Возмещение расходов, понесенных взыскателем, осуществляется в первую очередь наряду с требованиями взыскателя, содержащимися в исполнительном документе, а расходы, понесенные федеральным бюджетом и иными лицами, возмещаются во вторую очередь.
Расходы по совершению исполнительных действий, совершенных в процессе принудительного исполнения исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, возмещаются в первую очередь.
Поскольку институт расходов по совершению исполнительных действий на практике судебными приставами-исполнителями применяется редко и не имеет особой роли в исполнительном производстве как разновидность санкции в понимании неблагоприятного последствия, в своей работе я не буду рассматривать особенности их применения.
Поведем итоги первый главы.
Санкция – это мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определенные неблагоприятные последствия.
В соответствии с законодательством об исполнительном производстве можно выделить следующие виды санкций – исполнительский сбор, штрафы, налагаемые судебными приставами-исполнителями, расходы по совершению исполнительных действий.
Исполнительский сбор – это не просто платеж за совершение определенных юридически значимых действий, а прежде всего, мера имущественной ответственности должника за совершение им противоправного действия – уклонения от исполнения судебного акта. Основная цель исполнительского сбора – это предупреждение правонарушения на будущее, своеобразная превентивная мера воздействия на должника с целью быстрого и добровольного исполнения исполнительного документа.
В ст. 113 Федерального закона №229-ФЗ говорится, что в случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя, законодательства об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель налагает штраф в порядке и в размере, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях.
Расходами по совершению исполнительных действий являются денежные средства федерального бюджета, взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве, затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения.
2. Особенности применения санкций в исполнительном производстве
2.1 Применение санкций в виде исполнительского сбора
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.
Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона №229-ФЗ срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, т.е. судебный пристав-исполнитель при возбуждении исполнительного производства имеет право должнику установить по своему усмотрению срок для добровольного исполнения от 1 до 5 дней включительно. Как правило, срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа устанавливается 5 дней. Нередко установление должнику маленького срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа порождает жалобы на действия судебного пристава-исполнителя [50, с. 312]. Так решением Железнодорожного районного суда г. Новосибирска по делу №13–28\07 [28] в жалобе на действия судебного пристава-исполнителя по установлению 1 дня для добровольного исполнения требований исполнительного документа было отказано.
Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе, например, если суд решил обязать должника освободить занимаемые им помещения по определенному адресу в срок до 01.06.2009 года, а взыскатель предъявил исполнительный лист в службу судебных приставов 05.05.2009 года, то судебный пристав-исполнитель при возбуждении исполнительного производства устанавливает должнику срок для добровольного исполнения 01.06.2009 года [45, с. 461].
Федеральный закон №229-ФЗ определяет категории исполнительных документов, при возбуждении исполнительных производств по которым срок для добровольного исполнения не устанавливается. К ним относятся:
1) постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
2) о восстановлении на работе;
3) об административном приостановлении деятельности;
4) о конфискации имущества;
5) исполнительные документы об обеспечительных мерах;
6) исполнительные документы при последующих предъявлениях исполнительного документа.
Постановление о взыскании исполнительского сбора является исполнительным документом и должно соответствовать требованиям статьи 14 Федерального закона №229-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 115 Федерального закона №229-ФЗ и Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 г. №13-П постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является, по сути, актом о применении меры взыскания штрафного характера, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий; утверждается старшим судебным приставом и заверяется печатью структурного подразделения территориального органа ФССП России.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федерального закона №229-ФЗ в постановлении судебного пристава-исполнителя должны быть указаны:
1) наименование подразделения судебных приставов и его адрес;
2) дата вынесения постановления;
3) должность, фамилия и инициалы лица, вынесшего постановление;
4) наименование и номер исполнительного производства, по которому выносится постановление;
5) вопрос, по которому выносится постановление;
6) основания принимаемого решения со ссылкой на федеральные законы и иные нормативные правовые акты;
7) решение, принятое по рассматриваемому вопросу;
8) порядок обжалования постановления (см. приложение А).
В соответствии со статьей 112 Федерального закона №229-ФЗ исполнительский сбор по исполнительным производствам имущественного характера устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества. Размер исполнительского сбора, взыскиваемого по исполнительным производствам, возбужденным на основании исполнительных документов, содержащих требования неимущественного характера, установлен в твердой денежной сумме: с должника-гражданина – 500 рублей, с должника-организации – 5 000 рублей.
В соответствии со статьей 72 Закона при исчислении долга в иностранной валюте судебный пристав-исполнитель устанавливает исполнительский сбор в рублях в размере, рассчитанном исходя из установленного Банком России официального курса иностранной валюты на день вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
При исполнении требований исполнительных документов о взыскании денежных сумм может возникнуть ситуация, когда должник частично исполнил требования до возбуждения исполнительного производства либо в срок, установленный для добровольного исполнения. В данном случае при вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, что исполнительский сбор рассчитывается от суммы, подлежащей фактическому взысканию на день окончания срока для добровольного исполнения.
В случае предоставления должником доказательств добровольного погашения части задолженности до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора указанное постановление подлежит изменению в части суммы исполнительского сбора, подлежащего взысканию.
При исчислении размера исполнительского сбора при исполнении требований исполнительного документа сочетающего в себе действия как имущественного, так и неимущественного характера, окончательная сумма исполнительского сбора будет состоять из суммы за неисполнение имущественной части исполнительного документа и суммы за неисполнение неимущественной части исполнительного документа.
По исполнительным производствам о взыскании периодических платежей и алиментов исполнительский сбор исчисляется и взыскивается с суммы каждой задолженности в отдельности [17].
Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. В соответствии с п. 1 ст. 46 БК РФ суммы денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве подлежат зачислению в федеральный бюджет – по нормативу 100%. Федеральный закон №229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
С учетом степени вины должника в неисполнении в установленный срок исполнительного документа, имущественного положения должника и иных существенных обстоятельств суд принимает решение об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора. Кроме того, суд вправе уменьшить размер исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть от размера, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя. Аналогичная позиция изложена в информационном письме Президиума ВАС РФ от 21.06.2004 №77 [15]: «арбитражный суд вправе по заявлению должника уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава исполнителя, с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств…».
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
При принятии судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора исполнительное производство в части взыскания исполнительского сбора в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 40 Закона приостанавливается судебным приставом-исполнителем.
Решение суда о полном или частичном удовлетворении заявления или иска должника обращается к немедленному исполнению.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма.
При уменьшении судом размера исполнительского сбора постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора считается измененным соответствующим образом. В этом случае должнику возвращается излишне взысканная с него денежная сумма. В настоящий момент арбитражная практика располагает более чем десятком мотивов, по которым арбитры снижали и снижают исполнительский сбор [47, с. 23]. Например, судьи вполне могут снизить их размер «благодаря» тяжелому материальному положению должника, а также значительности подлежащей взысканию суммы [21; 22]. Если же судьи убедятся в том, что предприятием были приняты все меры для того, чтобы задолженность перед государством была погашена, но «обстоятельства оказались сильнее их намерений», то размер исполнительского сбора может быть снижен [22]. Вообще, значительность взыскиваемых средств довольно часто является причиной снижения исполнительского сбора [34, с. 9 – 12]. Также следует упомянуть решение Арбитражного суда Новосибирской области по делу №А45–15267/07–40/389 которым исполнительский сбор с 245910,08 рублей был снижен до 70260 рублей, что составило 2% от суммы взыскания по исполнительному производству [20].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9