом №229-ФЗ, довольно широк. Эти лица имеют разный процессуальный статус. За допущенные правонарушения к административной ответственности могут быть привлечены как стороны исполнительного производства (взыскатель и должник), так и лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе, в порядке, установленном Федеральным законом №229-ФЗ и иными федеральными законами (должностные лица, граждане, организации, в том числе государственные органы, органы местного самоуправления, кредитные организации). Кроме того, административная ответственность распространяется и на иных лиц, содействующих исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, к которым, в частности, относятся переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество [32, с. 19].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9